Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему «Законодательные аспекты обеспечения реализации национального проекта «Экология»», Москва, Малый зал Государственной Думы, 13.10.2018 г.
Уважаемые товарищи!
Вопрос законодательного обеспечения национального проекта "Экология", безусловно, является одним из приоритетных. При этом хочу сразу отметить, что к его решению мы подошли не с пустыми руками – еще в период работы шестой Государственной Думу нами был принят целый блок законодательных инициатив, которые создали в правовом поле мощный экологический каркас.
Если взять большую проблему лесного законодательства, то следует упомянуть 415-й, 27-й, 455-й и 353-й федеральные законы, которые существенно укрепили системы защиты и воспроизводства лесов, установили правовые основы создания лесопарковых лесных поясов.
Задача сегодняшнего дня – обеспечить их эффективную реализацию, и, если это выявит правоприменительная практика, внести лишь уточняющие корректировки.
Яркий пример – 415-й закон, урегулировавший не только оборот древесины, создание соответствующей вертикали учета, но также предусмотревший усиление ответственности черных лесорубов, конфискацию техники, используемой для незаконной заготовки древесины.
Казалось бы, имея в руках такие механизмы в течение года можно решить эту большую проблему. Но этого не произошло, и мы каждый день по центральным каналам телевидения видим реальную ситуацию.
Теперь давайте взглянем на экономическую составляющую.
Мы неустанно твердим о том, что система, в которой в федеральный бюджет с кубометра древесины поступает 20 рублей, а в карман арендатора – 250, не может быть названа справедливой и эффективной. Все знают, что на корню кубометр хвои стоит не меньше 300 рублей, даже на рязанских и подмосковных землях. Лиственные породы стоят 200-230 рублей.
В этом мы ничего, кроме коррупционных схем, не видим. Давайте наводить порядок! Со всех трибун мы это уже не раз говорили, что необходимо сделать для коренного изменения ситуации.
Необходимо возродить систему выращивания посадочного материала, перевернуть пирамиду лесовосствноваления с ног на голову, чтобы на искусственное восстановление лесов приходилось не менее 80%, а не как сегодня 20%. Именно для этого мы и принимали 27-й закон, для более эффективного воспроизводства лесов и лесовосстановления через специализированные государственные учреждения. Следует направить усилия на восстановление селекционных центров, которые бы профессионально занимались этой сложнейшей задачей. Весь мир идет именно таким путем. Мы же сократили объемы производства саженцев с более чем 7 млрд до 0,65 млрд.
Не можем мы сегодня обойти вниманием и проблему лесных пожаров, поскольку 60% площади погибших лесов связано именно с этим фактором. Необходимо установить повышенные требования к применяемым технологиям ведения лесного хозяйства, в том числе, гарантирующим эффективность противопожарных мероприятий. Не можем мы забыть и о лесных инспекторах и лесопожарных формированиях, штатная численность и материально-техническая база которых должна быть серьезно укреплена, равно как должны быть приведены в соответствие нагрузке уровень заработной платы и социальный пакет.
Наши водные богатства.
Для этой отрасли мы также приняли целый перечень важнейших законодательных актов. Федеральный закон 287-ФЗ качественно улучшил законы о континентальном шельфе и внутренних морских водах. Федеральный закон 87-ФЗ внес эффективные изменения в Водный кодекс и закон о внутренних морских водах. 282-й Федеральный закон установил особый статус паводкоопасных территорий для осуществления градостроительной деятельности, 445-й Федеральный закон существенно укрепил безопасность гидротехнических сооружений. Давайте в рамках национального проекта «Экология» продолжать работать в этом направлении.
Что касается недропользования.
На законодательном уровне сняты многие барьеры для развития отрасли. Разрешено размещать попутные воды в пластах горных пород, использовать вскрышные породы при рекультивации. Введены вознаграждения для первооткрывателей месторождений, увеличены сроки геологического изучения в Арктической зоне и на Дальнем Востоке, созданы единый фонд геологической информации.
Но когда мы видим сегодня, что перешагнули черту в 6 миллиардов тонн образующихся ежегодно отходов, и что в этой массе 86% - это отвалы горных пород, то понимаем, что на этих направлениях еще очень много предстоит сделать.
Что касается отходов производства и потребления.
В России за период после 1990 года вырезали 37 миллионов крупного рогатого скота. Одна голова КРС – это пять человек по выбросам и отходам жизнедеятельности, причём там отходы более едкого содержания. Умножьте 37 млн. на пять, и получите целую страну, которая уже не выбрасывает углекислый газ и другие отходы.
В национальном проекте пишем: в городах несанкционированные свалки мы уберём. Но ведь в городах эти свалки и не образуются. Они сразу за околицей, в деревнях начинают появляться. Вот давайте так и напишем, что мы уберём несанкционированные свалки на сельских территориях, тогда это будет правильная запись.
Ещё раз хочу сказать о 458-м законе. Мы его с таким трудом пробивали, на пути стояла олигархия и мафия. Мы всё сделали, чтобы в центре системы обращения с отходами встал регион, а уже затем федеральные и муниципальные структуры. Мы все высчитывали, что не должно бремя содержания системы обращения с отходами лечь на плечи наших граждан.
Но посмотрите, что получается на практике. В Подмосковье все районы завалили отходами, и поднялся народ от Коломны до Волоколамска, от Балашихи до Видного и Одинцова. Даже губернатор попал под удар. Это разве порядок? Давайте его наводить! Не справляется регион? Давайте выводить на федеральный уровень!
Что касается 219-го Федерального закона. Этот закон обеспечил введение действенных стимулов к модернизации производственных мощностей на территории России. При этом на особый контроль поставлены 300 предприятий, являющихся крупнейшими загрязнителями окружающей среды.
У нас есть уникальные примеры бережного отношения к природе со стороны промышленных предприятий. Мы выезжали в тот же Татарстан, и своими глазами видели, как выстроена работа на таких предприятиях, как НОВАТЭК, "Нижнекамскнефтехим". В выбросах и сбросах, не говоря уже об отходах, данных предприятий просто нет вредных веществ – все максимально утилизируется. Они превзошли все лучшие германские и американские технологии. Мы также были в Воронеже и знакомились с производствами на направлениях сельского хозяйства. И там мы увидели аналогичную ситуацию – навоз используется таким образом, что даже запаха не остается, не говоря уже о каком-либо вреде окружающей среде.
219-й и 458-й законы являются локомотивами экологического законодательства, обеспечивают правовой экологический каркас. Надо заканчивать отодвигать во времени вступление в силу важнейших положений этих законов и, наконец, взяться за выполнение той работы, которую мы вместе наметили, когда их принимали.
Уважаемые товарищи!
Безусловно, законы можно совершенствовать очень и очень долго, но база, которая сегодня уже есть, даёт нам право активной действовать. Действовать так, чтобы у нас не увеличивалось количество загрязнённых поверхностных и подземных вод, чтобы количество сбрасываемых загрязненных вод активно уменьшалось, чтобы отходы производства и потребления перестали быть проблемой наших граждан, а стали качественным вторичным сырьем, чтобы воздух в городах становился чище не на бумаге, а на деле. К сожалению пока что никакого движения вперёд мы не видим. Давайте активно применять те эффективные инструменты, которые у нас есть, в том числе на направлениях реализации Национального проекта «Экология»!
Всем удачи, и новом министру в первую очередь!