4 декабря 2018 года на 69 заседании Московской областной Думы фракция КПРФ внесла проект закона Московской области «О внесении изменения в Закон Московской области № 60/2016-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» (№ Д-1-680па).
Проектом закона предусматривается избрание глав городских округов на прямых выборах. В настоящее время главы городских округов и муниципальных районов Московской области выбираются советами депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавляют местную администрацию.
Почему думские коммунисты вышли с законодательной инициативой об избрании именно глав городских округов и чем их не устраивают выборы глав по конкурсу? И почему в Подмосковье отказались от прямых выборов глав органов местного самоуправления верхнего уровня?
Предысторию этих деяний следует искать в недавнем 2013 году, когда делегаты Всероссийского Съезда муниципальных образований пообщались с Президентом РФ В.В. Путиным.
Владимир Путин заслушал выступления муниципалов о ходе реализации 131-го Федерального закона на их территориях, о насущных проблемах и пожеланиях, и дал ряд Поручений органам государственной власти. Они касались вопросов оптимизации муниципальных полномочий, балансирования местных бюджетов.
В результате были внесены изменения в 131-ФЗ, которыми были пересмотрены многие базовые принципы организации местного самоуправления и значительно расширены полномочия субъектов Российской Федерации в правовом регулировании местного самоуправления. Регионы получили права устанавливать для муниципалитетов модель местного самоуправления и перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.
Власти Подмосковья не мудрствовав, перераспределили полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области. С местного уровня большинство полномочий вместе с деньгами ушли на региональный уровень.
Так же был принят Закон Московской области № 60/2016-ОЗ, по которому главы муниципальных районов и городских округов избираются советами депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местную администрацию. При этом для глав муниципальных районов, административным центром которых являются рабочие поселки или города областного подчинения сделано исключение. Главы таких муниципальных районов избираются на муниципальных выборах и возглавляют местные администрации.
Прямые выборы были сохранены на поселенческом уровне: главы поселений могут избираться на прямых выборах или из состава депутатов Совета депутатов поселения.
Фракцией КПРФ, в 2016 году, при принятии Закона Московской области № 60/2016-ОЗ вносилась поправка о сохранении прямых выборов глав городских округов и районов, но большинство депутатов Мособлдумы проголосовали против.
Отказ от прямых выборов глав муниципальных образований верхнего уровня до сих пор является предметом обсуждения и критики.
Ведь несмотря на то, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право определять порядок формирования и избрания органов местного самоуправления, в 131-ФЗ предусмотрено три варианта выборов глав. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования может избираться на муниципальных выборах, либо из состава депутатов представительного органа муниципального образования, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Однако правительство Московской области и фракция «Единой России» в Мособлдуме отказывают жителям области в праве избирать глав муниципалитетов верхнего уровня, отдавая предпочтение фактическому назначению глав. Ведь конкурс, исходя из способа формирования конкурсной комиссии и процедуры проведения конкурса – это, по сути, усложненная форма назначения. Прямые выборы на поселенческом уровне исчезают в связи с проходящим процессами ликвидации поселенческого уровня местного самоуправления. Начиная с 2014 года по настоящее время, общее количество муниципальных образований в Московской области значительно сократилось с 360 до 168. При этом количество городских округов выросло с 36 до 56, а количество муниципальных районов уменьшилось с 36 до 10. Количество городских поселений сократилось со 111 до 44, а сельских со 177 до 58.
Заместитель Председателя Московской областной Думы, Руководитель фракции КПРФ Николай Васильев обозначил позицию фракции КПРФ по возвращению прямых выборов глав городских округов:
- Процессы формирования городских округов в Подмосковье продолжаются и, к сожалению, количество районов и поселений сокращается. Если не изменить областное законодательство, то жители области будут лишены права избирать глав муниципалитетов на прямых выборах. Тотальная ликвидация районов и формирование городских округов с их излишним укрупнением и концентрацией полномочий на региональном уровне, с отказом от прямых выборов глав муниципалитетов может привести к негативным последствиям и существенному ограничению местного самоуправления.
Законопроект фракции КПРФ о возвращении прямых выборов глав городских округов, несомненно, является важной вехой в борьбе коммунистов: за конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы власти и за сохранение местного самоуправления.
С докладом на 69 заседании Московской областной Думы по проекту закона выступил Председатель Комитета по местному самоуправлению, фракция КПРФ, Александр Наумов:
- В целях реализации норм федерального законодательства принят Закон Московской области № 60/2016-ОЗ, которым установлено, что главы городских округов избираются представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местную администрацию.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2015 № 30-П вводимый на региональном уровне порядок формирования органов местного самоуправления может различаться для муниципальных образований, отнесенных к соответствующим категориям на основе объективно обусловленных и формализованных в законе критериев, но должен быть, по общему правилу, одинаковым для муниципальных образований, подпадающих под одни и те же критерии.
Проектом закона предлагается внести изменение в Закон и установить критерий, по которому принадлежность муниципального образования к категории «городской округ» является основанием для избрания его главы на муниципальных выборах. В новой редакции статьи 5 Закона устанавливается порядок, по которому главы городских округов Московской области избираются на муниципальных выборах.
Коллеги, местное самоуправление это самая ближайшая к населению власть. Именно к ней обращаются жители для решения злободневных вопросов. Нормой об избрании главы на прямых выборах, мы включаем жителей городских округов в процесс принятия решений, способствуем развитию местного самоуправления и гражданского общества.
Возвращение прямых выборов позволит повысить уровень ответственности глав городских округов перед избирателями за результаты своей работы, а жителям реализовать свое конституционное право избирать высшее должностное лицо муниципального образования. Как это право реализовано при выборах президента РФ и губернатора. Право граждан на прямые выборы глав реализуется во многих городах России.
Коллеги, мы с вами являемся субъектами трансформации территориальной организации местного самоуправления в Московской области. Формируются городские округа, укрупняются муниципальные образования. Роль глав городских округов значительно повышается, но и многократно растет их ответственность перед жителями. Возвращение прямых выборов будет мощнейшим фактором укрепления местного самоуправления.
В процессе работы над проектом были получены замечания и предложения от Губернатора Московской области и Избирательной комиссии Московской области, суть которых сводится к тому, что в пояснительной записке не приведено обоснование необходимости изменения существующего порядка избрания глав городских округов. Указанные замечания учтены.
Комитетом по вопросам государственной власти и региональной безопасности концепция проекта закона не поддержана. От других комитетов и фракций, Государственного правового Управления Московской областной Думы замечаний и предложений не поступило.
С учетом завершения этапа предварительного рассмотрения и в связи с тем, что Губернатором Московской области проект закона не поддержан, фракция КПРФ рекомендует Московской областной Думе одобрить представленный законопроект и продолжить работу над ним.
По окончанию доклада состоялось голосование. Из 43 присутствующих депутатов в голосовании приняли участие 32. «За» законопроект фракции КПРФ проголосовали 12 депутатов, 1 - воздержался, 19 – проголосовали «Против», 11 не голосовали вообще.
Фракция ЕР провалила поправки в закон, укрепляющие местное самоуправление, тем самым отказав жителям в конституционном праве избирать глав городских округов. По-видимому, конкурентные выборы для власти не в чести.
Фракция КПРФ продолжит борьбу за сохранение местного самоуправления и право жителей области избирать глав муниципалитетов.