- К концу 2019 года пассажирский транспорт в Московской области должен был быть обновлён на 630 единиц. Это большая цифра для Подмосковья?
- Я думаю, что он будет обновлён. На самом деле, будет обновлено не 630 единиц транспорта, а более 1200. Мы здесь должны учитывать и коммерческих перевозчиков, которые планируют закупить 599 машин. Какая это цифра маленькая или большая? Сейчас нельзя сказать однозначно. Подмосковье входит в постоянно и динамично прирастающую жителями Московскую агломерацию. В Московской области постоянно проживает 7 млн. 600 тыс. жителей. Вместе с жителями Москвы, которые ездят на дачи, к родственникам, на отдых в область и трудовыми мигрантами получается около 30 млн. человек. А это требует системного решения очень многих и серьёзных транспортных проблем. Да, пассажирские перевозки у нас развиваются. Длина маршрутов в Московской области достигает более 58 тыс. км. Это 1,5 диаметра нашего земного шара. Казалось бы – много, но никуда не делись транспортные пробки, очереди для того, чтобы сесть в автобус, маршрутку. Поэтому, говорить о том, что количество единиц транспорта увеличится намного – пожалуй не приходится. Необходимо комплексно и опережающими темпами развивать транспортную сеть, запускать новые пассажирские маршруты, новые виды транспорта, которые позволили бы решить эту проблему. Несомненно Правительство Московской области и депутаты Мособлдумы работают над улучшением транспортной ситуации в регионе. Ведь без незамедлительного решения транспортной проблемы может наступить транспортный коллапс, который повлечёт за собой экономические, экологические и социальные последствия. В Подмосковье строятся дороги и транспортные развязки, вводятся новые маршруты автомобильного общественного транспорта, запускаются скоростные маршруты пригородного железнодорожного транспорта, но проблем ещё очень много.
- На 2020 год, на будущий год, какой план?
- Улучшать транспортную доступность в регионе. В 2019 году запущено две линии Московского Центрального Диаметра - это новый шаг в развитии общественного транспорта Московской агломерации. Жители Подмосковья получают возможность быстро добираться до Москвы и без пересадки в города области, ранее не связанные между собой, прямым сообщением. Это только первый шаг, дальше будут запущены ещё три диаметра, которые улучшат транспортную доступность между городами региона. Продолжится строительство ЦКАД – это тоже грандиозный проект, который позволит, в какой-то степени, решить часть вопросов. Почему часть? В Московской области идёт интенсивное жилищное строительство. В основном застраиваются территории ближнего Подмосковья. Каждый год область прирастает более 100 тыс. новых жителей. Это, в основном, молодые, энергичные люди, которые приезжают из регионов России, селятся в Подмосковье, а работают в Москве. По месту жительства, к сожалению, рабочих мест катастрофически не хватает. Новые жители - это и новые машины, и новые пассажиры в общественном транспорте. Поэтому, для того, чтобы решить транспортную проблему, нужно решать целый комплекс вопросов: прежде всего создание новых рабочих мест в Подмосковье. Ежедневно на работу в Москву ездят около 2 млн. жителей области, и, в связи с интенсивным строительством, их количество будет увеличиваться.
- Вы говорите, что транспорт современный. А в чём его особенность?
- Хочу сказать, что если мы говорим о Московском Центральном Диаметре, то это - современные скоростные поезда. Из одной точки добраться до другой не за 3 часа, а, условно, за 40 минут или час – это очень большое благо. То, что интервал между поездами 5-7 минут позволит пассажирам достаточно комфортно доехать до станции метро. МЦД позволит сэкономить гражданам в месяц около 5,5 тыс. рублей и 65 тыс. руб. в год.
- Как решается проблема доступности общественного транспорта в новых жилых районах Подмосковья?
- Конечно, эту проблему нужно решать системно. Допустим, мы говорим, о Репинской развязке в Химках, она потребует 2 млрд. руб., а то и больше. В этом году она уже будет запроектирована и 2020 году будет запущена первая, основная, хорда. Это действительно развяжет достаточно большой узел. То же самое в Красногорске – между Волоколамским и Ленинградским шоссе строится и, вероятно, в скором времени будет запущена развязка длиной 9 км.
- А платная дорога на Ленинградке?
- Платная дорога на Ленинградке – она тоже своеобразна, слишком она платная, слишком дорогая. Понимаете, это в копеечку людям выходит.
- Подсчитали, кстати, что, допустим, большегрузам проще заплатить деньги за проезд по платной дороге, чем стоять в пробке на Ленинградке. У них есть своя выгода.
- Понимаете, нужно проводить ту политику, которая действительно будет удобна и выгодна всем. Нужно не упираться в концессию и смотреть, что цена должна быть именно такая, а не другая. Где-то даже небольшое снижение цены проезда позволит улучшить транспортный трафик. У нас, по территории Московской области, проходит 100 км трассы Москва – Санкт-Петербург, а подавляющее большинство едут по Ленинградке. Почему это происходит? Можно говорить что угодно. Можно показывать хорошие цифры. Но факт остаётся фактом – мы должны чётко понимать, что нужно регулировать тарифы, которые позволяли бы по платным дорогам ездить всем без исключения. И вот эти вопросы должны решаться. Необходимо интенсифицировать строительство транспортных развязок, мостов и переездов. Развитие Московского транспортного узла государственная задача и она может реализоваться при сложении усилий и финансовых средств Федерального бюджета, Москвы и Московской области. Проект - Московский Центральный Диаметр - реализуется благодаря участию в нём Правительства РФ, Московской области, Москвы, и «Российских Железных Дорог». Конечно, этот процесс нужно развивать.
Однако транспортную проблему Подмосковья не разрешить не решив комплекс причин создавших её. Во-первых, необходимо навести порядок в жилищном строительстве. Проще говоря, прекратить безудержное и бездумное жилищное строительство.
С одной стороны жилищное строительство многоквартирных домов – это инвестиции, пополнение бюджета, но это, ко всему прочему, целый комплекс проблем, который создаётся. Плотность застройки городов ближнего Подмосковья превысила все мыслимые пределы. В безудержном желании получить максимальную прибыль застройщики не озабочиваются проблемами дорог и парковочных мест для автомобилей. Поэтому транспортный коллапс формируется уже во дворах домов. Из таких микрорайонов сложно выехать, здесь не поможет МЦД. Кроме транспортной инфраструктуры страдает и социальная - не хватает школ и детских садов. Родители вынуждены часами пробиваться по пробкам, чтобы отвезти детей в детский сад или школу. К сожалению, приходиться признать , что при планировании строительства жилых кварталов не просчитываются последствия. Нужно построить, а дальше – живи, как хочешь. Вот такая проблема. Во-вторых, создание рабочих мест. Для кого ты строишь? Для людей. Человеку должно быть комфортно – он должен получать работу на том месте, где живёт, поблизости. Этого, к сожалению, нет.
- Александр Анатольевич, спасибо за интересный разговор.
- Спасибо Вам.
- А я напомню, мы были в гостях у Председателя Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы Александра Наумова.