Сегодня в Государственной Думе состоялось историческое голосование - в третьем чтении принят проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
В числе поправок, рекомендованных к принятию – поправка, внесенная вице-спикером Государственной Думы Алексеем Гордеевым и председателем Комитета Государственной Думы по агарным вопросам Владимиром Кашиным, о включении в пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации слов «сельское хозяйство». Таким образом, в Конституции РФ аграрные вопросы будут напрямую закреплены как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В настоящее время статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации разграничены соответственно предметы исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Таким образом, во всех сферах деятельности и законодательства Российской Федерации, не указанных в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации, государственное регулирование, в том числе нормативно-правовое регулирование, осуществляется субъектами Российской Федерации.
В основу такого распределения Конституцией РФ заложено два критерия: предмет или область деятельности и отраслевое законодательство. Сельскохозяйственная деятельность или сельское хозяйство не отнесены статьями 71 и 72 Конституции РФ ни к исключительному ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов. Т.е. де-юре, в соответствии со статьей 73 Конституции РФ, в отношении сельского хозяйства субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Согласно части 4 статьи 76 Конституции РФ вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов, при этом в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Однако де-факто в настоящее время аграрные отношения регулируются совокупностью федерального и регионального законодательства.
Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (который в настоящее время большинством теоретиков аграрного права признается базовым, отраслеобразующим нормативным правовым актом в сфере сельского хозяйства) предусмотрено, что правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, указанный Федеральный закон закрепил признаки правового регулирования соответствующих правоотношений (отношений в сфере развития сельского хозяйства), характерные для сфер общественных отношений, являющихся согласно Конституции Российской Федерации предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Аналогичные подходы заложены в настоящее время и в других федеральных законах, регулирующих различные аспекты сельскохозяйственной деятельности и традиционно относящихся к системе аграрного права.
По мнению авторов поправки, поддержанному большинством голосов депутатов Государственной Думы, предлагаемое дополнение к пункту «д» статьи 72 Конституции Российской Федерации поможет преодолеть существующие правовые коллизии в регулировании аграрной сферы, окажет системное влияние на достижение целей и решение задач государственной аграрной политики, а также на дальнейшее становление и развитие аграрного права.
Авторы «аграрной поправки» к Конституции РФ считают, что в последние годы в развитии отечественного сельского хозяйства произошли ощутимые перемены к лучшему, что в значительной мере явилось следствием и результатом многолетней работы, успешной реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и его «преемницы» - государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Однако аграрную реформу нельзя считать оконченной или завершенной. Еще многое предстоит сделать: вовлечь в оборот десятки миллионов гектар заброшенных сельхозземель, полностью обеспечить продовольственную безопасность страны абсолютно по всем показателям, возродить российское село и вернуть крестьянскому труду заслуженное почетное место в ряду востребованных и престижных профессий, удвоить экспорт отечественной сельхозпродукции и завоевать новые продовольственные рынки.
Все эти задачи смогут быть решены только объединением усилий во всех измерениях – и в федеральном, и в региональном, и в местном.«Рассчитываем, что принятие нашей поправки в 72 статью Конституции поможет донастроить и отладить систему взаимодействия всех уровней государственной власти для успешной совместной реализации нашей аграрной политики, в том числе отраслевых государственных программ.».
Владимир Кашин напомнил об исторической роли агарного сектора в развитии страны:
«Сегодня мы, по сути, восстановили историческую справедливость, вернув слова о сельском хозяйстве в Основной закон страны. Нормы о сельском хозяйстве, о колхозных организациях и о личном подсобном хозяйстве содержались и в Сталинской Конституции 1936 года, и в советской Конституции 1977 года, и в Основном законе России, действовавшем в постперестроечный период. Мы надеемся, с принятием этой конституционной нормы навсегда уходят в прошлое те времена, когда либеральная фронда называла сельское хозяйство «черной дырой» и когда уничтожали кадровый потенциал аграрного сектора, секвестируя в агарных вузах финансирование, ликвидируя целые факультеты, которые готовят юристов, экономистов, инженеров с учетом специфики сельского хозяйства.
То, что сегодня мы дополняем в Конституции РФ перечень предметов совместного ведения Федерации и регионов вопросами сельского хозяйства, не только выстраивает единую систему управления в аграрной сфере, но и дает возможность корректно и абсолютно легитимно с правовой точки зрения совершенствовать, обновлять, систематизировать аграрное законодательство. В законопроектной работе нашего Комитета эта поправка имеет базовое, определяющее значение.
Наше предложение без каких-либо сомнений было поддержано профильным Министерством. Министр сельского хозяйства, Дмитрий Николаевич Патрушев, выразил полную солидарность и убежденность в необходимости закрепления в Основном законе страны роли и места сельского хозяйства в системе государственного управления. Получив одобрение и поддержку на самом высоком уровне, в лице руководства страны, мы уверены, что в истории отечественного агарного сектора сегодня появляется новая точка отсчета, новый импульс для развития и процветания. Теперь наша совместная задача – достойно продолжить реализацию двух действующих госпрограмм – развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий, в том числе подкрепив это финансированием в соответствии с изначально заложенными их паспортами объемами средств, а также обеспечить качественный прорыв в освоении земель сельскохозяйственного назначения путем принятия госпрограммы по вовлечению их в оборот и повышению почвенного плодородия.».