Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на итоговом заседании Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на тему «Итоги деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2020 году и стратегические задачи на 2021 год».
16 июня 2021 года.
г.Москва.
Уважаемые товарищи!
Мне, как и вам, импонировало выступление Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мищустинаа, как и вице-премьера В.В.Абрамченко. Их слова и видение развития АПК во многом нас воодушевляют. Поэтому было бы очень хорошо, если бы эти слова были вложены, пусть, не Богу в уши, но хотя бы Министру финансов А.Г.Силуанову, и ситуация начала меняться к лучшему.
Любые итоги нужно проводить во взаимосвязи с тем, что уже было сделано. Поэтому, если мы говорим о 2020 годе, то не должны забывать о предыдущих периодах.
Если взглянуть на период с 2000 по 2010 год, то в эти годы производство зернобобовых культур у нас падало до 61 млн. тонн. Сегодня же мы близки к устойчивому производству 130 млн. тонн зернобобовых культур. Это достойный результат!
В этой связи я еще раз хочу поблагодарить наших крестьян, механизаторов, агрономов, специалистов, директоров, губернаторов, всю команду Минсельхоза России, всех, кто помогал в достижении такого результата!
В животноводстве у нас тоже есть успехи.
И опять-таки в сравнении с предыдущими периодами мы видим движение, но его темпы, к сожалению, оставляют желать лучшего.
Сегодня мы производим чуть более 32 млн. тонн молока, что определяет потребление молокопродуктов на 91 кг на душу населения в год меньше научно обоснованных норм. И уж тем более, сегодняшние результаты не идут ни в какое сравнение с теми достижениями, которые у нас были к 1990 году.
В этом ключе мы должны определиться, в состоянии ли мы через показатели продуктивности этих 7,9 млн. голов дойного стада решить стоящие перед нами задачи? Ответ очевиден – нет. Без удвоения поголовья дойного стада, в том числе в ЛПХ, мы задачи на рассматриваемом направлении не решим, и сохранится практика, когда молоковоз на молочный завод не заходил, а оттуда каждый день молочная продукция поступает в магазины. Там и пальмовое масло, и импортное сухое молоко, и т.д.
Мы неоднократно эту тему обсуждали в Комитете, проводили расширенные совещания с участием производителей, переработчиков молока и торговли. Не случайно сейчас мы имеем систему учета молока «от фермы до прилавка».
Это наше твердое убеждение, подкрепленное пятидесятилетним опытом. Мы никогда не занимались сокращением поголовья скота, занимаясь при этом продуктивностью, и производили 57 млн. тонн молока в год!
С учетом этого обратим внимание и на производство красного мяса. От этих самых 1,6 млн. тонн в год, которые мы производим уже на протяжении долгого времени, мы должны стремиться к 4,3 млн. тонн, которые производили в 1990 году
Далее – о вопросах социального развития сельских территорий, о чем сегодня ярко говорили губернаторы.
Почему сегодня все находится в плачевном состоянии? Почему население сокращается, коэффициент смертности идет в пике, нищета зашкаливает и уже в 2 раза выше, чем в городе, в 5 раз сократилось число больниц, на 13 тыс. ФАПов? Уже районные больницы разваливаются! Специалисты на селе заканчиваются, и, даже в Подмосковье, уже летучие отряды заняты на сельскохозяйственных работах, как на северах нефтяники!
Мы должны эти данные объективно анализировать! Именно об этом мы с Министром говорили в зале пленарных заседаний Государственной Думы, когда подробно с участием всех территорий на Всероссийских парламентских слушаниях обсуждали вопрос развития сельских территорий. Предложенные тогда нами решения о необходимости принятия прорывной редакции Государственной программы комплексного развития сельских территорий поддержали все без исключения руководители фракций, губернаторы, органы государственной власти, наука! Именно тогда рождалась эта программа, но с совершенно другим проектом финансирования – не текущие 1,2 трлн. рублей, а в два раза больше!
И именно с такими паспортными значениями эту государственную программу поддержал Президент Российской Федерации и Государственный совет Российской Федерации.
Но с каждым годом картина становится все печальнее. Если взглянуть на отрезок бюджетного периода 2020-2023 годов, то мы увидим недофинансирование в 5 раз!
К чему это привело можно увидеть на примере сельской ипотеки. За 2 месяца в Россельхозбанке и Сбере кончились субсидируемые государством деньги и выдачу льготных кредитов остановили. В этой связи озвученное сегодня решение о выделении на цели реализации программы в текущем году дополнительных 6 млрд. рублей мы не можем счесть достаточным. Должны быть выделены 160 млрд. изначально запланированных рублей! По этому поводу у нас есть 5 постановлений Государственной Думы, поручение Президента профинансировать программу исходя из первоначальных паспортных значений!
Перед отчетом Председателя Правительства М.В.Мишустина в Государственной Думе мы у него были, и все эти вопросы я ему озвучивал. Он тогда ответил, что на цели развития сельских территорий в сумме по всем отраслевым государственным программам в 2021 году будет выделено порядка 200 млрд. рублей. Но, к сожалению, эти обещания мы слышим уже не первый год, а на деле все остается, как прежде – в бюджете ни по одной госпрограмме реализация мероприятий на сельских территориях отдельными строками так и не выделена, средства, положенные сельским жителям, ни одно министерство не «окрасило»! Но данное нам обещание мы будем помнить и учтем при рассмотрении проекта федерального бюджета на грядущую трехлетку.
Аналогичная ситуация сложилась и со второй государственной программой, охватывающей вопросы вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель.
Эту программу мы с Дмитрием Николаевичем Патрушевым докладывали, тогда еще, Премьеру Медведеву, затем на совещании с Президентом в Воронеже. И везде мы добились поддержки, появилось поручение о подготовки этой программы! Последующие два заседания Государственного совета также поддержали эти решения и формализовали их в поручениях Правительству. Вот 26 апреля она и была внесена в Правительство, и уже 14 мая вышло соответствующее постановление Правительства №731 об ее утверждении, но с финансированием не как мы планировали, 1,2 трлн. рублей, а всего 753 миллиарда.
Правительство решило так, хорошо, пусть будет 753 млрд. рублей. Но теперь необходимо всем понять, что накопившиеся институциональные проблемы в АПК встают перед нами существенно острее. К их числу, на ряду с хроническим недофинансированием мер государственной поддержки АПК, относятся проблемы в мелиоративном комплексе, вопросы деградации почв, повышения энерговооруженности и в целом развития производительных сил, в том числе подготовки квалифицированных кадров, развития логистической инфраструктуры, включая транспорт, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции. Без решения этих вопросов не представляется возможным устойчивое развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации!
Разве развитием сельских территорий до утверждения госпрограммы комплексного развития никто не занимался? До нее было целых три программы, реализация которых полностью провалилась именно из-за недофинансирования. Также и государственная программа развития сельского хозяйства, которая, напомню, реализуется с 2012 года, за прошедшее время менялась раз 20 в лишь сторону уменьшения финансирования. Только на отрезке 2016-2020 годов от нее отрезали 288 млрд. рублей!
И так каждый год. В Правительстве идет команда Министерству урезать расходы, Министерство берет «под козырек» и снижает паспортные значения. И даже по итогам 2020 года, когда сельское хозяйство проявило себя единственной отраслью, удержавшей экономику России от падения в пропасть, на 2021 год финансирование программы сократили на 50 млрд. рублей! Что это за бардак? Кто позволил резать поддержку крестьян, которые в условиях пандемии справились с задачей обеспечения населения достаточным количеством продовольствия?
Мы понимаем, что Правительство – это одна команда, и принятые решения должны исполняться. Но мы избраны людьми и им служим! Поэтому мы просто обязаны на все эти вопросы смотреть предметнее и с более критичной точки зрения. Без этого не будет движения вперед, а гайдаровское наследие, выраженное в формуле «сельское хозяйство – черная дыра», будет нас преследовать. Все, что государство задолжало крестьянству по трем нашим государственным программам, надо возвращать!
Без этих средств мы не сможем обеспечить нужную динамику в производстве молока и мяса говядины, развитии виноградарства и садоводства, а также на направлениях производства других видов продукции, самообеспеченность по которым еще находится на недопустимо низком уровне.
Всего около 4 млн. тонн плодово-ягодной продукции мы сегодня производим, при том, что должны, исходя из норм здорового питания, производить 14 млн. тонн. А как нам выйти на такие показатели, закладывая всего по 15 тыс. га новых садов в год? Тут мы должны удвоить темпы! Это лишь небольшой пример, подтверждающий, что нам есть куда вложить бюджетные средства.
А посмотрите, что происходит у нас с основным средством производства, с землями сельскохозяйственного назначения и плодородием почв.
От не так давно участвовавших в севообороте 117 млн. гектаров у нас сегодня используется всего 80 млн. га. В семи субъектах Российской Федерации от прежних посевных площадей используется меньше 25%! Брошено 37,8 млн. га пашни.
Это, кстати, позволяет нам объективно взглянуть на задачи, поставленные перед утвержденной программой Новой целины. Возврат в производство 13 млн. га заброшенных земель – цель хорошая, это гарантированно даст 35 млн. тонн дополнительного урожая в зерновом эквиваленте. Но 37 млн. га – это будет уже 100 млн. тонн дополнительной продукции, и к этому мы должны стремиться!
При этом те земли, которые еще находятся в производстве, у нас активно деградируют. Выступившие сегодня губернаторы очень грамотно эту тему осветили.
Посмотрите, что происходит с гумусом – 60% земель уже слабогумуссированные или с гумусом ниже минимального. И при этом обратите внимание на то, сколько мы вносим минеральных удобрений, сравните нашу динамику внесения с динамикой зарубежных сран, посмотрите, сколько сегодня мы вносим органики, какими темпами осуществляем раскисление почв, которых у нас больше 50 млн. га.
Переувлажненных и заболоченных земель у нас 25 млн. га, и при этом 70% мелиоративных сооружений полностью изношены.
Посмотрите, как работают с осушением и орошением Китай, Германия, США, Индия, и как дела обстоят у нас. И эти цифры отлично коррелируют с уровнем государственной поддержки – полторы тысячи долларов на гектар дает Китай, 750 евро на гектар идет поддержка в Евросоюзе, и мы даем 35 долларов на гектар пашни. Вот и получается, что там устойчивость, а у нас деградация.
Этим определяется ничтожный уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в России.
При этом вся рисуемая статистикой доходность хозяйств держится лишь на нищенской заработной плате. Если вывести заработную плату сельскохозяйственных работников с текущих 31 тыс. рублей в месяц на уровень средней по экономике, 51 тыс. рублей в месяц, то прибыль в растениеводстве сразу же упадет на 14%, а в животноводстве почти на все 45%! Хочу, чтобы все сегодня это увидели и запомнили, что экономика сельского хозяйства у нас складывается за счет удержания людей в состоянии нищеты!
Ситуация усугубляется диспаритетом цен. Мы бьемся с этим вопросом уже много лет.
Посмотрите, что происходит с ценами на минеральные удобрения. Азот, фосфор, карбамид каждый год прибавляют в цене по 25-40%! За киловатт-час с селян берут 8 рублей, при том, что уже год назад Президент поручил с этим вопросом разобраться. Сейчас опять у М.В.Мишустина эти вопросы поднимали, на совещаниях с В.В.Абрамченко постоянно напоминаем. Давайте уже решать по государственному этот вопрос! Такими темпами наша доходность будет только снижаться!
Рядом стоят вопросы энерговооруженности.
Дмитрий Николаевич в своем докладе сказал: «…наконец-то нам удалось увеличить парк сельскохозяйственной техники». Но данные Росстата все-таки говорят об обратном. Количество тракторов и комбайнов медленно, но продолжает снижаться. А если взглянуть на нашу энерговооруженность в расчете на 1000 гектар, то мы увидим насколько мы уже отстали и от Германии, и от США. Даже от Беларуси и Казахстана мы в 2-3 раза отстаем! Поэтому и уборка урожая у нас затягивается на несколько месяцев, и потери урожая на поле достигают 25%. А ведь у нас теперь официально поставлены цели вовлечения заброшенных земель, в связи с чем, и энергетическая вооруженность должна отреагировать.
Уважаемые товарищи!
На всех обозначенных мной направлениях ведется активная законотворческая работа. И вместе с нами здесь активно работает Министерство сельского хозяйства со своей командой, включающей и Росагролизинг, и Россельхозбанк, и другие системообразующие организации. Мы говорим за это слова благодарности Дмитрию Николаевичу Патрушеву, а также Ивану Вячеславовичу Лебедеву и другим заместителям Министра, руководителям департаментов, служб и агентств. Общими усилиями за седьмой созыв Государственной Думы Комитетом по аграрным вопросам было обеспечено принятие 44 федеральных законов. Для сравнения, в шестом созыве аграрным Комитетом было принято 15 законов.
При этом из принятых Федеральных законов больше половины были подготовлены и внесены в Государственную Думу депутатами, начиная с законов поддержавших нашу отраслевую науку, продолжая сельскохозяйственным страхованием, выстраиванием систем государственного управления и контроля в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, производства зерна, обеспечения ветеринарной безопасности, и т.д. Это все были очень сложные инициативы, пробивать которые нам приходилось, проводя совещания всероссийского масштаба. С.А.Данкверт и М.И.Увайдов знают, сколько мы бились за восстановление федерального ветеринарного надзора. А это лишь один пример.
Мы много поработали на направлении законодательной поддержки развития производства водных биологических ресурсов. И эта отрасль у нас сейчас на подъеме, особенно аквакультура. Только недавно мы приняли законы по русловым прудам, по развитию прибрежного рыболовства, что в ближайшие годы даст существенные стимулы производства.
Мы существенно оптимизировали налоговое регулирование. Снизили НДС для пресноводной форели, решили вопросы по льготной ставке налога на племенной скот, плодово-ягодную продукцию и виноград.
Сегодня мы принимаем закон о самоходных машинах, решающий большие вопросы государственного учета, регистрации, допуска к эксплуатации наших тракторов, комбайнов и другой техники. А это безопасность людей!
Также сегодня мы примем большие изменения в закон о пестицидах, которыми снимем серьезный вопрос с использованием органики. Недавно у меня был один областной министр и директор крупного свиноводческого предприятия, которому вменяют в нарушение со штрафом в 40 млрд. рублей использование навоза в качестве удобрения. И ведь это повсеместная губительная практика, которая теперь уйдет в небытие.
Завершая свой доклад, уважаемые товарищи, я хочу сказать, что задач у нас еще очень много, но вместе, в дружной команде мы обязательно их решим!
Благодарю за внимание! Желаю всем нам удачи и здоровья!