Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на заседании круглого стола на тему «Законодательное обеспечение формирования бюджета развития Российской Федерации на 2022 - 2025 годы».
15.02.2021 г.
г. Москва.
Уважаемые товарищи!
Мы благодарим всех, кто работает сегодня с нами в этом зале, а также наших товарищей из более чем 50-ти регионов, подключившихся к нашему мероприятию по видеоконференцсвязи!
Вчера Президент Российской Федерации сказал о том, что Россия находится на марше развития, и что на этом пути нас ждет успех. Мы, безусловно, все оптимисты, как наши отцы и деды, у которых получалось в трудные времена решать сложнейшие задачи. И 100 лет назад, и в 1941-1945 годах, и осваивая космос, поднимая целину, они делали все для того, чтобы Россия стала великой мировой державой!
Но если сегодня мы внимательно посмотрим на текущее состояние нашей экономики и сопоставим с достижениями Советского времени, то увидим печальную картину.
От не так давно производимого нами 20% мирового ВВП почти ничего не осталось. Достаточно взглянуть на производство основных видов промышленной продукции, чем всегда заслуженно годилась наша держава.
От авиастроения почти ничего не осталось – сегодня мы производим в 5 раз меньше самолетов и в 18 (!) раз меньше вертолетов. Станкостроение, машиностроение – аналогичная ситуация. Пока еще как-то держатся направления добычи природных ресурсов, но и тут проблем с каждым годом становится все больше - технологическая зависимость, манипулирование ценами и сговоры на мировом рынке, и т.д.
Единственной отраслью, показавшей положительную динамику, стало сельское хозяйство, наш агропромышленный комплекс.
Президент Российской Федерации, как и все мы, произносил слова благодарности крестьянам за достигнутые по итогам прошлого года успехи. Но затем, вместо заслуженной поддержки, крестьяне получили лишь многократно возросшее давление на отрасль, которое ко всему прочему усугубилось ударами, нанесенными экономическим блоком правительства.
Укрепление мировых цен на зерно стало отличным предлогом к тому, чтобы на волне высокого урожая запустить руку в крестьянский карман. Искусственно вздернув цены на продовольствие, принялись давить цену сельскохозяйственных товаропроизводителей, таможенными пошлинами отрезали возможность экспортировать зерно.
Не заставили себя долго ждать и производители промышленной продукции для АПК. И без того ежегодно повышающиеся цены на минеральные удобрения за последний месяц показали взрывной рост. По отдельным, наиболее востребованным позициям, цены прибавили по 30%-50%! Рост цены на средства производства в сельском хозяйстве, равно как завышенные тарифы на электроэнергию, еще сильнее усугубляют ситуацию. И это в преддверии весенних полевых работ.
Три дня назад мы направили телеграммы Председателю Правительства Российской Федерации с копиями в адрес курирующего сельское хозяйство вице-премьера В.В.Абрамченко и Министра сельского хозяйства Д.Н.Патрушева, в которых призвали принять исчерпывающие меры по снижению цен на удобрения и другую промышленную продукцию для АПК. Сегодня этот вопрос находится на особом контроле у Фракции КПРФ и аграрного Комитета.
Не стоит забывать, что вся эта ситуация складывается на фоне снижения государственной поддержки развития сельского хозяйства, кратного урезания финансирования государственной программы комплексного развития сельских территорий, а также искусственно созданной волокиты вокруг утверждения госпрограммы вовлечения в сельскохозяйственных оборот заброшенных земель. А это именно те документы стратегического планирования, которые призваны решить наиболее сложные задачи.
Социально-экономическая деградация сельских территорий уничтожает кадровый потенциал развития сельского хозяйства, разрывает пространственные связи, уничтожает независимость и самобытность нашей Родины. Порядка 40 млн. га пашни в России заброшено. Введение их в сельскохозяйственный оборот эквивалентно 100 млн. тонн дополнительного урожая, которого так не хватает в мире и в нашей стране. Динамика на таких важнейших направлениях, как производство мяса КРС, молока, овощей, плодово-ягодной продукции, не может обеспечить выполнение доктрины продовольственной безопасности. Сохраняющаяся высокая зависимость от импорта семян, племенной продукции животноводства, определяет рычаги давления на нас со стороны зарубежных стран.
Диспаритет цен, произвол торговых сетей, определяют низкую доходность сельского хозяйства, что при отсутствии должной государственной поддержки не позволяет нашим хозяйствам вести расширенное воспроизводство, осуществлять техническую модернизацию, повышать эффективность хозяйствования в интересах укрепления продовольственной безопасности.
В ближайшие дни состоится встреча Г.А.Зюганова с Президентом Российской Федерации, и все эти вопросы мы обязательно внесем в повестку дня. Ведь агропромышленный комплекс в очередной раз подтвердил статус локомотива экономики и потому его укреплению должно быть уделено самое пристальное внимание со стороны государства, а весь этот бардак и бедлам решительно остановлен!
На приведенном примере лишь одной отрасли становятся ярко видны все болевые точки и слабые места проводимой сегодня государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации.
Как на сельское хозяйство никогда в Советском Союзе не выделялось меньше 15% расходной части бюджета, так и социальное развитие, образование, здравоохранение, никогда не финансировалось столь скупо и недальновидно, как это происходит сейчас.
С теми богатствами, которыми в действительности располагает Россия, теми источниками благосостояния, которые у нас имеются, наша экономика должна быть лидирующей в мире. И наша задача – эффективно вовлечь эти источники в бюджетный процесс, распределив на цели реализации прогрессивной стратегии социально-экономическом развитии России – программы КПРФ «Десять шагов к достойной жизни».
На какие источники следует обратить внимание в первую очередь?
Должен быть решительно пресечен вывоз капитала.
За последние 20 лет, только по данным Центрального Банка, из России было вывезено 50,4 трлн. рублей. Плюсом к этому, через различные серые схемы, было вывезено еще 57 трлн. рублей! Другими словами российская экономика лишилась 107,4 трлн. рублей, которые могли быть вложены в развитие.
Должны быть расторгнуты договоры об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения у нас заключены с 83-мя офшорными странами.
Расторжение этих договоров с одновременным установлением запрета на регистрацию расположенных на территории Российской Федерации предприятий в офшорах, принесет в бюджет 5 трлн. рублей справедливых налогов ежегодно.
Необходимо реализовать комплекс мер по выводу экономики из тени.
По серым схемам сегодня оборачивается более 20 трлн. рублей в год – фактически пятая часть ВВП! Это огромный резерв дополнительных доходов бюджета.
И, конечно же, нельзя упустить из виду необходимость отмены бюджетного правила, по которому в Фонд национального благосостояния, из экономики выводятся не малые средства. Сегодня Фонд уже раздут до 13 трлн. рублей!
Все приведенные источники должны быть возвращены в экономику, стимулировать ее развитие, обеспечивать такое качество жизни наших граждан, которое без сомнения можно было бы назвать благополучием.
Ведь сегодня не сводят концы с концами более 76% населения, из которых 12,9% находятся за чертой бедности, а 28,8% - у этой черты. Особую озабоченность вызывает запредельно высокий уровень бедности семей с детьми. Причем если из числа семей с 1 ребенком за чертой бедности находится 12,1%, то от общего числа семей с 3-мя и более детьми, уже больше половины являются нуждающимися.
И ситуация с каждым годом становится все сложнее, поскольку потребительские цены продолжают расти, а обязательные платежи съедают существенную часть дохода граждан.
Взгляните, если взять даже среднюю по экономике зарплату, то социальные отчисления, подоходные налоги и инфляция от 49 тыс. рублей оставляют в распоряжении человека меньше 26 тыс. рублей. А если учесть платежи по ЖКХ, имущественные налоги, и т.д., то в остатке получается сумма близкая к величине прожиточного минимума.
Вот и получается, что социальное неравенство в России лишь укореняется.
Взгляните, как средняя по экономике заработная плата и средняя пенсия соотносится с доходами руководства государственных (!) корпораций. В аэрофлоте член совета директоров за месяц получает сумму, на заработок которой у обычного человека со средней по экономике зарплатой уйдет 8 лет непрерывного труда! На заработок месячного дохода руководства РЖД, у обычного человека уйдет 14 с лишним лет. И так далее, по Газпрому – 21 год работы, Сбербанку – 42 года, а Роснефти – более 52 лет!
Как это можно терпеть? Как это сочетается с положениями седьмой статьи Конституции, провозгласившей Россию социальным государством?
Наряду с социальной политикой мы видим провалы в здравоохранении.
Сопоставив текущий уровень финансирования с советским периодом, мы увидим трехкратное снижение. Если в 1990 году на вопросы охраны здоровья населения расходовалось 3,1% ВВП, то сегодня этот показатель находится на уровне 1%. И результаты сложившегося положения видны невооруженным взглядом – было ликвидировано 70% больничных учреждений, треть станций скорой медицинской помощи, треть фельдшерско-акушерских пунктов.
При этом подрезана и кадровая составляющая, и система научного обеспечения, о чем свидетельствует не только наш анализ, но также позиция бывшего Президента Академии медицинских наук М.И.Давыдова. Да и каждый гражданин это видит по качеству оказываемой медицинской помощи, отсутствию важнейших лекарств, и т.д.
Особую озабоченность вызывает ликвидация медицины на сельских территориях. Чтобы сельскому жителю добраться до ближайшего врача, ему нужно преодолеть 85 км, до ближайшего ФАПа – 15 км!
Вот она, сегодняшняя забота государства о здоровье граждан!
Ввергнута в глубочайший кризис и система образования.
Двукратное сокращение финансирования и реализация губительной государственной политики на этом направлении сопровождались сокращением доступности образования. За период с 2020 года количество школ уменьшилось на 40,6%, профтехучилищ осталось в 8 раз меньше. Квалифицированных рабочих сегодня подготавливается всего 165,5 тыс. в год, притом, что в 1990 году рабочую профессию получали существенно более 1 млн. человек.
В очень сложные условия загнана наука.
Финансирование фундаментальных исследований сокращено, реформа Академии наук окончательно разрушила систему управления научно-исследовательской деятельностью, а реорганизация научных организаций привела к тотальной бюрократизации их работы. Система подготовки научных кадров разбилась о новую редакцию закона «Об образовании».
Более того, как наука не может быть эффективной в отрыве от экономик, так и экономика не может эффективно развиваться без науки. Но эта связь сегодня нарушена, что стало причиной системной деградации. Мы сегодня ощущаем, что даже в оборонно-промышленном комплексе все держится на великом наследии советской науки, но этот ресурс уже почти исчерпан. И это несет в себе не радужные перспективы.
Назову одну цифру. У нас в Подмосковье есть уникальная площадка для испытаний авиационных двигателей. Не так давно на ней ежегодно тестировалось более 200 разрабатываемых нашими конструкторскими бюро образцов. Сегодня же тестируют не более 2-3 двигателей в год!
Из представленного анализа всего социального блока можно сделать один вывод: либерально-олигархическая модель развития России – это путь в никуда!
Поэтому и Государственная Дума, и Совет Федерации, и Правительство, и Президент должны сделать соответствующие выводы. В противном случае разорение регионов, нищета населения может скоро взорвать ситуацию!
Коммунистическая партия Российской Федерации предложила эффективный путь коренного изменения ситуации, в основу реализации которого положен отработанный с экспертным советом, академией наук, министерствами и ведомствами. Это Бюджет развития вместо бюджета вымирания!
Наши законодательные инициативы определили эффективные пути привлечения в бюджет средств всех названных выше дополнительных источников, от деофшоризации и до ликвидации теневой экономики, а также ликвидации бюджетного правила, введения прогрессивной шкалы НДФЛ, и т.д. Россия получает мощнейший ресурс для стремительного развития!
Приоритетные же направления реализации этого ресурса определяются предложенной КПРФ программой.
В течение пятилетки мы выходим на удвоение социальных расходов, а также поддержки образования и здравоохранения. По этим основополагающим направлениям мы должны выйти на уровень цивилизованного общества. Поддержка национальной экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, науку, также удваивается!
С предложенной структурой бюджета, через институциональные преобразования в экономике Россия получит возможность вернуться в своем былом могуществе к истинно социальной модели развития.
Эффективное проведение таких преобразований будет обеспечено соответствующей законодательной базой.
При этом только за 2020 год уже было принято 13 законодательных решений, в том числе таких важнейших, как введение бесплатного горячего питания в школах, повышения качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе через обеспечение качества сельскохозяйственного сырья. Принят целый пакет налоговых законов, существенно оптимизировавших налоговую нагрузку.
Еще 23 законопроекта находятся в работе Государственной Думы.
Более подробную информацию по каждому из приоритетных направлений формирования и реализации бюджета развития мы сегодня услышим в докладах наших товарищей.
А я, завершая свое выступление, хочу выразить убежденность в том, что воля Коммунистической партии Российской Федерации способна изменить ситуацию и развернуть социально-экономическое развитие России в интересах народа. Это наша главная задача, выполнение которой через реализацию предложенной нами программы, я уверен, поддержат граждане России!
Спасибо за внимание.