30 мая Государственная Дума единогласно приняла в первом чтении внесенный первым заместителем председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Михаилом Авдеевым законопроект, предлагающий изменения в Федеральный закон № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу 4 августа текущего года.
Необходимость уточнения отдельных положений законопроекта выявилась при подготовке подзаконных актов, предусмотренных законопроектом, а также ситуацией с обеспеченностью регионов пунктами изготовлений знаков.
Напомним, что принятый в 20018 г. закон позволяет автодилерам самим регистрировать автомобили и выдавать номерные знаки. Однако, как подчеркнул Михаил Авдеев, при изучении ситуации по Российской Федерации с наличием пунктов изготовления государственных регистрационных знаков, оказалось, что обеспеченность такими пунктами (более 80%) наблюдается лишь в 11 субъектах, а в 32 регионах страны этот показатель не достигает и 30%. В этих регионах пункты, как правило, располагаются только в столицах либо крупных городах. Примерно в половине субъектов Российской Федерации пункты изготовления государственных регистрационных знаков располагаются на удалении более 100 км от регистрационных подразделений. На территории Чукотского и Ненецкого автономных округов такие пункты и вовсе отсутствуют. А в ГИБДД при этом работает 1,29 тыс. регистрационных подразделений, выдающих ежегодно 3–4 млн. номерных знаков.
При работе над законопроектом высказывались опасения, что появится масса умельцев – нелегальных изготовителей знаков, но, во-первых, законопроект дает возможность получить знаки в подразделении ГИБДД сразу, при получении документов. Нет необходимости идти куда-то для того, чтобы изготовить знак. Это удобно и привычно. Во-вторых, требования к изготовителям знаков прописаны в законе, допуск их к деятельности осуществляет ГИБДД, оно же ведет реестр изготовителей, порядок изготовления знаков определяется Правительством по соответствующим ГОСТам.
Передав вначале функции по изготовлению знаков исключительно коммерческим организациям, а сейчас включив в эту систему ГИБДД, мы вряд ли, создадим ситуацию, когда бизнес не придет в эту сферу, т.к. бизнес развивается там, где это выгодно. Для получения знака в подразделении Госавтоинспекции владельцу необходимо оплатить государственную пошлину 2000 руб. Предельный уровень тарифа на изготовления знака также планируется установить 2000 руб. Средняя стоимость изготовления знака составит 1500 руб. Граждане пойдут туда, где это выгоднее. Со временем пунктов изготовления знаков будет больше, но для этого требуется определенный переходный период.
Закон (№ 283-ФЗ) закрепил право нового владельца принять транспортное средство с уже имеющимся номером, если прежний владелец не хочет его сохранить за собой. Принятый законопроект предусматривает, что порядок принятия новым владельцем транспортного средства с уже имеющимся номером должно будет установить Правительство. Есть проект постановления Правительства, который «привязывает» номер транспортного средства к региону регистрации его владельца. Такая «привязка» необходима для обеспечения антитеррористической защищенности населения, мониторинга дорожного движения и миграционных процессов, возможностью анализа и прогнозирования развития регионов. Подобная практика существует и в других странах. Законопроект предусматривает, что переход на такую систему присвоения номеров транспортных средств будет происходить постепенно при смене его владельца. Депутат пояснил, что если регион на номере автомобиля не совпадает с регионом регистрации нового автовладельца, , сохранить номер он не сможет. Его транспортному средству будет присвоен новый номер с кодом его региона. Получить в ГИБДД знак он не сможет. Изготовить знак он вправе у любого изготовителя в любом регионе.
По информации М.Ю. Авдеева, срок представления поправок в законопроект назначен до 12.06.2019 года, а сам закон будет принят до конца весенней сессии.