Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на итоговом заседании Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Уважаемый Алексей Васильевич! Уважаемый Дмитрий Николаевич! Уважаемые товарищи!
В рамках подведения итогов 2018 года хочу выразить вам, всему коллективу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а главное нашим крестьянам слова благодарности за ту работу, которая обеспечила достижение выдающихся результатов на многих направлениях производства сельскохозяйственной продукции! Производство пшеницы, масличных культур, овощей, сахарной свеклы, как и быстрого мяса, демонстрирует устойчивый рост.
Безусловно, это стало возможным благодаря эффективной реализации того потенциала, который несут в себе стратегические ресурсы нашей страны - сельскохозяйственные угодья и уникальные трудовые ресурсы.
Вместе с тем, для полного раскрытия имеющегося потенциала нам предстоит сделать еще очень и очень много, и в первую очередь решить следующие ключевые задачи.
Восстановить площади наших земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственных угодий и пашни.
Мы потеряли пашни на уровне 17 млн. га, а если говорить о землях сельскохозяйственного назначения, то это уже более 250 млн. гектар. Посевные площади в последние годы находятся на уровне 80 млн. гектар, при том, что в 1990 году были более 117 млн. га.
В этой связи, именно сегодня, в рамках целеполагания на 2019 год и перспективу, этим стратегическим задачам мы должны уделить самое пристальное внимание. Ведь через развитие одной переработки, без увеличения валового производства сельскохозяйственного сырья, нам не решить поставленную Президентом задачу увеличения к 2024 году экспорта сельскохозяйственной продукции до 45 млрд. долларов США. И если говорить о зерне, то валовое производство этой важнейшей культуры мы должны довести, как минимум, до 150 млн. тонн.
При этом нам следует быть более объективными и честными перед самими собой. И когда мы говорим об активном введении земель в сельскохозяйственный оборот, то не должны забывать и о выбывших землях, что, собственно, и удерживает на одном уровне показатель площади посевов.
Давайте договоримся и наметим сроки, пусть 6-7 лет, но реальные, за которые мы должны будем обеспечить увеличение посевных площадей, хотя бы, до 100 млн. га. К этой работе должны активно подключиться и регионы, в особенности регионы Нечерноземья, где один из самых низких уровень использования пашни.
Еще одним большим вопросом, на котором нам следует сегодня остановиться, является производство плодово-ягодной продукции.
Напомню, что научно обоснованные нормы потребления фруктов составляют 100 кг/год на человека. Другими словами, ежегодная потребность нашего внутреннего рынка оценивается в 14,7 млн. тонн садоводческой продукции. А производим мы всего-навсего 1,2 млн. тонн, если говорить о товарных хозяйствах, или 3,3 млн. тонн, если учесть еще и хозяйства населения.
Значит на этом направлении нам также необходимо поставить четкие цели и по площадям многолетних насаждений, и по урожайности, что даст необходимые ориентиры в развитии всей сопутствующей инфраструктуры, от питомников до мощностей хранения.
Если говорить о животноводстве, то, заостряя внимание на наиболее актуальных вопросах, мы должны обратить внимание на поголовье крупного рогатого скота.
Поголовье крупного рогатого скота во всех формах хозяйств снизилось в 3,1 раза. Поголовье дойного стада демонстрирует аналогичную динамику.
В результате вниз поползли и производственные показатели. Валовое производство мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях снизилось в 6,6 раза. По молоку, опять же в СХО, валовое производство за период с 1990 года сократилось в 2,6 раза.
Давайте, уважаемые товарищи, определимся и здесь с основными целевыми показателями. Сколько у нас должно быть КРС, сколько дойного стада, на какую динамику в этой связи мы должны будем выйти в развитии инфраструктуры, в производстве кормов, и т.д.
И если говорить о производстве молока, то, на наш взгляд, речь должна идти, как минимум, о доведении поголовья дойного стада в сельскохозяйственных организациях до уровня в 7 млн. голов при сохранении положительной динамики поголовья в малых формах хозяйствования.
Далее, о техническом перевооружении.
К слову, совсем недавно мы провели заседание Комитета с приглашением руководства Росагролизинга. И депутаты в целом остались довольны итогами обсуждения результатов работы компании за предыдущие годы, как и подробным разговором о приоритетах развития лизинга сельскохозяйственной техники в среднесрочной перспективе.
Вместе с тем, это лишь один из элементов системы технического перевооружения и модернизации наших сельскохозяйственных товаропроизводителей, парк техники которых до сих пор оценивается в 2 комбайна и 3 трактора на 1000 га пашни. При этом мы видим, как обстоят дела в этом плане в Германии, США, и других передовых странах – в 5-10 раз больше техники трудится там на полях.
На этом направлении мы тоже должны понимать, какое количество техники по каждому наименованию мы должны иметь в наших хозяйствах для того, чтобы перестать затягивать на месяцы посевную и уборочную компании, чтобы перестать оставлять на полях неубранный урожай.
Диспаритет цен – особая боль.
Мы видим, что творится с ценами на горюче-смазочные материалы. на удобрения, на сельскохозяйственную технику, на другие товары для АПК.
Но также мы видим, что существенную долю прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей на этапе розничной реализации забирает себе торговля.
Вчера мы подробно об этом говорили на наших Парламентских слушаниях в Государственной Думе по вопросу продовольственной безопасности и наращиванию экспорта продукции АПК. При том, что стоимость продовольственных товаров, дошедших до прилавка, оценивается в 7 трлн. рублей, на прилавке ценник взлетает до 14 трлн. рублей!
А ведь в этих деньгах не только новая сельхозтехника, модернизированные предприятия, развитая инфраструктура, но и труд крестьянина, его заработная плата!
При этом хотелось бы отметить, что мы совсем недавно на заседаниях рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации и межфракционной рабочей группы в Государственной Деме по вопросу развития сельских территорий рассматривали ключевые аспекты проекта новой государственной программы. И все участники были едины во мнении, что низкая заработная плата в сельском хозяйстве, и на сельских территориях в целом, является одной из основных причин того катастрофического кризиса, в котором у нас пребывают сельские территории и 38 млн. наших сельских жителей.
В этой связи вопрос о государственном регулировании торговых наценок приобретает особую актуальность. Пора уже проявить политическую волю и решить эту перезревшую проблему.
И завершая отмечу, что над проектом новой государственной программы комплексного развития сельских территорий Министерством сельского хозяйства ведется активная работа. Мы благодарны вам за творческий и ответственный подход к этой работе.
Ведь сегодня в сети сельских населенных пунктов 94 тысячи деревень не газифицированы, к 30 тысячам нет подъезда по дорогам с твердым покрытием. Перечислять все тяготы жизни в сельской местности, начиная с отсутствия элементарных бытовых удобств, школ, детских садов, лечебных учреждений, заканчивая бедностью и безработицей, можно очень долго.
В этой связи, еще раз хотелось бы вам пожелать быть более смелыми в целеполагании. В программу должны быть включены отвечающие реальным потребностям целевые показатели. В противном случае, иначе как «решительными полумерами», результат этой большой работы назвать не получится. А ведь от этого, без преувеличения, зависит жизнь четверти населения Российской Федерации.
Также хотелось бы отметить, что на реализацию новой программы предложено выделить существенно большие финансовые ресурсы, чем на эти цели направлялось ранее. Но мы все равно считаем, что этого будет достаточно лишь для начала.
Глубина проблем сельских территорий определяет необходимость выделения в каждой государственной программе, решающей задачи социально-экономического развития страны, выделить на сельские территории, исходя из численности сельского населения, минимум 25% заложенного бюджета.
Таких госпрограмм на 2019 год утверждено 25 с общим объемом финансирования в 7 трлн. рублей. И 1,7 трлн. рублей из этой суммы по справедливость должно расходоваться в интересах сельских жителей.
При этом должно быть принято решение и о создании специального федерального агентства с передачей ему всех полномочий и всей ответственности по развитию сельских территорий.
Все изложенные позиции были сформулированы нами на всероссийских парламентских слушаниях, состоявшихся в Государственной Думе при участии всего социально-экономического блока Правительства Российской Федерации, представителей всех субъектов Российской Федерации, научного, экспертного и бизнес сообщества. Более того, все эти предложения – продолжение той борьбы, которую вели видные деятели аграрного движения - Месяц Валентин Карпович, Ежевский Александр Александрович, Стародубцев Василий Александрович, Заверюха Александр Харламович, и другие.
Уважаемые товарищи! Давайте все вместе сегодня, когда у нас есть такие руководители в лице опытного А.В. Гордеева и энергичного Д.Н. Патрушева, с неудержимым нашим желанием делать все возможное для возрождения русской деревни, кубанской станицы, кавказского аула, сибирского хутора, а также для возрождения славы нашей профессии, чтобы к нам опять пошла молодежь!
Вам всем желаю здоровья! И спасибо за труд!