В.И. Кашин на заседании Государственной Думы 21 июля 2020 года представил к принятию в третьем, окончательном, чтении Федеральный закон «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Законопроект был внесен в Государственную Думу 3 апреля 2019 года в целях устранения противоречий между Федеральным законом «О государственном регулировании плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения» и Земельным кодексом Российской Федерации, исключения неоднозначных толкований и фактической правовой неопределенности в распределении прав и обязанностей землепользователей, которые в нестоящее время не позволяют системно вести работу по охране и воспроизводству плодородия почв.
Ключевые положения законопроекта и предложения по их совершенствованию прошли широкое обсуждение на выездном заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам в Краснодарском крае, на мероприятиях 21 российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2019» и I Международном агропромышленном форуме, а также 26 декабря 2019 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «Государственная аграрная политика – эффективное сельскохозяйственное производство и развитие сельских территорий» и 17 февраля 2020 года на организованных Комитетом Всероссийских парламентских слушаниях в Доме Союзов.
Концепция законопроекта получила широкую поддержку, что позволило при подготовке ко второму чтению принять ряд принципиально важных решений.
При этом было принято ключевое решение – обязанность по проведению обследований почв и формированию плана проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения будет возложена на государственные бюджетные учреждения, подведомственные Минсельхозу России. Обязательные мероприятия будут проводиться по государственному заданию полностью за бюджетный счет.
Такие изменения обеспечат полноту и достоверность информации о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения, позволят выявить как негативное влияние хозяйственной деятельности на земли сельскохозяйственного назначения, так и резервы обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства. Крестьяне один на один со своими проблемами не останутся. За это мы боролись и будем бороться!
Важно отметить, что нормы Закона эффективно встраиваются в государственную аграрную политику, развивая решения, принятые в рамках стратегического планирования.
Во-первых, Закон создал мощное подспорье принятию разрабатываемой Правительством Российской Федерации государственной программы вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации. Эффективность реализации этой государственной программы «новой целины» в рамках сформированного Законом правового поля будет обеспечена на должном уровне.
Второе. Выстраивание прогрессивной системы учета, контроля, охраны и воспроизводства плодородия почв определяет потенциал реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. При этом увеличение производительности труда, валового производства продукции растениеводства положительно отразится и на производстве продукции животноводства. Увеличение производства кормов – одно из ключевых условий наращивания производства на таких сложных направлениях, как молочное и мясное скотоводство.
И третье. Названные факторы, безусловно, формируют прочную основу социально-экономического развития сельских территорий, повышения уровня жизни сельского населения. Государственная программа комплексного развития сельских территорий в лице принятого Законодательного акта получила дополнительную правовую поддержку.