Власти Ленинского городского округа Московской области (далее - ЛГО) несколько лет обещали жителям в целях улучшения транспортной доступности районов Москвы и Подмосковья осуществить реконструкцию и строительство сети районных дорог и съездов на федеральные трассы, в том числе строительство региональной дороги «Солнцево-Бутово-Видное». Длительное время из-за недостатка финансирования решение вопроса откладывалось, но с каждым годом он становился все актуальнее в связи с застройкой ЛГО новыми многоэтажными жилыми комплексами.
Основным принципом территориального планирования развития Московской области является обеспечение устойчивого пространственного развития и обеспечение безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение историко-культурного наследия.
Вопреки этому принципу, в 2020 году министром транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области А.Д. Гержиком было подписано концессионное соглашение с ООО «Лыткаринская платная дорога» в рамках государственно-частного партнерства.
Вместо запланированного строительства региональной дороги «Солнцево-Бутово-Видное», без организации публичных слушаний и обсуждений изменений в проекте, жителей ЛГО поставили перед фактом строительства через населенные пункты (с числом полос движения 4-8 и разделительной полосой в зоне расположения легкого рельсового транспорта (ЛРТ) шириной 10-20 м) высокоскоростной (с расчетной скоростью движения 120 км/час) автомагистрали категории I-Б «Солнцево - Бутово - Видное - Каширское шоссе - Молоково - Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный» (далее - СБВЖ), предназначенной для эксплуатации на платной основе и позиционируемой как дублер МКАД, с интенсивностью движения автомобилей от 40 000 шт. в сутки в первый год эксплуатации и постоянным увеличением трафика до 56 300 шт. в сутки в последний год действия концессионного соглашения.
В местах пересечения дороги с основными транспортными автомобильными магистралями федерального и регионального значения проектом предполагалось строительство транспортных развязок, однако строительство развязки с автомобильной дорогой М-4 «Дон» концессионным соглашением не предусмотрено.
Запланированные съезды с дороги СБВЖ в районах жилой застройки ЛГО выходят на одно- и двухполосные дороги района Расторгуево и г. Видного, где запрещен транзит движения большегрузного транспорта в зонах жилой застройки, что (с учетом отсутствия развязки новой трассы с трассой М-4 «Дон») приведет к окончательному коллапсу на внутренних дорогах, которые не рассчитаны на современные, постоянно увеличивающиеся объемы автомобильного трафика.
Таким образом, дублер, разгружая МКАД, не только не решит транспортную проблему ЛГО, но и усугубит ее увеличенным потоком машин с последующим ухудшением дорожной ситуации и экологии, что нарушит допустимые нормы загрязнения окружающей среды в населенных пунктах.
Трассировка СБВЖ нарушает Национальные стандарты и свод правил, обязательных к исполнению, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 N 985, СП 42.13330.2016 п. 12.22:
«Во избежание нарушения путей сообщения местных жителей, увеличения временных затрат на дорогу к местам работы, отдыха и пунктам медицинского обслуживания... При сооружении новых дорог категорий I-II рассматривают варианты отказа от совмещения их с местными дорогами попутного движения».
Для решения проблем транспортной доступности территориальных районов ЛГО: Видное «Центральный», Видное «6 микрорайон», Бутовский, Видное «Расторгуево», для связи с Москвой достаточно реконструировать развязку с выездом из Москвы по ул. Липецкая на пересечении с МКАД и М-4 «Дон»; достроить выезд из 6 микрорайона на М-4 «Дон» и построить развязку на пересечении М-2 «Крым» с Расторгуевским шоссе, обещанную жителям Восточного Бутово несколько лет назад; довести линию легкорельсового транспорта (ЛРТ) с сопряжением с МЦД-5 из Бутово к ж/д станции Расторгуево.
Важно отметить, что разработчиками проекта трассировки дублера МКАД были проигнорированы и нарушены: Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, большое количество строительных норм и правил (в частности, СП 34.13330.2012; СП 42.13330.2016; СП 276.1325800.2016; СП 51.13330.2011; СП 82.13330.2016; СП 4.13130.2013), требования санитарных норм и правил (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СН 2.2.4.2/2.1.8.562-96), требования ГОСТ 33475-2015.
В соответствии со строительными нормами автомобильная дорога категории 1 и 2 должна проходить в обход населенных пунктов, наносить минимальный ущерб экологии и учитывать сложившийся историкокультурный ландшафт.
Однако по проекту, дорога СБВЖ на отдельных участках проложена вплотную к жилым домам, расстояние от некоторых из них до трассы будет составлять менее 10 м.
Строительство автомагистрали предполагает изъятие земель и снос частных домов в СНТ «Победа», участки в котором выдавались ветеранам войны в Афганистане и инвалидам ВОВ.
В нарушение Лесного кодекса (ст. № 105, п. 3 и ст. № 105, п. 6) «изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, - не допускается» уже размещен тендер на контракт по изменению границ 113 гектаров леса, часть которого осуществляет средообразующую защиту природных и иных объектов, зеленых зон прилегающих жилых территорий и Ленинского городского округа в целом, уничтожение которых может привести к последующему «опустыниванию» зеленых зон и изменению климата района.
Трасса проложена по особо охраняемым территориям объектов культурного наследия: Усадьбы Суханово, вплотную к стенам монастыря екатерининская пустынь, вдоль Бутовского полигона, будет уничтожен лес в историкокультурном парке Усадьбы Суханово и защитная лесополоса при расширении Расторгуевского шоссе. Трасса проходит по территории СНТ «Лира» и задевает частные дома д. Ермолино, предполагая их снос, а затем пойдет по особо охраняемой природной территории - заповеднику «горки Ленинские», являющемуся зоной обитания многих краснокнижных растений и животных.
Поскольку для строительства магистрали СБВЖ на основе существующих региональных дорог потребуется их существенное расширение, оно будет произведено за счет общих территорий и внутригородских улиц (в частности города видное), пожарных проездов и парковок, рекреационных территорий, на создание которых были потрачены бюджетные средства.
Трасса окажет негативное воздействие на окружающую среду (выхлопные газы, гарь, пыль, грязь, шум, вибрации являются неотъемлемым атрибутом подобной магистрали).
Трассировка дублера МКАД проложена таким образом, что под полотном трассы окажутся водные объекты с водоохранными зонами: река Расторгуевка с каскадом озер, правый приток реки Битцы (заявка на реабилитацию которой внесена в перечень заявок на включение в «программу реабилитации малых рек Подмосковья»), далее впадающей в реку Пахру и Москву реку, и река Купелинка левый приток Битцы, с двумя плотинами (в сентябре 2020 г. главой А.П. Спасским утверждены мероприятия по экологической реабилитации р. Купелинка). Проектом СБВЖ предполагается изменение направления русла реки Расторгуевка и береговой полосы озера на русле («пруд Крольчатник»), что приведет к нарушению экосистемы вышеописанных водных объектов, фактически сделает невозможным реабилитацию указанных водоемов.
Таким образом, строительство дублера МКАД - СБВЖ в непосредственной близости к жилой застройке нарушает законное право жителей ЛГО на благоприятную окружающую среду, закрепленное в статье 42 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в период строительства трассы СБВЖ будут полностью перекрыты двухполосные региональные дороги общего пользования (например, Расторгуевское шоссе), которые обеспечивают единственную возможность подъезда к расположенным рядом жилым комплексам.
Что так же, как и установление платы за проезд по трассе СБВЖ, нарушает Федеральный закон от 17.07.2009 №145-ФЗ (ред. от 08.12.2020) об автомобильных дорогах и дорожной деятельности (в связи с отсутствием в планировании территорий вдоль трассы дублера альтернативных бесплатных дорог, связывающих населенные пункты Бутово - Лопатино - Видное – Молоково - Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный) .
Мы, жители ЛГО, считаем недопустимым решать задачи транспортной разгрузки МКАД за счет благополучия населения и ТРЕБУЕМ:
- пересмотреть проект планировки территории до начала строительства дороги СБВЖ,
- осуществить проектное решение - вариант прохождения трассы СБВЖ южнее Расторгуевского шоссе и города Видное;
- перенести трассу – дублер МКАД на несколько км южнее Расторгуевского шоссе и города Видное на свободные от плотной жилой застройки территории.
Инициативная группа жителей Ленинского городского округа
Многополосная трасса пройдет по жилой застройке прямиком под окнами жителей многоквартирных домов, на расстояниях существенно ниже нормативного, в жилых комплексах:
ЖК «Бутово парк»: Расторгуевское шоссе, д. 8к1, 9, 18, 19, 20к1, 20к2, 21, 22, 22к1, 23, 23к1, 23к2, 23к2А, 24, 26, 28, 29;
ЖК «Государев дом»: Солнечный бульвар, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 17 и ул. Сухановская д. 1, 2, 3, 4, 5, 6;
ЖК «Видный город»: ул. Галины Вишневской, д. 5, 10к1, 12к1, 12к2, 13к1, 13к2, 16к1, 16к2;
Мкр. «Завидное»: ул. Завидная, д. 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 24;
Мкр. «Купелинка» (Квартал Северный), д.1, 1В, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 13,15;
Мкр. «Южное Видное»: ул. Ермолинская, д. 5, 7; ул. Фокина, д. 6, 8;
ЖК «Первый квартал» (Брусника);
ЖК «Эко Видное»;
ЖК «Усадьба Суханово»;
Жилой район Расторгуево, ул. Хуторская, ул. Гоголя, Спасский проезд;
В деревнях: Ермолино, Сапроново, Петрушино, Пуговичино и Дыдылдино;
Частный сектор: СНТ «Победа» и СНТ«Лира»