Сельскому хозяйству нашлось место в Конституции

Пресс-служба Комитета ГД по аграрным вопросам

Сегодня в Государственной Думе состоялось историческое голосование - в третьем чтении принят проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

В числе поправок, рекомендованных к принятию – поправка, внесенная вице-спикером Государственной Думы Алексеем Гордеевым и председателем Комитета Государственной Думы по агарным вопросам Владимиром Кашиным, о включении в пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации слов «сельское хозяйство». Таким образом, в Конституции РФ аграрные вопросы будут напрямую закреплены как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В настоящее время статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации разграничены соответственно предметы исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Таким образом, во всех сферах деятельности и законодательства Российской Федерации, не указанных в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации, государственное регулирование, в том числе нормативно-правовое регулирование, осуществляется субъектами Российской Федерации.

В основу такого распределения Конституцией РФ заложено два критерия: предмет или область деятельности и отраслевое законодательство. Сельскохозяйственная деятельность или сельское хозяйство не отнесены статьями 71 и 72 Конституции РФ ни к исключительному ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов. Т.е. де-юре, в соответствии со статьей 73 Конституции РФ, в отношении сельского хозяйства субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Согласно части 4 статьи 76 Конституции РФ вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов, при этом в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Однако де-факто в настоящее время аграрные отношения регулируются совокупностью федерального и регионального законодательства.

Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (который в настоящее время большинством теоретиков аграрного права признается базовым, отраслеобразующим нормативным правовым актом в сфере сельского хозяйства) предусмотрено, что правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, указанный Федеральный закон закрепил признаки правового регулирования соответствующих правоотношений (отношений в сфере развития сельского хозяйства), характерные для сфер общественных отношений, являющихся согласно Конституции Российской Федерации предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Аналогичные подходы заложены в настоящее время и в других федеральных законах, регулирующих различные аспекты сельскохозяйственной деятельности и традиционно относящихся к системе аграрного права.

По мнению авторов поправки, поддержанному большинством голосов депутатов Государственной Думы, предлагаемое дополнение к пункту «д» статьи 72 Конституции Российской Федерации поможет преодолеть существующие правовые коллизии в регулировании аграрной сферы, окажет системное влияние на достижение целей и решение задач государственной аграрной политики, а также на дальнейшее становление и развитие аграрного права.

Авторы «аграрной поправки» к Конституции РФ считают, что в последние годы в развитии отечественного сельского хозяйства произошли ощутимые перемены к лучшему, что в значительной мере явилось следствием и результатом многолетней работы, успешной реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и его «преемницы» - государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Однако аграрную реформу нельзя считать оконченной или завершенной. Еще многое предстоит сделать: вовлечь в оборот десятки миллионов гектар заброшенных сельхозземель, полностью обеспечить продовольственную безопасность страны абсолютно по всем показателям, возродить российское село и вернуть крестьянскому труду заслуженное почетное место в ряду востребованных и престижных профессий, удвоить экспорт отечественной сельхозпродукции и завоевать новые продовольственные рынки.

Все эти задачи смогут быть решены только объединением усилий во всех измерениях – и в федеральном, и в региональном, и в местном.«Рассчитываем, что принятие нашей поправки в 72 статью Конституции поможет донастроить и отладить систему взаимодействия всех уровней государственной власти для успешной совместной реализации нашей аграрной политики, в том числе отраслевых государственных программ.».

Владимир Кашин напомнил об исторической роли агарного сектора в развитии страны:

«Сегодня мы, по сути, восстановили историческую справедливость, вернув слова о сельском хозяйстве в Основной закон страны. Нормы о сельском хозяйстве, о колхозных организациях и о личном подсобном хозяйстве содержались и в Сталинской Конституции 1936 года, и в советской Конституции 1977 года, и в Основном законе России, действовавшем в постперестроечный период. Мы надеемся, с принятием этой конституционной нормы навсегда уходят в прошлое те времена, когда либеральная фронда называла сельское хозяйство «черной дырой» и когда уничтожали кадровый потенциал аграрного сектора, секвестируя в агарных вузах финансирование, ликвидируя целые факультеты, которые готовят юристов, экономистов, инженеров с учетом специфики сельского хозяйства.

То, что сегодня мы дополняем в Конституции РФ перечень предметов совместного ведения Федерации и регионов вопросами сельского хозяйства, не только выстраивает единую систему управления в аграрной сфере, но и дает возможность корректно и абсолютно легитимно с правовой точки зрения совершенствовать, обновлять, систематизировать аграрное законодательство. В законопроектной работе нашего Комитета эта поправка имеет базовое, определяющее значение.

Наше предложение без каких-либо сомнений было поддержано профильным Министерством. Министр сельского хозяйства, Дмитрий Николаевич Патрушев, выразил полную солидарность и убежденность в необходимости закрепления в Основном законе страны роли и места сельского хозяйства в системе государственного управления. Получив одобрение и поддержку на самом высоком уровне, в лице руководства страны, мы уверены, что в истории отечественного агарного сектора сегодня появляется новая точка отсчета, новый импульс для развития и процветания. Теперь наша совместная задача – достойно продолжить реализацию двух действующих госпрограмм – развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий, в том числе подкрепив это финансированием в соответствии с изначально заложенными их паспортами объемами средств, а также обеспечить качественный прорыв в освоении земель сельскохозяйственного назначения путем принятия госпрограммы по вовлечению их в оборот и повышению почвенного плодородия.».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
В Подмосковье из Белгорода
Около 400 детей и их родителей из опасных районов Белгородской области прибыли в Подмосковье. Их разместили в детских оздоровительных лагерях.

Г.А. Зюганов: «Сегодня День восстановления нашей государственности»
Лидер КПРФ выступил перед журналистами в Госдуме.






 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев выступил на Общероссийском открытом партийном собрании

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов встретился с членами семей участников СВО в Можайске

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда