Все более активно в последнее время на уровне руководства страны и в СМИ стали обсуждать «проблему» Курильских островов. Причем в этих обсуждениях смысл вопроса скорее запутывается и представляется в искаженном виде.
На наш взгляд, происходит это с целью подготовки общественного сознания к совершению действий, направленных против интересов России и ее граждан. Эта подготовка включает и откровенную фальсификацию, и различные недомолвки, и постепенное внедрение в сознание и обиход понятий, по сути своей являющихся антигосударственными, антипатриотичными и пр.
Что касается понятий. Теперь даже из уст российских высокопоставленных чиновников нередко можно услышать о каких-то «северных» территориях. И имеют в виду они при этом не арктические районы, а почему-то находящиеся на востоке нашей страны Курильские острова. Это ведь откровенная прояпонская, японоцентристская позиция. В официальных документах МИД Японии указывается, что Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хибомаи образуют Северные территории в «узком смысле», а в «широком смысле» в эти северные территории входят все остальные Курильские острова и южная часть Сахалина с прилегающими островами (это доказывает анализ многих документальных источников, который провел С.Пономарев, историк, краевед, бывший депутат Сахалинской областной Думы).
Можно услышать и о территориальных проблемах между Россией и Японией. Но у России нет проблем, если они есть у Японии, то это ее проблемы. Что касается, скажем мягко, неадекватных интерпретаций прошлых событий, которые в корне искажают вопрос. Здесь коротко хотелось бы затронуть несколько аспектов.
Первое. Нередко можно услышать, что неподписание СССР Сан-Францисского мирного договора было ошибкой советской дипломатии, которая и привела к современным претензиям Японии.
Глава советской делегации, объясняя отрицательное отношение к англо-американскому проекту, изложил девять пунктов, по которым СССР не мог с ним согласиться. Позицию СССР поддержали не только союзные Польша и Чехословакия, но и ряд арабских стран – Египет, Саудовская Аравия, Сирия и Ирак.
В частности, Советский Союз был не согласен с тем, что на конференцию не были приглашены ряд стран, пострадавших от японской оккупации. В Сан-Франциско были представители 21 латиноамериканского, 7 европейских, 7 африканских государств. А страны, сражавшиеся с японскими агрессорами и больше всех пострадавшие от них, на конференцию допущены не были. Не получили приглашения КНР, КНДР, ДВР, Монголия. В знак протеста отказались направить в Сан-Франциско свои делегации Индия и Бирма. Возникла абсурдная ситуация, когда вне процесса мирного урегулирования с Японией оказалось большинство воевавших с ней государств. Такой состав участников был нужен США, чтобы СССР не мог изменить договор в соответствии со своими интересами.
Сейчас в Японии издаются исторические труды, в которых утверждается, что, вступив во Вторую мировую войну, Токио нес свободу народам Азии от колониализма Запада. На самом деле, эту «свободу» до сих пор не могут забыть народы оккупированных стран. По Тройственному пакту между Германией, Италией, Японией от 1940 года зоной исключительных интересов Японии превратилась вся Евразия восточнее 70 градуса долготы (т.е. от Урала на севере до Афганистана и Пакистана на юге). Но еще до этого пакта, в 1910 году, Япония аннексировала Корею. В 1931–1932 годах Япония оккупировала Маньчжурию, а летом 1937 года вторглась в Центральный Китай. Японская армия захватила Филиппины, Индонезию, Малайю, Сингапур, Бирму, Таиланд, Вьетнам, Лаос и Камбоджу, Алеутские острова, переходила границы Монголии и Индии. Японская оккупация по площади территории и численности населения превысила размеры гитлеровской оккупации.
Япония была единственной участницей Второй мировой войны, применившей бактериологическое и химическое оружие. Японская армия вела бактериологическую войну главным образом в Маньчжурии. Ведение бактериологической войны было поручено «отряду 731», который это оружие применял и разрабатывал, проводил бесчеловечные опыты на живых людях, которых японские изуверы называли «бревнами». В «отряде 731» на живых людях проводились и другие, жестокие и мучительные опыты, не имевшие непосредственного отношения к бактериологическому оружию, например, изучались пределы выносливости человеческого организма в определенных условиях.
После окончания Второй мировой войны никто из «отряда 731» не предстал перед Международным военным трибуналом для Дальнего Востока (Токийский процесс). Они получили иммунитет от судебного преследования в обмен на их согласие предоставить американцам «абсолютно бесценную» информацию о насильственных биологических экспериментах над людьми.
Кроме того, СССР был не согласен с тем, что Сан-Францисский договор фактически отказывается признать суверенитет СССР над территориями Южного Сахалина и Курильских островов. В тексте договора есть положение, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Но Япония отказывалась от указанных территорий как бы вообще, без определения, в чью пользу совершается этот отказ.
Этим неопределенным отказом США воспользовались в 1956 году, когда в очередной раз давили на Японию, препятствуя подписанию мирного договора между СССР и Японией. В меморандуме Госдепартамента говорилось: «Правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии». И далее, что Сан-Францисский договор оставил открытым территориальный вопрос, «не определив принадлежность территорий, от которых Япония отказалась». Тем самым под сомнение ставились права СССР не только на Южные Курилы, но и на Южный Сахалин и все Курильские острова. Так что вполне очевидно, что подписание этого договора в проамериканской редакции было бы в ущерб интересам нашей страны.
СССР не мог расценивать Сан-Францисский договор иначе, как сепаратный мирный договор. Наша страна выступала за действительную демилитаризацию Японии, превращение ее в демократическое, нейтральной государство. Поэтому выступала против положения договора о размещении иностранных военных баз на ее территории. В день подписания сепаратного мирного договора был заключён японо-американский «договор безопасности», согласно которому японское правительство предоставляло США «право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё».
Второе. По поводу Декларации от 19 октября 1956 года. Сейчас можно услышать, что СССР согласился передать Японии два острова, поэтому их надо отдать, а потом подписать мирный договор. Статья 9 Декларации гласит: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».
Советский Союз выполнил все условия Декларации 1956 года – поддержал просьбу Японии о принятии ее в члены ООН, освободил японских граждан, осужденных в СССР, отказался от репарационных претензий к Японии.
Что касается японской стороны, то она систематически срывала подписание мирного договора, предъявляя необоснованные территориальные претензии. В Японии решили, что вопрос о Хабомаи и Шикотане уже решён, а для подписания мирного договора надо решить ещё вопрос о Кунашире и Итурупе, на передачу которых советское правительство никогда не соглашалось.
В 1960 году, когда Япония разрешила американцам содержать сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы на территории своей страны, советское правительство заявило, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, оно отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.
Третье. В настоящее время внушается мысль, что подписание мирного договора поднимет уровень сотрудничества между РФ и Японией на более высокий уровень. Но росту взаимовыгодного сотрудничества мешает экономическая политика правительства, целенаправленно превращающая нашу страну в экономически, социально, интеллектуально малоразвитое государство, сфер сотрудничества с которым крайне мало.
Ведь уже через год после подписания Декларации, в 1957 году, между странами был подписан Торговый договор. И никакое отсутствие мирного договора не помешало Японии в начале 70-х годов стать крупнейшим партнером СССР среди всех капиталистических стран. В период с 1966 по 1980 г. товарооборот между СССР и Японией практически удваивался каждые 5 лет. Только в 1982 году, после принятия в Японии закона о Южных Курилах, экономическое сотрудничество стало сокращаться. В первом же полугодии 2018 года доля российского экспорта в Японию составила, по данным Федеральной таможенной службы, всего 2,5%, доля этой страны в российском импорте составила 3,4%.
Четвертое. Собственно практического смысла в мирном договоре нет, поскольку наши страны не находятся в состоянии войны, нет никаких взаимных претензий, имеют дипломатические отношения. И это зафиксировано Декларацией 1956 года, 1 статья которой объявляла: «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения». Постоянное муссирование темы мирного договора льет воду на мельницу японского реваншизма.
Пятое. По поводу исторического права Японии на Курильские острова. На протяжении XVIII века проходило освоение Курильских островов русскими казаками. В 30-ых годах XVIII века они появились в картах административно-территориального деления Российской империи. Во второй половине XVIII века было осуществлено формальное присоединение Курил. В Указах Екатерины II произошло закрепление суверенитета Российской империи над островами. Тогда принадлежность этой территории к России не вызывала сомнений у международного сообщества.
Крупнейшие японские историки прошлого указывали, что вплоть до середины XIX века Япония не считала своими владениями Сахалин, Курилы и даже остров Хоккайдо, который стал активно заселяться японцами после 1868 года.
Однако царская Россия не не смогла отстоять на Курилах свои экономические и геополитические интересы, обеспечить там свои стратегические задачи. В итоге в середине XIX века были подписаны двусторонние соглашения по которым некоторые Курильские острова и часть Сахалина отошли Японии. А в 1875 году по инициативе Японии все Курильские острова передали этой стране в обмен на южную часть Сахалина. Вот как обосновал эту сделку управляющий министерством финансов Рейтерн: «Ввиду малой пользы, которую Россия извлекла доселе из Курильских островов, и тех затруднений, с которыми сопряжено снабжение продовольствием населения этих островов, несмотря на его малозначительность, и я, со своей стороны, признаю, что для нас гораздо выгоднее обменять эти острова на южную часть Сахалина».
Это тот Рейтерн – пробританский либерал 19 века, который будучи министром финансов, проводил политику отказа от таможенного протекционизма (либеральная фритредерская концепция), которая тормозила развитие отечественной промышленности в условиях иностранной конкуренции. Считая, что экономическое развитие является естественным процессом, не нуждающимся в каком бы то ни было государственном вмешательстве, на практике резко усилил роль министра финансов. При нем были упразднены казенные банки, их место заняли частные акционерные коммерческие банки. Была проведена приватизация железных дорог (в частности, старейшей Николаевской железной дороги). Наконец, с именем Рейтерна связана продажа в 1867 г. Аляски. Полученные 7,2 млн. долларов (около 11 млн. рублей) были направлены на поддержку частных обществ, таких, например, как Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской железных дорог. Либералы, они что в XIX, что в XXI веке, пекутся о чем угодно, только не о российских интересах.
Ну а поражение царской России в русско-японской войне привело к тому, что Японии, как победительнице, отошли Южный Сахалин и Курильские острова (Тот самый Портсмутский договор от 1905 года, который упоминается в Сан-Францисском договоре).
Победа советского народа в Великой Отечественной войне, во Второй мировой войне по праву закрепляет суверенитет России над Курильскими островами. Это решение было принято на Ялтинской конференции 1945 года. Таким образом, Курилы вернулись в родную гавань. И ни что не должно это изменить.
Шестое. Что-то изменить может только антигосударственная, антироссийская позиция руководства страны. Эти тревоги имеют вполне обоснованные причины. По сути в тайне, без широкой огласки, в 2010 году Медведев, бывший тогда президентом страны, «достиг договоренностей с Норвегией по спорным территориям». По сути же подарил 90 тыс. кв. км Баренцева моря. В 2011 году подписанный им договор был ратифицирован ГД, против проголосовали только коммунисты.
В 1990 году Горбачев и Шеварнадзе более 46 тыс. кв. км шельфа Берингова моря уступили США. Но, в отличие от ГД, Верховный Совет СССР не ратифицировал это соглашение. Тем не менее, оно применяется сейчас на временной основе. Счетная палата в 2003 году оценила последствия принятия соглашения. По ее подсчетам, за десять лет потери России составили 1,6–1,9 млн. тонн рыбы, что эквивалентно 1,8–2,2 млрд. долларов.
В 2004 году Китаю отдали остров Даманский, где погибли, защищая рубежи Родины, 58 советских пограничников. После этого, были отданы еще несколько участков, в итоге территория Китая приросла 337 кв. км. Опять против выступили КПРФ и некоторые национально ориентированные силы.
Все эти сдачи совершаются без широкой огласки. Так и сейчас, о проходящих с японской стороной переговорах ничего не известно, сплошные недомолвки и недосказанности. Время от времени Япония делает совершенно непонятные заявления, то предлагает отказаться от взаимных компенсаций за Курилы (?), то обещает не размещать американские военные базы (!). После всех этих заявлений возникают вполне обоснованные тревоги о судьбе Курильских островов.
Позиция КПРФ однозначна – у России нет территориальных проблем с Японией, обсуждать что-либо в этом смысле нечего. Мирный договор должен быть подписан, если японская сторона так этого хочет, без всяких условий. Все точно по Декларации 1956 года.
И, наконец, последнее. 2 сентября 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 3 сентября 1945 года днем победы над Японией». В 2010 году ГД приняла дополнения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», и 2 сентября стало праздником – Днем окончания Второй мировой войны (1945).
В условиях все более широко распространяющихся фальсификаций истории нашей страны, Великой Отечественной войны, имеет смысл доносить до наших граждан правду о наших победах, о роли Советского Союза в освобождении Европы от германского фашизма и Азии от японского милитаризма. Необходимо перестать стесняться наших побед и достижений. Пора вернуться к празднованию Победы над Японией.