15 августа 2019 года самолет авиакомпании "Уральские авиалинии" Airbus-321 с 226 пассажирами и семью членами экипажа вылетел с подмосковного аэродрома Жуковский, направляясь в Симферополь. При взлете в оба двигателя попала стая чаек, что привело к отказу техники. У пилотов оставались доли секунды на принятие правильного решения. Они выключили двигатели и посадили лайнер на "брюхо" на местном кукурузном поле.
Полет длился менее двух минут. Благодаря профессионализму пилотов все обошлось без жертв. Окончательную причину столь опасного ЧП еще предстоит установить следствию. Но в числе одной из основных, многие эксперты с уверенностью называют наличие свалок вблизи подмосковного города Жуковского.
И, что интересно, всякий раз должно произойти что-то чрезвычайное, чтобы власть Подмосковья обратила свое внимание на проблему, о которой жители говорят уже не один год. И вот уже телерепортажи с «полей» выходят на фоне работающего экскаватора, тщательно убирающего накопившиеся горы мусора. И транспорт есть, и техника появилась….
Встречи, заседания, проверки по факту, главным итогом которых по официальной информации Министра экологии Московской области стало решение о совместной работе с Росприроднадзором, «…целью которой является перечень конкретных мер по оздоровлению экологической обстановки вокруг таких важнейших объектов, как аэропорты». Дорожные карты, планы, в которых все тоже - усилить, повысить, улучшить…
Между тем, масштабная проверка мусорных полигонов возле аэропорта показала, что только на ликвидацию нелегальной свалки у озера Глушица в подмосковном Жуковском понадобится около 100 миллионов рублей.
Наша газета практически в каждом номере пишет о медленных темпах ликвидации мусорных полигонов и подмосковных свалок, о недопустимости бездействия местных властей, привыкших часто просто разводить руками и ссылаться на извечную тему нехватки денежных средств. Но видно у нас в Подмосковье пока гром не грянет, «мужик» не перекрестится.
Берег озера Глушица, по сообщениям местных жителей еще в 2017 году оказался завален строительным и бытовым мусором. Грузовики ездили, как правило, сюда по ночам и сваливали остатки бетонных плит и другой строительный бой, который образуется при сносе домов. Чайки, как известно, любят свалки. Сотрудник орнитологической службы в Жуковском аэропорту рассказал СМИ: «Самая большая проблема для нас — чайки всех мастей. Неоднократно там находили чаек, повреждённых самолётом. Птицы летают греться на полосу — там речка и свалка, они тут вообще постоянно».
Сотрудники аэропорта в один голос уверяют, что системы «распугивания» просто не справляются с количеством птиц, живущих на расположенной в окрестностях Жуковского гигантской свалке. Участок 6,4 га, который превратился в свалку, принадлежит компании «Вымпел-К». Официально его разрешено использовать для ведения сельского хозяйства. В октябре 2017 года специалисты Росприроднадзора провели у озера Глушица проверку и вынесли компании предписание о нецелевом использовании и загрязнении земельного участка. Тогда Росприроднадзор потребовал очистить берег, но предписание так и не было выполнено. Об этом говорится в письме Министерства экологии Московской области одному из экоактивистов. «По факту нарушения правил обращения экологически опасных веществ … возбуждено уголовное дело», — сказано в письме.
Но воз и ныне там. Озеро стало зоной настоящего экологического бедствия, где гнездовья чаек - лишь дополнительный антураж. Местные жители давно бьют тревогу: от мусора страдает не только озеро, но и Москва-река, куда, по их мнению, был организован сток отравленной мусором воды. Все фильтраты от мусора через грунтовые воды попадают в колодцы местных жителей. При дальнейшем бездействии здоровье населения, которое пользуется водой, будет стремительно ухудшаться.
Еще 2 года назад, экологи предупреждали, что чайки могут привести к авиакатастрофам. Елена Гришина, член Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области, говорила во всех СМИ прямым текстом: "…то количество чаек, которое гнездится на озере Глушица, может привести к авиакатастрофам». «К сожалению, когда происходят какие-либо катастрофы, только тогда начинают заниматься этими проблемами».
«Раньше там были потрясающие места отдыха для местных жителей, красивые озёра, которые превратились в мусорные свалки», - отмечает Гришина.
Парадокс в том, что чем больше говорят о чайках на свалке, тем больше отговорок приводят официальная подмосковная власть. Дескать, и птиц мало, и свалка не такая уж и большая, и мусор там только строительный. Убираем, дескать, все будет в порядке. Сегодня пример с озером Глушица наглядно показывает, как неэффективный менеджмент и равнодушие местной власти за несколько лет из прекрасного, зелёного уголка подмосковной природы превратили озеро в очаг санитарно-эпидемиологического и экологического бедствия.
И, как показывает случай с аварийной посадкой пассажирского самолета, результат такой безнаказанности шагнул далеко за пределы подмосковного региона, увеличивая цепочку причиняемого вреда. Другим! Не себе... Отдыхи сегодняшних «бизнесменов по-русски», делающих прибыль на многострадальной подмосковной земле, предполагают песчаные пляжи Сейшел и горячее солнце экзотических стран. Там и воздух чище, и земля роднее.