На портале «Добродел» 15 августа, аккурат накануне августовских педсоветов, закончилось интернет-голосование по капитальному ремонту школ и благоустройству пришкольных территорий на 2020 год. Чиновники правительства Московской области организовали очередное соревнование для родителей учащихся. Вместо увеличения финансирования ремонта образовательных учреждений подмосковные власти устроили что-то типа социалистического соревнования в худшем его исполнении.
Вы когда-нибудь видели, чтобы у жителей Бурятии или на Ямале спрашивали, какие скважины выбирать для бурения, чтобы добывать нефть или газ? Никому и в голову не придет такая мысль по одной причине: для этого есть профессионалы. А вот в Московской области думают по-другому. На портале «Добродел» наряду с голосованием по определению итогов конкурса «Народный доктор Подмосковья» для родителей предложено голосование по включению школ в программу капитального ремонта зданий. С 25 июля по 15 августа все желающие могли оставлять свои предложения и комментарии, которые будут рассмотрены при утверждении программы.
Вопрос был задан, что называется в лоб: « А скажите нам, какая школа нуждается в капитальном ремонте и благоустройстве в первую очередь?»
1297 школ в области, 46 000 участников голосования, 47603 комментариев. Более 1500, должно быть, комментарии не по одному разу писали. Причем, прибавление числа голосовавших, почему-то резко пошло в гору в последние дни. Изобретательность чиновников от образования приводит в ступор любого, даже самого неискушенного в строительстве жителя Подмосковья. Инициатива Министерства образования области нашла свое обсуждение даже в общественном транспорте. Причем от шуточной идеи «посмотреть как итоги будут подводить..», до вполне эмоциональных предложений «..разогнать всех к….»
Отчеты о строительстве новых современных школ, бравые раппорты о переводе учащихся на обучение в одну смену как-то увели обсуждение от проблем действующих школ.
Учитывая состояние подмосковных школ, их хроническое недофинансирование, хочется узнать, кто автор столь инновационной идеи, и зачем так непрофессионально заигрывать с родительской общественностью?
Не потому ли, что родители все смелее протестуют против действующей «добровольной» финансовой помощи школе: им и, правда, все сложнее осилить «добровольные вливания в ремонт классов, вестибюлей», о чем они открыто делятся на форумах и сайтах». И здесь сложно винить администрацию школ, перед которой порой достаточно жестко сверху ставится задача поиска средств при подготовке школ к очередному новому учебному году.
Подобные вопросы сбора информации для принятия столь ответственных решений – свидетельство глубочайшего кризиса власти, когда места профессионалов занимают «креативщики», выдумывающие в кабинетах темы почувствительнее. «…Вся процедура не займет и пяти минут. Призываю всех желающих успеть поучаствовать в голосовании, нам важно мнение каждого», - призывает Министр областного ведомства.
Мнения? Пожалуйста, они в большом количестве изложены в голосовании. Ответы родителей на голосовании в «Доброделе» открывают совсем «неуютную картину» состояния наших подмосковных школ. Родители получили возможность еще раз заявить, что не все так красиво в нашем королевстве. Если прочтете, то услышите крики о помощи: и про кабинеты, и про сломанные унитазы, и про необорудованные территории, и про переполненные классы, плохое питание, отсутствие спортивных площадок. Люди пишут и о том, что нет спортивных залов, что унитазы разбиты и сломаны, что падает штукатурка, и стоит холод в классах…., что классы переполнены, и дети по-прежнему учатся в 2 смены…
Очередное возмущение плохим состоянием школ Подмосковья, вызывающее боль и стыд. Вот лишь некоторые из них.
Чехов. «..разбитая дорожка вокруг школы. Разломан забор. Для детей постарше кроме баскетбольной коробки ничего нет. Торчат отломанные арматуры. Детям не хватает спортивного зала на все классы... В классах в две смены по 35 человек. Чтобы построили на пустыре отдельное здание начальной школы и убрали вторую смену».
Дмитровский район. «Школа основа в советское время и многое делается руками родителей(!) и педагогов. Оснащение школы оставляет желать лучшего…Школе нужен не только капитальный ремонт».
Королев. «…Давно нужен капитальный ремонт!!! Внутри на втором этаже, где вход в актовый зал, балка на подпорках и течёт крыша! Удивительно, что до сих пор, на это не выделены средства! Фасад в ужасном состоянии! Ощущение что с советских времён ремонт не проводили!»
Серпухов. «На первом этаже, где располагаются классы начальной школы невозможно пройти от запаха туалетов!!! Проблема не в уборке, а в плачевном состоянии санузлов в плане сантехники. В классах, да и в коридорах, полы вытерты до дыр,а это уже можно говорить о травмоопасности детей».
Наро-Фоминск.«Классы переполнены, несколько лет подряд обещают сделать пристройку, но ничего не происходит. «… Обязательно надо отремонтировать туалеты в начальной школе, дети таких доисторических унитазов не видели, унитазы с рычагом, без привычной кнопки для слива».
Похоже, что организовавшие этот опрос просто развлекаются и не знают, что капитальный ремонт – это комплекс значительных мероприятий по восстановлению и улучшению состояния зданий школ.
«Капитальный» означает «главный» и подразумевает восстановление, обновление или полную замену элементов конструкции, вплоть до стен, перекрытий, лестничных маршей. Легко понять, что такая масштабная и сложная акция сопряжена с большим количеством изучений и исследований здания специалистами- профессионалами, организациями, имеющими лицензии на проведение изучения строительных конструкций, состояния инженерных сетей, тепла, водообеспечения, электрических сетей. Это серьезная основательная процедура на освидетельствование здания с целью установить степень износа конструкций, где по итогам этого осмотра и принимается решение о необходимости ремонта.
Мы то, наивные считали, что сидящие в своих кабинетах чиновники отделов капитального строительства администрации, специалисты комитетов образования, курирующие ремонты школьных помещений не просто так работу делают. Мы думали, что вся информация по каждому учреждению серьезно анализируется при приемке школ, с поиском помещений для детей в случае закрытия школы. Что есть акты обследования многочисленных комиссий, заявки школ на проведение работ, планы изучения аварийности зданий. С планом ремонта, с обоснованием, с расчетами и, только после этого, вносят это учреждение в план проведения серьезного капитального ремонта.
Но, похоже, что истинную картину знают только родители. Им и решать. Голосованием. Наряду с опросами жителей по выбору лучшего врача, вопросам благоустройства спортивных площадок (кто бы против?), на голосование вынесли вопрос, имеющий непосредственное отношение к безопасности жизни учащихся, пребывающих в образовательном учреждении.
Разве сидящие в кабинетах чиновники не обязаны знать это без голосования и опроса родителей? Больно и стыдно за власть, так просто зарабатывающую баллы за «связь с родительской общественностью». Родители честно отыграли игру, предложенную для пиара и очередного красивого отчета. Жаль родителей, клюнувших на эту дешевую уловку, ничего общего не имеющую с серьезной и осмысленной работой.
Один из жителей Одинцово так в интернете оценил это голосование: maslov. «..Очередное лицемерное мероприятие-себе. Жителям Одинцовского района придумали, некое оскорбительное голосование. Позор!»
Замминистра образования и науки Ирина Кузнецова обнародовала в СМИ официальные данные о материально-техническом состоянии российских школ. По ее словам, почти два миллиона детей учатся в зданиях, требующих капитального ремонта: в школах без водопровода и центрального отопления, с протекающими крышами. Больше пяти тысяч школ, по данным министерства образования, имеют туалеты на улице, а более 400 школ и вовсе были признаны аварийными, то есть опасными для жизни. Более чем в половине образовательных учреждений (53%) внутренние помещения находятся в плачевном состоянии: где-то протекает крыша, в классах и коридорах очень грязно, на стенах — грибок и плесень.
Сможет ли Россия совершить технологический прорыв, если её будущее учится в ветхих школах по старым учебникам?
У нас нет информации по тому, куда идут деньги, дворцы и драгоценности, изъятые в ходе следствия у некоторых губернаторов, мэров городов и представителей правоохранительных органов?
Неплохо бы провести опрос, в какую школу направить эти средства? Нет сомнения, что миллионы родителей Подмосковья, наслышанные о наворованных чиновниками суммах, проголосовали бы с большим удовольствием. И будьте уверены - этих сумм с лихвой хватит и на капитальный ремонт, и на современные спортивные площадки.
Так может пора прекратить игру с родителями в рулетку, выбирая сомнительные голосования в качестве индикатора работы власти.