Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин принял участие в заседании рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «Государственная аграрная политика – эффективное сельскохозяйственное производство и развитие сельских территорий».
В.И. Кашин в рамках своего выступления обратил внимание на актуальные вопросы, связанные с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и в частности – на проблему ее недофинансирования, а также стоящие в этой связи перед государством задачи.
Особое внимание В.И. Кашин уделил вопросу непроработанности системы ценообразования на продукцию АПК в России, и в качестве наглядного примера привел сведения о ситуации в производстве молока, мяса говядины и плодоовощной продукции. Так, цена закупки у сельскохозяйственных товаропроизводителей этих видов продукции на протяжении нескольких лет имеет слабую динамику. В то же время цены на ГСМ за последние четыре года выросли с 33-37 тыс. рублей за тонну до 48-53 тыс. рублей, сельскохозяйственная техника за тот же период подорожала в полтора раза, цены на удобрения выросли в 2-3 раза. Никто не отменял и налогового бремени в виде 20% налога на прибыль, 10% НДС, а также 33,6% отчислений в социальные фонды, и т.д. С учетом уже названного недофинансирования госпрограммы, сельхозтоваропроизводители на 1 рубль господдержки платят 5 рублей в бюджеты и фонды различного уровня.
В результате доходность в сельском хозяйстве, за исключением агрохолдингов, колеблется на уровне нуля. Яркий пример – имеющее 90-летнюю историю подмосковное ОАО «Дашковка», производящее сегодня более 20 тыс. тонн овощей открытого грунта в год, но терпящее многомилионные убытки. В такой же ситуации находится абсолютное большинство средних и малых сельхозтоваропроизводителей.
Далее в своем выступлении В.И. Кашин подробно остановился на вопросах развития сельских территорий.
Представленный к принятию во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете определяет финансирование этой важнейшей государственной программы на 2020 год в два с лишним раза ниже паспортного значения – 35,9 млрд. против 79,2 млрд. рублей! С таким уровнем недофинансирования в первый же год реализации программы на закрепленных в ней целях фактически ставится крест. Это недопустимо!
В этой связи В.И. Кашин выразил принципиальную позицию о необходимости обеспечить паспортные значения финансирования государственной программы комплексного развития сельских территорий из средств федерального бюджета, а также, исходя из численности сельского населения, направить на цели развития сельских территорий не менее четверти ресурсов всех двадцати пяти отраслевых государственных программ (развития здравоохранения, образования, транспортной системы, спорта, культуры, и др.).
Еще одним приоритетным направлением государственной аграрной политики В.И. Кашин обозначил создание системы вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель и принятие соответствующей государственной программы. В некоторых субъектах Российской Федерации в 2018 году под посевы было использовано не более 5%-20% от той посевной площади, которая была в 1990 году. В среднем по России сегодня используется 67,7% прежнего посевного клина. Нужно вернуть в оборот заброшенные земли, и перед страной сразу откроются новые возможности – дополнительные рабочие места на селе, 100 млн. тонн дополнительного урожая в зерновом эквиваленте, новые стимулы к развитию логистической инфраструктуры, переработки сельскохозяйственной продукции, и т.д.
В заключение В.И. Кашин предложил в докладе Президенту Российской Федерации и в материалах заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросам эффективного сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий, запланированного на декабрь 2019 года, отразить все актуальные проблемы отрасли, в том числе на направлениях развития мясного и молочного скотоводства, производства овощей и плодово-ягодной продукции, кадрового обеспечения отрасли, и главное – предложить к утверждению исчерпывающий комплекс мер по решению каждого из обозначенных вопросов.