Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на заседании Научно-экспертного совета Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству на тему «Законодательное обеспечение сельскохозяйственного машиностроения».
Уважаемые товарищи!
В самом начале я хочу выразить слова благодарности нашим производителям сельскохозяйственной техники, коллективам этих уникальных предприятий, которые, не смотря на сложные условия, смогли устоять и выдают на-гора те машины, которые на полях проявляют себя ничуть не хуже импортных образцов.
Наша задача сегодня – поддерживать и развивать российское сельхозмашиностроение, которое не дает скатиться нашим сельскохозяйственным товаропроизводителям в кабалу зависимости от импорта, как это некогда у нас было с «ножками Буша», через которые срана потеряла отечественное птицеводство, и сколько труда потребовалось, чтобы исправить ситуацию.
Мы должны делать все от нас зависящее, в том числе, поддерживать науку, конструкторские бюро, идти дальше и совершенствовать технику и технологию, содействовать модернизации предприятий. Без этого держать марку и производить достаточное количество единиц техники мы не сможем.
При этом важно понимать, что попытки сделать все это за счет нищих крестьян, сельскохозяйственных организаций и КФХ, чья доходность находится на уровне нуля, недопустимы. Это не логично, аполитично и преступно!
Ведь если посмотреть сегодня на нашу Россию и наше сельское население, то можно увидеть, что все наши хваленые государственные программы, и соцразвития села, и устойчивого развития сельских территорий, и другие привели к тому, что демография сельских территорий имеет ярко выраженную отрицательную динамику. В 60-ти субъектах Российской Федерации мы наблюдаем устойчивую убыль сельского населения. Такими темпами уже через 30-40 лет на селе ни кого не останется! И не нужна никому будет ни техника, ни наша земля Матушка.
Все эти вопросы мы должны рассматривать в комплексе.
Почему сегодня за границами городов нет ни дорог, ни больниц, ни всего остального? Понятно, что все это спланированная акция. Сначала надо было в 5 раз сократить количество больничных учреждений на селе, убрать 14 тысяч ФАПов, сделать расстояние 85 км. до ближайшего врача, и гробить население. Отсюда и коэффициенты смертности, заболеваемости, и др.
Нет зарплаты, нет работы. Когда мы посмотрим сегодня доходность тружеников села в животноводстве, то увидим, что без субсидий из бюджета эта отрасль убыточна! И это при том, что в целом неплохие качественные показатели мы имеем и по надоям, и в производстве быстрого мяса.
Эту проблему мы подробно рассматривали на наших парламентских слушаниях, и одним из ее главных аспектов все единогласно назвали диспаритет цен.
Бензин, дизельное топливо, удобрения, техника растут в цене, как на дрожжах, а та же пшеница после обвала цен лишь недавно отыграла уровень 2016 года.
У нас 117 млн. га посевных площадей было в 1991 году, а осталось всего 80 млн. га посевного клина. Но и эти площади фактически нечем обрабатывать – у нас всего 2 комбайна и 3 трактора в расчете на 1000 га!
Это что за техническая вооруженность? В том же Казахстане на 1000 га приходится 6,4 трактора, в Беларуси – 9,4. Техническая оснащенность Канады, США, Германии в 6-20 раз выше чем России!
В сложившейся ситуации соблюсти агротехнические сроки полевых работ просто невозможно. Мы четко знаем, что посеять при нашем дефиците влаги надо максимум за 7 дней, а у нас всего три трактора. Знаем, что убрать урожай с полей надо за две недели, а у нас 2 комбайна!
И это только мобильная сельскохозяйственная техника. С сушильными установками, хранилищами, мелиорацией, у нас ситуация такая же.
Безусловно, у нас в стране есть крупные агрохолдинги, которые полевые работы проводят достойно, но в целом картина удручающая. При этом от 65% до 70% сельскохозяйственной продукции производится именно в средних и малых хозяйствах, для которых обновить и нарастить парк сельхозтехники сегодня невыполнимая задача. За счет субсидий уменьшение цены на единицу техники в среднем составляет всего 15%, а ведь, к примеру, тот же Акрос стоит больше 8 млн. рублей. Получается все равно неподъемная для большинства сумма. Вот и получается, что с 2013 года (с момента принятия Постановления Правительства Российской Федерации №1432) и по настоящее время мы находимся в пике, не прибавили ни одной лошадиной силы в расчете на гектар пашни.
В этой связи мы ждем, что расширение программы лизинга сельхозтехники, которое сегодня предлагается, должно эффективно изменить ситуацию.
Государство будет субсидировать Росагролизингу 20% стоимости техники, а сельскохозяйственный товаропроизводитель будет получать беспроцентную рассрочку на 5 лет! Получается, что хозяйство получит возможность приобрести единовременно не один, а 4 комбайна или трактора за те же деньги первоначального взноса.
При таких условиях спрос на технику будет существенно увеличен, сельскохозяйственные товаропроизводители получат технику, а наши отечественные сельхозмашиностроители получат возможности наращивать и развивать производство. Если хозяйству потребуется техника, которую в России пока не производят, то по согласованию с Министерством промышленности будет возможность взять и импортную.
На этом направлении, уважаемые товарищи, мы видим логику, системность, доступность каждому фермеру, особенно тем, кто имеет 1000 и боле гектар, действительно эффективно эту землю обрабатывать.
Важно отметить, что в принятии предложенных решений мы не можем допустить причинения вреда нашим предприятиям сельскохозяйственного машиностроения. Ведь те средства, которые они получали по Постановлению №1432, существенно их укрепляли. Нельзя оставить их без дополнительной поддержки. Вот почему Камаз, или Автоваз получают многомиллиардные субсидии, а наши предприятия, производящие сельхозтехнику, такой поддержки должны быть лишены?
В этой связи, перенаправляя те деньги, которые расходовались по Постановлению №1432, условно 12-15 млрд., на развитие лизинга сельскохозяйственной техники, необходимо обеспечить производителям этой техники не меньшую поддержку по линии Минпромторга и Правительства Российской Федерации.
Это тем более актуально с учетом стоящих перед нами целей по введению в сельскохозяйственный оборот заброшенных 41 млн. га пашни.
Такая дополнительная поддержка просто необходима. Ведь сегодня что получается?
Под нажимом за 3 последних года ввели в оборот 3,5 млн. га пашни, а 2,2 млн. га вывели!
Мы убеждены, что на этом направлении нам не обойтись и без специальной государственной программы, которая бы позволила заинтересовать сельскохозяйственных товаропроизводителей в наиболее полном использовании земельных ресурсов.
Не затягивая хочу подытожить.
В идеале мы хотим, чтобы из бюджета выделялись достойные деньги, в том числе на науку, конструкторские бюро, модернизацию производства и расширение ассортимента продукции нашего сельхозмашиностроения. Такая поддержка есть во всем мире, и она позволяет сделать сельскохозяйственную технику доступной для крестьян.
Второе – строгий контроль за обоснованностью изменения цен на сельскохозяйственную технику, которое может сложиться в связи с увеличением спроса.
Третье – развитие программы лизинга сельскохозяйственной техники в целях полного удовлетворения текущих и перспективных потребностей сельского хозяйства уже в первый год должно значительно увеличить поступление техники в АПК.
И четвертое – поддержка модернизации и технического перевооружения села должна стать стабильной, позволять труженикам села и предприятиям машиностроения планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу, обеспечить достижение научно-обоснованного технического вооружения.
Мы все вместе должны обеспечить эффективность системы, в которой механизмы лизинга обеспечивают повышение спроса на сельскохозяйственную технику, а сельскохозяйственные машиностроители через поддержку по линии Минпромторга развивают свое производство, повышают качество производимого продукта, и, удовлетворяя внутренний спрос, с этим качеством активнее выходят на внешние рынки.
Экономить на таких вопросах нельзя. Поскупившись сегодня вложиться в село, мы рискуем завтра его потерять, утратить пространственные связи и в конечном итоге потерять Россию!
Я еще раз хочу призвать всех работать и действовать в едином ключе, помогая друг другу на благо народа и России.
Спасибо!