Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на заседании Президиума Российской академии наук на тему «Основные направления комплексного развития сельских территорий России и научное обеспечение их реализации».
22.12.2020
г.Москва
Уважаемый Александр Михайлович! Уважаемые товарищи!
Вопрос, вынесенный сегодня на повестку дня, очень важный. Но хочу сказать, что он не новый. Программы устойчивого развития сельских территорий у нас уже работали, но их заболтали, уничтожив при этом с точки зрения финансирования. Отсюда мы имеем те плачевные результаты, о которых сегодня говорим.
До первого врача сельским жителям надо ехать 95 километров, а в некоторых регионах гораздо больше! Уничтожено 13 тыс. ФАПов, 27 тыс. детских садов, почти столько же школ, и так далее.
В итоге мы видим отрицательную динамику рождаемости, удручающую статистику смертности и в целом демографической ситуации на сельских территориях.
Хуже того, наряду с безработицей и нищетой сельского населения, у нас многие сельхозтоваропроизводители стали прибегать к организации вахтового метода работы в поле, на ферме. Даже в наших южных районах Подмосковья – Луховицком, Зарайском, Серебрянопрудском. Там удалось распахать по 20 тыс. га земли, которые были заброшены последние 30 лет, получить урожай в 5 раз выше. Но в поле работают вахтовики! Здесь же не Северный Полюс, здесь наша родная Земля-Матушка! Почему это происходит?
А вот потому и происходит, что уничтожены 10-ки тысяч деревень, уничтожено все, что связано было со смыслом жизни, с общественным строем, общиной, коллективностью.
И сегодня повторяются все те же ошибки.
Можно одного-двух губернаторов послушать на заседании госсовета с их радужными докладами, и у Президента сложится представление, что у нас на селе все в порядке, что нет уничтоженных деревень, нет уничтоженных пространственных связей, что нет у нас больше чем двукратного падения объемов производства молока, в несколько раз уменьшения поголовья КРС, являющегося стержневым элементом наших деревень. И исходя из этого будет продолжено движение по ложному пути.
Вот и получается, что у новой государственной программы комплексного развития сельских территорий забирают финансирование.
На 2020 год изначально было запланировано 160 млрд. рублей – остался 31 млрд. рублей. В 5 (!) рах сокращено финансирование. В целом на горизонт планирования до 2023 года в бюджете на реализацию госпрограммы недодали больше 500 млрд. рублей!
Неужели уже забыли, что не так давно мы производили всего 60 млн. тонн зерна и отдавали 47 млрд. долларов на закупку продовольствия сомнительного качества? Так мы напомним.
Я считаю, что Президиум Российской академии наук, обращая на это внимание, укажет на необходимость комплексно решать эту большую проблему, сформулирует системную позицию, как это было сделано по итогам заседания РАН по космосу.
Ведь неспроста начали одновременно с оборонной безопасностью России уничтожать и продовольственную безопасность – это два столпа независимости любого государства.
Нам надо сегодня спасать деревню, и не по одной-двум в год, а масштабно, по всей стране, с должным финансированием запланированных мероприятий ликвидации ветхого жилья, реконструкции и модернизации инженерной, коммунальной, транспортной инфраструктуры.
Наша задача - сделать деревню привлекательной, чтобы туда поехал и врач, и учитель, и инженер, и другие специалисты высокой квалификации, чтобы их семьям жилось комфортно, не хуже, чем в городе.
Ведь один работающий на селе дает минимум семь рабочих мест в городе. Мы должны это понимать и через комплексное обустройство деревни возродить 40 млн. га заброшенных земель. Вы только посмотрите, что мы с основным средством производства в деревне делаем!
Уникальная наша пашня заболачивается, закустаривается, закисляется, деградируют черноземы, агрономически ценных агрегатов лишаются наши лучшие почвы, развивается глыбистость, пылеватость, уничтожаются водно-физические свойства.
Введение в сельскохозяйственный оборот 40 млн. га заброшенных земель сельскохозяйственного назначения – это дополнительный урожай в 100 млн. тонн в зерновом эквиваленте, а значит – решение всех задач, поставленных Президентом России, и по обеспечению населения качественным продовольствием, и по наращиванию экспорта сельскохозяйственной продукции до 45 млрд. долларов.
Безусловно, сегодня мы имеем выдающиеся результаты на отдельных направлениях. Мы заняли ведущие места по производству и экспорту пшеницы. Но нам важно уделить внимание также и переработке сельскохозяйственной продукции, увеличению количества производимой продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому в рамках комплексного подхода к возрождению сельских территорий должно быть уделено особое внимание развитию перерабатывающей инфраструктуры, чтобы сырье не тащили в Москву, а перерабатывали на месте.
Государственная программа комплексного развития сельских территорий начиналась с наших докладов в Государственной Думе, в Правительстве, в Совете Законодателей, на заседаниях Государственного совета, на совещаниях у Президента Российской Федерации, на масштабных отраслевых мероприятиях в регионах с участием всего актива АПК.
В последние месяцы работы Д.А. Медведева в должности Председателя Правительства на совещании у него были ключевые вице-премьеры, в том числе А.В. Гордеев, который горой стоял за принятие этой программы, были министры экономического блока, сельского хозяйства. И тогда он задал вопрос некоторым присутствующим, действительно ли они не понимают всю ценность земель сельскохозяйственного назначения и пашни в сравнении с другими категориями?
Я должен сказать сегодня возвращаются 90-е годы. Вы посмотрите, что происходит с нашими научно-исследовательскими институтами. Нам еле удалось спасти опытные поля Научного центра кормов, ВНИИССОКа целый филиал чуть не отобрали. Сегодня же 600 га, принадлежащих ВСТИСПу, директор которого И.М. Куликов является членом президиума РАН, хотят отобрать мошенническим путем. Это исконные земли, на которых работало не одно поколение ученых. И при этом полная тишина – министерства молчат. Мы с Г.А. Зюгановым написали соответствующие письма и Президенту, и Премьеру, и Генеральному прокурору, но и Академия должна подать соответствующий пример, наши институты, у кого есть опытные станции и хозяйства, должны подать пример и выступить единой силой в борьбе с этим жульем!
Завершая свое выступление, я хочу сказать, что когда Государственной Думой был принят такой уродливый по отношению к деревне федеральный бюджет, мы вписали в Постановление Государственной Думы соответствующее поручение Правительству – первые дополнительные ненефтегазовые доходы бюджета направить на дополнительное финансирование государственной программы комплексного развития сельских территорий. Мы также записали поручение отработать модель реализации мероприятий по развитию сельских территорий в других государственных программах Российской Федерации, в которых Минфин насчитал аж 180 млрд. дополнительных рублей. Эти средства должны быть окрашены и как приоритетные идти на социально-экономическое развитие сельских территорий через министерства здравоохранения, образования, строительства, транспорта, и т.д.
Также должен быть исправлен механизм исполнения расходов бюджета ведомствами. Сегодня он пугает министерства, вынуждая отказываться от дополнительного финансирования в конце года. На решение насущных проблем боятся взять на себя дополнительные расходы уже в августе! Все боятся не освоить их в полном объеме. Эти эпизоды должны из практики быть удалены.
Хотелось бы, чтобы было как раньше, чтобы решения Президиума Академии наук были не декларативными, и чтобы к ним относились с полным уважением и пониманием, что они обеспечат эффективный научно обоснованный подход в решении самых сложных задач.
В этой связи прошу включить в сегодняшнее решение:
Первое - восстановить финансирование государственной программы комплексного развития сельских территорий в объемах, утвержденных исходной редакцией паспорта госпрограммы.
Второе – утвердить государственную программу вовлечения в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, исполнив тем самым решение Государственного Совета Российской Федерации и соответствующее поручение президента.
И третье – сделать все, чтобы земли, принадлежащие нашим научным подразделениям, были полностью разграничены, оформлены соответствующими государственными актами и защищены от произвола не чистых на руку чиновников, рейдерских захватов, и т.д.
Я прошу это учесть и записать в постановлении, а то на лицо забалтывание проблемы.
Документы стратегического планирования в области АПК должны быть эффективным инструментом в работе сельскохозяйственного отделения РАН, а также Президиума РАН, как второй, рядом с оборонкой, составляющей национальной безопасности Российской Федерации.
Я уверен, что нам всем вместе удастся эту задачу осилить и вдохнуть жизнь в деревню, восстановить пространственные связи на нашей территории. Если не будет наших поселков на Севере и Дальнем Востоке, наших аулов на Юге, хуторов в Сибири, то не убережем мы просторы и богатства Родины.
Это надо помнить всем ради нашего народа, ради нашей России!