Мировая экономика в кризисе. Во всём мире власти до последнего отрицали очевидное, накачивая экономику деньгами, манипулируя статистическими данными и пытаясь запустить механизм экономического роста.
О влиянии пандемии на экономику, работе предприятий в новых условиях рассказывает депутат Московской областной Думы, заместитель председателя Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Василий Мельников.
– Василий Борисович, что сейчас происходит с мировой экономикой. Как она изменилась с начала эпидемии?
– Текущий «вирусный» кризис лишь беспощадно обнажил её тяжёлое положение. Внезапно грянувшая эпидемия стала очень удобным предлогом, чтобы признать реальное положение дел – мировая экономическая модель, основанная на господстве доллара США и открытой глобальной торговле, перестала работать. Причём перестала работать не только для стран Азии и Африки, но и для ядра мировой капиталистической системы: США, Западной Европы и Японии. Доходы населения в странах Запада не растут последние десятилетия, чего не скажешь о ценах и тарифах. В то же время, воспользовавшись политикой вывоза капитала, существенно нарастили промышленный и финансовый потенциал страны азиатского региона и прежде всего Китай. Фактически коллективный Запад уже долгое время живёт, наращивая долги и раздувая сферу услуг, поскольку значительная часть производственных мощностей мигрировала в Азию. Поэтому не стоит надеяться, что, когда эпидемия закончится, дела по всему миру снова пойдут по-старому. Далеко не все предприятия, особенно в сфере услуг, смогут возобновить деятельность после окончания эпидемии.
– Что касается простых граждан, как этот «вирусный» кризис отразится на них?
– Из-за кризиса возрастёт безработица и сократится мировой спрос. Ожидается ухудшение благосостояния массового потребителя, которому неизбежно придётся экономить, в том числе на товарах повседневного спроса.
– Из-за эпидемии глобальные экономические связи разрушаются. Какие проблемы ожидают нас в скором времени?
– Одной из серьёзных проблем станут перебои производства и поставок товаров. Поскольку будут рваться мировые технологические цепочки, основанные на высоком мировом спросе, дешевизне и доступности логистических услуг. Это с большой вероятностью может повлечь дефицит комплектующих, материалов и товаров конечного потребления в различных отраслях экономики. Кроме того, подстёгиваемые растущей безработицей, власти должны будут стремиться обеспечить новые рабочие места, что вызовет рост импортных пошлин, а также усиление мер поддержки для отечественных производителей.
– То есть можно сказать, что из нынешней ситуации наши производители могут извлечь выгоду для себя?
– Российские предприниматели более привычны к внезапным переменам и критическим ситуациям, что составляет их естественное конкурентное преимущество, в отличие от привыкших к более или менее стабильной и благополучной жизни западных коллег.
– В рыночной экономике функция предпринимательства – удовлетворение спроса общества на товары и услуги. Сегодняшний кризис – это серьёзный удар по многим предприятиям. Как компании приспосабливаются к новым реалиям?
– Хочу отметить, что именно предприниматели, как наиболее активная часть населения в экономике страны, должны гибко реагировать на меняющиеся условия и воспользоваться появляющимися возможностями. Примером может служить ситуация с средствами индивидуальной защиты: респираторами, защитными костюмами, медицинскими масками, спрос на которые вырос многократно. В начале эпидемии потребление СИЗ в медицинских учреждениях крупных городов сильно выросло, кроме того, оживились спекулянты, в результате чего из продажи совсем пропали медицинские маски и респираторы. Возникла сильная нехватка защитных костюмов. В настоящий момент усилиями швейных предприятий проблема нехватки защитных костюмов и масок преодолена. Также отреагировали на возникшую ситуацию и торговые сети, организовав поставку товаров на дом в условиях ограничений режима изоляции. На базе онлайн-сервисов по вызову такси работают службы курьерской доставки, которые доставляют готовую еду, а также другие товары, мелкие грузы и документы.
– Очевидно, что после пандемии мир уже не будет прежним. Василий Борисович, что нас ждёт в ближайшей перспективе с экономической точки зрения? Как, на ваш взгляд, могут развиваться события?
– Текущий момент полон неопределённости. Когда решится ситуация с эпидемией, как скоро восстановится потребление, какие новые продукты и услуги будут востребованы в новой ситуации, пока неясно. Однако понятно, что необходимо морально приготовиться к большим переменам и внимательнейшим образом отслеживать, что происходит в экономике и поведении потребителей. На основе результатов этих наблюдений нужно оперативно вносить коррективы в производственные планы, совершенствовать ассортимент, начинать работу над новыми продуктами и проектами. Сложившаяся ситуация является серьёзным вызовом, но, не сомневаюсь, что деловое сообщество России достойно на него ответит, как уже бывало не раз.