Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН Владимира Ивановича Кашина на парламентских слушаниях «Законодательные аспекты развития сельскохозяйственной кооперации».
Уважаемые товарищи!
День сегодня особый – только что мы завершили обсуждение и принятие во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2019-2021 годы. В этой связи хочу вам доложить о том, что наша с вами напряжённая борьба за увеличение бюджетного финансирования АПК дала свой результат.
Если говорить о 2019 годе, то объемы финансирования государственной программы развития сельского хозяйства увеличены более чем на четверть и составят 304 млрд. рублей! При этом поддержку получили практически все предложенные нами подходы.
В части финансирования технического перевооружения мы добились выделения к тем 2 млрд. рублей, которые предложило Правительство Российской Федерации, дополнительных 6 млрд. рублей. При этом наша задача с достигнутых 8 млрд. в дальнейшем выйти на уровень 15 млрд. рублей.
Нам удалось добиться существенного увеличения погектарной поддержки и поддержки на литр молока. Таким образом в 2019 году мы вышли на 11 и 8 млрд. рублей соответсвенно. Теперь наша задача – удвоить эти цифры.
Отдельно также стоит отметить выделение 7,4 млрд. рублей на фермерские хозяйства, выведение с нуля на 5 млрд. рублей поддержку по капексам (дальше будем бороться за 10 миллиардов). Аналогичная ситуация по льготному кредитованию, племенному животноводству.
Главная же наша борьба – за устойчивое развитие сельских территорий.
Все наши малые формы хозяйствования, фермеры, работники СПК, акционерных обществ, потребительских кооперативов – все живут в деревнях, селах, и очень важно обеспечить для них наиболее благоприятные условия жизни.
Сельские территории через продовольственную безопасность обеспечивают национальную безопасность России, фактически являются берегиней всей нашей большой территории. Поэтому мы очень жестко отреагировали на попытку ликвидировать подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий», в том числе доказательно доносили свою позицию до Министра финансов, Председателя Правительства и Президента. Мы все вроде бы все выступаем за нашу Россию-матушку, но все равно появляются непонятные структуры, которые хотят оставить лишь городские агломерации, и чтобы о деревне никто не вспоминал.
Мы ещё раз сегодня сказали: окрасьте деньги, выделяемые в бюджете на развитие сельских территорий! Сельских жителей у нас 38 миллионов человек - четверть населения страны. Вот и зафиксируйте поддержку села по каждому направлению: в здравоохранении, в образовании, культуре, спорте, ЖКХ, связь, и т.д. исходя из доли сельского населения!
На дорожное строительство сегодня выделяется больше 1 трлн. рублей. При этом до сих пор всего 30 процентов деревень имеют связь по дорогам с твёрдым покрытием. А если взглянуть на состояние дорог к производственным центрам, то там совсем все плохо.
Повторюсь, мы получили поддержку со стороны первых лиц в государстве – уже есть поручение Президента Российской Федерации о разработке и утверждении до 1 июня 2019 года новой государственной программы «Развитие сельских территорий». И в этой работе мы будем активно взаимодействовать с Министерством сельского хозяйства и Правительством Российской Федерации.
Следующее, на чем считаю необходимым сегодня заострить внимание – поручение Президента Российской Федерации, данное в рамках майского указа, довести экспорт продукции сельского хозяйства до 45 млрд. долларов.
Где мы сейчас находимся видно из графика.
Сегодня Россия экспортирует продукции сельского хозяйства всего на 20 млрд. долларов. То есть для отрасли поставлена цель удвоить объемы экспорта!
В этой связи у нас возникает справедливый вопрос - за счет чего будет обеспечен этот рост? Ведь в последние годы наши крестьяне удерживают объемы производства зерна на уровне более 115 млн. тонн с большим трудом. Это уровень 1990-го года. В текущем году, возможно, будет 106-107 млн. тонн. И это с хорошими сортами, с государственной поддержкой. Кроме того, чтобы прокормить своих граждан существенную долю продовольствия мы импортируем – ни много ни мало на 28,8 млрд. долларов! Это и молоко, и фрукты, и картофель, и мясо. Нам ведь предстоит решить и эти задачи, для того, чтобы обеспечить рост экспорта.
И в этой связи мы выходим на задачи по наращиванию энергетической вооруженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, поголовья скота, посевных площадей, обеспечению доступа наших производителей на рынки продовольствия, повышению вклада в продовольственную безопасность наших пищевых лесных ресурсов, водных биологических ресурсов.
Наши леса имеют ресурс 7,4 миллиона тонн уникальной продукции в виде орехов, ягод и так далее, и так далее, грибов. Это уникальный, как говорят, валютный продукт, а мы отрабатываем его всего на 3-5%, и то с большим трудом.
Уважаемые товарищи!
В достижении этой большой поставленной Президентом цели мы видим хороший потенциал в малых формах хозяйствования. Ведь именно они сегодня демонстрируют рост на тех направлениях производства продукции, которые для нас являются наиболее сложными - начиная с производства красного мяса, молока, заканчивая производством овощной и плодово-ягодной продукции.
Говоря о малых формах хозяйствования мы подразумеваем ресурс кооперативного движения - фермеров, ЛПХ, средние и малые предприятия, народные предприятия. Именно они сегодня производят порядка 50% молока, мяса КРС, львиную долю картофеля и фруктов, четверть валового производства зерна. При этом ресурсная база малых форм хозяйствования, и земельные ресурсы, и поголовье сельскохозяйственных животных, и материально-техническая составляющая, предопределяет возможности активного развития.
Не меньшие резервы мы видим в части повышения товарности основных видов сельскохозяйственной продукции.
Далее, внимания заслуживает доходная составляющая.
В текущих условиях добиться прибыли – задача почти невыполнимая. Даже по зерну цена на рынке только недавно вышла на уровень 2016 года (8,8 тыс. руб. за тонну пшеницы третьего класса). При этом посмотрите, как вздулись цены на продукцию для АПК.
Кстати, почему-то не слышно и не видно Федеральной антимонопольной службы, хотя они обещали в этом плане поработать самым серьезным образом.
Мы все делаем для того, чтобы в этих непростых экономических условиях поддержать наших сельскохозяйственных товаропроизводителей на законодательном уровне.
Совсем недавно был принят закон, запрещающий торговым сетями возвращать непроданную продукцию производителю. А ведь дело доходило до того, что 50% хлебобулочных изделий и 30% мясомолочной продукции без каких-либо компенсаций возвращали поставщикам, нанося им серьезный экономический ущерб.
В Государственной Думе при обсуждении этого закона была серьезная борьба с торговым лобби, но мы справились и с этой задачей.
Крупные товаропроизводители, в отличие от малых, имеют сегодня несколько больше возможностей обойти проблему с торговыми сетями через организацию своей логистики и торговли.
Вот мы недавно отмечали 100 лет совхозу имени В. И.Ленина. Предприятие и до этого не плохо само торговало, но сейчас открывает все новые и новые магазины, чтобы торговать уже и яблоками, и овощами, и переработанной продукцией.
Еще один пример – совхоз «Звениговский» в Республике Мари-Эл. Производство продукции на 14 миллиардов рублей, большая часть который реализуется через 600 собственных магазинов. Прибыль предприятие получает достойную, и в части развития производства даже обходится без кредитов.
И вот в этой связи хочу заострить внимание на тот потенциал, которым обладает кооперация. Через нее у наших малых форм хозяйствования, с помощью конечно государства, есть возможность организовать собственную инфраструктуру, логистику, переработку, сбыт и, соответственно, получать гораздо большую прибыль.
Комитет внимательно следил за работой Министерства сельского хозяйства по этим направлениям, за работой всероссийских съездов сельскохозяйственных кооперативов. И хочу сказать, что многие острые вопросы к сегодняшнему дню нам уже удалось снять, а часть вопросов решает ряд законодательных инициатив, уже находящихся в работе Государственной Думы.
При этом наряду с предложениями по совершенствованию Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» рассматриваются изменения в Лесной кодекс, Гражданский кодекс, и другие законодательные акты Российской Федерации.
Но есть и такие инициативы, которые мы считаем деструктивными. В качестве яркого примера назову закон о добровольном налоге для самозанятых. Даже в министерствах уже понимают, что из этого добровольного налога может все очень быстро перетечь в обязательное.
Уважаемые товарищи! В работе на направлениях развития малых форм хозяйствования мы едины с руководителями всех фракций, нас поддерживает и Председатель Государственной Думы В.В.Володин. Благодаря этому мы всё-таки видим положительную динамику.
Посмотрите, как растут гранты, как растет поддержка и начинающих фермеров, и семейных ферм. Причем движение существенное - к 8 миллиардам 2 добавляется в этом году. Кроме этого, по льготному кредитованию у нас тоже на малый бизнес всегда заложены 20 процентов ресурса
В целом, уважаемые товарищи, мы убеждены, что активная позиция ассоциаций, руководителей сельскохозяйственного кооперативного движения, депутатов Государственной Думы, Министерства сельского хозяйства, позволит эффективно защитить интересы наших крестьян, наших товаропроизводителей, отстоять нашу деревню, наше село, наши аулы и хутора. Комитет настроен решительно, чувствует поддержку по всей вертикали власти. Более того, нас в этом плане поддерживает народ и жизнь!
Спасибо! От нас вам самые добрые пожелания!