8 сентября в ИА ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная предвыборной программе КПРФ, предложениям партии по развитию малых городов, устойчивому развитию села и решению экологических проблем России.
В пресс-конференции приняли участие Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме, доктор философских наук Г.А. Зюганов, заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор В.И. Кашин, член Президиума ЦК КПРФ, секретарь ЦК КПРФ, губернатор Орловской области А.Е. Клычков, первый секретарь Комитета Коми республиканского отделения КПРФ, кандидат биологических наук О.А. Михайлов, член ЦК КПРФ, депутат Госдумы Д.А. Парфенов и секретарь ЦК КПРФ А.А. Ющенко.
Открывая пресс-конференцию, Г.А. Зюганов обратился к ее участникам со вступительным словом:
- Хочу вам напомнить, что у нас в стране 1115 городов. Примерно тридцать миллионов граждан живет в 15 городах-миллионниках. Ну, а в 793 малых городах проживает почти четверть населения. И эти города определяют всю структуру управления и организации жизни общества.
С древних времен ставилась огромная задача по освоению наших территорий. Через каждые 25 - 30 километров, это пробег почтовой тройки, должен был находиться населенный пункт, который играл важную роль в развитии державы, простирающейся на 11 часовых поясов.
Советское время стало вершиной развития нашей страны. Только в первые советские пятилетки было построено более 350 городов, которые стали основой нашей индустриальной и культурной мощи.
Но, за последнее время проблемы малых городов настолько обострились, что это почувствовал каждый житель нашей страны. С одной стороны, идет массовый отток населения в крупные города, с другой стороны, та инфраструктура, которая создавалась десятками лет, разрушается на корню.
У нас почти 300 моногородов. Но если там останавливается градообразующее предприятие, то рушится все коммунальное хозяйство, а люди остаются без работы. Так произошло, в частности, с целым рядом населенных пунктов в Ивановской области, где на базе одного камвольного комбината существовало полтора десятка городов. И все они оказались с разрушенной инфраструктурой, а люди лишились работы. Там сейчас идет процесс депопуляции.
Мы предложили свою развернутую программу по решению этой проблемы. Ее суть, прежде всего, связана с тем, чтобы правильно разместить производительные силы и народонаселение по территории страны. Наша программа «10 шагов к власти трудового народа», новой индустриализации, освоения новейших технологий и устойчивого развития села предусматривает решение этих ключевых задач. Под это мы подготовили бюджет развития в 33 триллиона рублей. У нас также имеется уникальный опыт народных предприятий. Я считаю, что реализация программы КПРФ даст огромный толчок решению самых насущных проблем.
Поэтому я хотел бы, чтобы граждане, которые смотрят прямой эфир нашей пресс-конференции, внимательно прислушались к предложениям моих товарищей.
* * *
Заместитель Председателя ЦК КПРФ В.И. Кашин отметил:
- Цель программы КПРФ – улучшить качество жизни наших граждан. Напомню, что в центре нашей программы стоит простой человек с его потребностями.
К сожалению, в последние годы качество жизни граждан в стране значительно ухудшилось. По статистике, 76% наших граждан живут у черты бедности, а еще 13% - ниже черты бедности. Более половины многодетных семей живут за чертой бедности. Ежегодно численность населения нашей страны сокращается на 600-700 тысяч человек. Если политический курс в России не изменится, мы все вымрем, как мамонты.
Особенно плохая обстановка в малых городах и сельских территориях. За последнее время в 5 раз сократилось количество больниц, в 3 раза – количество детских садов, в 2 раза – количество школ. В последнее время в сельских семьях стало меньше детей, чем в городских семьях. Напомню, что раньше была противоположная тенденция.
Чтобы решить все эти проблемы, КПРФ подготовила ряд соответствующих программ. Мы также авторы 22 думских законопроектов на эту тематику.
За последние 10 лет нам удалось принять около 40 законов, которые создали экологический каркас нашей державы. Но, к сожалению, эти законы не в должной мере реализуются в жизнь исполнительной властью. Дело в том, что «Единая Россия» служит олигархии. При этом олигархи растаскивают деньги по своим карманам, вывозят их за границу, а мы с вами остаемся нищими.
Именно село всегда обеспечивало стране и всем гражданам продовольственную и, следовательно, национальную безопасность. Сегодня российское село находится в крайне бедственном положении. Наша команда готова активно взяться за работу по восстановлению российской деревни. Для этого все необходимое в нашей стране имеется, включая и деньги, которые следует достать из карманов олигархов, а также из резервов и направить на развитие экономики и социальной сферы.
Наша команда восстановит нормальную жизнь на селе. Поэтому на предстоящих выборах голосуйте за КПРФ! За №1!
* * *
В ходе пресс-конференции перед ее участниками выступил член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, губернатор Орловской области А.Е. Клычков:
- Уважаемые коллеги, наша партия поднимает важнейший вопрос, который требует не просто констатации сегодняшней ситуации, но и серьезного осмысления и анализа последних 30 лет и принятия кардинальных решений. Владимир Иванович достаточно точно остановился на некоторых аспектах, я подчеркну лишь ключевые из них.
Россия – огромная страна с населением более 146 млн человек. 75% из них проживают в городах, на которые приходится 3% заселенных земель нашего государства. Остальные 97 % или 216 млн га – сельские территории. Число горожан втрое превосходит численность селян, а площадь сельских территорий в 26 раз больше городских. И эта диспропорция неуклонно растет.
Россия стоит перед картиной в будущем безлюдных сельских территорий, индустриального сельского хозяйства, ориентированного на высокомаржинальный рынок, и «человейников» (урбанизированных агломераций). Анализ динамики основных показателей сельских территорий за последние 30 лет дает понимание экономических процессов, происходящих за границами городов России.
Индекс производства продукции сельского хозяйства показывает, что с распадом Советского Союза, в 90-х годах происходили существенные обвалы объемов производства. Они повторялись в начале нулевых, и еще больше в 2008-2010 годах во время мирового финансового кризиса. В исторической ретроспективе за 30 лет постсоветской России объем производства сельхозпродукции имеет позитивную нарастающую динамику. Она характерна для каждого среднероссийского региона, в том числе для Орловской области.
Я сегодня для корректности упоминания некоторых факторов приведу в пример Орловскую область. При этом численность сельского населения в России активно сокращается. Абстрагируясь от периода незначительного притока беженцев из стран СНГ в начале 90-х, снижение численности населения на селе происходит очень высокими темпами. Как показывает статистика, сокращение вызвано как демографическими тенденциями (естественная убыль), так и экономическими предпосылками (отток трудоспособного населения, сокращение рождаемости в связи с оттоком молодежи).
Доля работников, занятых в сельском хозяйстве, снизилась до 6,5% от занятых в экономике. Сейчас в сельском хозяйстве России занято всего 4,6 млн человек, в то время как на селе проживает 36,9 млн.
Большая часть трудоспособного населения из сельской местности уже сейчас трудится не в отрасли сельского хозяйства или не по месту жительства (в городах). При этом - доля занятых в сельском хозяйстве за последние пять лет сократилась почти на миллион человек. Статистика показывает, как с началом 90-х годов происходил слом и реорганизация сложившихся форм хозяйствования на селе – агрохолдингов, агрокомбинатов, совхозов и колхозов, шло перераспределение активов и земельных ресурсов. Резко упало сельскохозяйственное производство. С нулевых в объеме производства АПК стала расти доля крупных холдингов, активизировалось вытеснение и сокращение малых хозяйственных производителей.
Интенсификация агробизнеса, его высокотехнологичность, автоматизация, высокая производительность труда вызвали снижение потребности в рабочей силе. Малые агропредприятия и фермеры становятся неконкурентными. Проблема занятости и заработка на сельских территориях стала ключевой в причине оттока трудоспособного населения из деревень в города. Подчеркну еще раз, что Орловская область – регион, характерный для Центральной России, с исторически сложившимся аграрным сектором и крестьянским укладом. У нас пока каждый десятый (точнее 9%) житель деревни занят в сельскохозяйственной сфере. Но темпы оттока кадров из отрасли сельского хозяйства за последние пять лет – уже вдвое превышают общероссийские. В сельской местности, на двух миллионах гектаров сельхозугодий Орловской области сейчас проживает более трети населения региона.
Агропромышленный комплекс региона разнороден по организационно-правовым формам и видам деятельности. Три четверти продукции производится сельхозорганизациями, в основном крупными вертикально интегрированными структурами АПК. Также как по всей России, в Орловской области нарастает экономическая экспансия высокотехнологичных многофункциональных агрохолдингов. Их влияние на экономику сельской отрасли стало доминирующим и определяющим. Внешне, со стороны, это генерирует радующую успехами выгодную социально-экономическую повестку.
В АПК Орловщины за последние 4 года вдвое вырос объем реализации сельхозпродукции. Почти в 4 раза повысилась рентабельность и в 17 раз - чистая прибыль сельскохозяйственных производств, в 1,5 раза – возросла заработная плата в отрасли. C другой стороны, факт остается фактом: на сельских территориях высокими темпами сокращается занятость и сужается рынок труда:
· Снижаются объемы производства, доходность и число субъектов малого и среднего предпринимательства, которые не могут конкурировать с крупными агрохолдингами и испытывают проблемы со сбытом.
· Сокращаются налоговые поступления, повышается бюджетная напряженность сельских территорий, растет дефицит средств на поддержание дорожной, инженерной, коммунальной и социальной инфраструктуры.
· Низкое качество жизни, отсутствие профессиональных перспектив, низкие доходы, малоквалифицированный труд - демотивируют закрепление трудоспособных кадров на селе.
Такова общая картина в процессе реализации программы устойчивого, а, теперь, и комплексного развития сельских территорий.
На финансирование программы развития сельских территорий Орловской области за период с 2018 по 2021 годы направлено свыше 3 млрд рублей. Одна из основных целей госпрограммы - сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%. Удержать по России этот показатель уже не удается, он продолжает падать.
Динамика и тренды демографической обстановки на селе характерны для всей России. Главные тенденции: «старение» и «вымирание» сел и деревень. Отток молодежи в город: работы или нет или малооплачиваемая. Основные проблемы — плохая инфраструктурная обеспеченность территорий, низкий уровень качества и благоустройства жилищного фонда, недостаточные транспортная доступность, уровень образования и медицины, доступ к интернету. Болезненны вопросы логистики и сбыта продукции малых форм хозяйствования.
Констатируя ситуацию, считаю актуальным рассмотреть этот вопрос, но, кроме анализа, мы предлагаем свои предложения для того, чтобы они смогли кардинально изменить ситуацию. Выделю несколько направлений, которые считаю важными для решения этих проблем.
· Инфраструктурное развитие сельских территорий;
· Строительство жилья;
· Создание новых рабочих мест.
Инфраструктура.
Первое – дороги. Проблема доступной и качественной дорожной инфраструктуры остается ведущей. За последние четыре года мы побили рекорды ремонта дорог местного значения по протяженности. Но потребность в средствах на обновление разветвленной региональной, муниципальной, сельской, капиллярной дорожной инфраструктуры остается высокой. Соответственно, остается напряженной ситуация с регулярным транспортным сообщением, доступностью медицины, образования, мобильностью жителей.
Молодые люди готовы жить, работать или заниматься бизнесом в деревне, если всегда есть возможность съездить в город, свозить ребенка в школу, на тренировку, на выходные - в развлекательный центр, вызвать на дом врача. С ростом обеспеченности семей ЦФО личным автотранспортом территориальная удаленность не является препятствием. Препятствие – качество или отсутствие дорог.
Дороги - главный сдерживающий фактор в деурбанизации, импульс которой задала пандемия. Многие готовы отказаться от города в пользу деревни, понимая, что могут продуктивно работать удаленно. Дороги – главное, из чего складывается качество жизни на селе.
ради, следует отметить, что из 3 миллиардов средств на Программу комплексного развития сельских территорий Орловской области, преобладающая часть направляется на инфраструктурное развитие территорий, дорожных и инженерных сетей, обслуживающих именно крупные холдинговые агрокомпании.
То есть, по большому счету, на территории неприсутствия агрохолдингов (а здесь размещается б0льшая часть сельских жителей) средства и мероприятия программы не распространяются.
Это свидетельство того, что программы комплексного развития сельских территорий в существующей модели явно недостаточно для полноценного и эффективного развития сельских территорий. Так как она не решает глобальных задач повышения качества жизни населения.
Жильё.
Сейчас в рамках действующей модели комплексного развития сельских территорий, программы жилищного строительства на селе не существует. Но проблема-то существует: обветшалый жилой фонд, низкое качество жилья, отсутствие коммунальной инфраструктуры, затухшее индивидуальное строительство.
В Программе есть версия сельской ипотеки, но она малоэффективна, малодоступна, малокапитализирована и не отрабатывает целей программы.
Развитие сельских территорий невозможно без специальной планомерной программы строительства жилья. Решить задачи привлечения кадров и переселенцев, удержания оттока населения, доступности нового жилья для семей со средним достатком без программы по индивидуальному жилищному строительству на селе невозможно.
Отсутствие таких решений во многом сдерживает полноценную реализацию программ «земский доктор», «земский фельдшер», «земский учитель», где наличие собственного жилья стало бы сильным стимулируюшим фактором участия в проектах, обеспечивающих временную привязку и закрепление кадров в сельской местности.
В конце 90-х в Орловской области по инвестиционной программе строительства домов усадебного типа «Славянские корни» возводились целые поселки. Собственным жильём было обеспечено более 15 тысяч семей – передовиков труда, молодых специалистов, многодетных семей, фермеров, нуждающихся. Считаю эту практику достойной тиражирования в современной ситуации.
Рабочие места.
Дороги, школы, ФАПы, благоустроенные поселки, новое жильё - все это нужно для людей, которые живут и работают в сельской местности. Ключевое слово «работают».
Принципиально важно создать комплексную систему задач, показателей и мероприятий по наращиванию на сельских территориях производственного потенциала и новых рабочих мест.
Стоит задача полной перезагрузки принципов поддержки малых форм хозяйствования, вовлечения в деловую активность жителей сельских территорий.
Есть смысл обратиться к успешной практике советского времени. Прообразы совхозов и колхозов, показавших свою эффективность, могут быть воплощены в организационно-правовых формах АО и ООО, где в качестве долей участия могли бы быть земельные паи. Это повысит мотивацию граждан, активизирует предпринимательский интерес.
Представляется применимым формат создания «народных предприятий», консолидирующих интересы участников в общих производственных проектах.
Целесообразно обратиться к существующей ресурсной базе государственного областного и муниципального имущества.
Мы в регионе приступили к тотальной ревизии объектов недвижимости - бывших агрохозяйств, животноводческих ферм. Выносим их в качестве предложения бизнесу за условную сумму аренды в 1 рубль. В Орловской области уже есть опыт инвестирования в создание рыбоводческого хозяйства (форель, осетр) на базе недостроенных помещений свиноводческого комплекса.
Также по нашей практике перспективными направлениями являются создание высокоэффективных рабочих мест в животноводческих и молочно-товарных производствах, растениеводстве открытого и закрытого грунта. Это - новый уровень производственной и технологической культуры, комфортных условий труда.
Следует максимально вернуться к алгоритмам системы потребительской кооперации, заготконторам, кооперационным цепочкам в переработке: малым пищекомбинатам, сыроварням, хлебопекарням. Надо мобилизовать систему таргетированной господдержки фермерства, ЛПХ, МСП в сельской местности. Еще одним драйвером развития сельских территорий должен стать сельский, досуговый, событийный, экологический туризм.
Только за счет диверсификации предпринимательской деятельности, экстенсивных методов развития, режимов госрегулирования и госпланирования можно обеспечить максимальную трудовую загрузку населения на селе.
Главным риском любого производства является проблема сбыта продукции. Для малых сельских производств – она критична, у них отсутствуют компетенции по маркетингу, рекламе, продвижению, продаже. Помимо помощи в кооперации, помощи в доступе на платформы сбыта продукции (включая каналы госзакупок) можно отработать меры экономического протекционизма. От снижения затрат на сертификацию продукции, до создания условий для реализации. Рынок государственных и муниципальных закупок питания для больниц и школ, детских садов и интернатов может получить новых поставщиков натуральной качественной продукции местных производителей.
Следует признать, что действующая программа комплексного развития сельских территорий не решает в полной мере прикладных проблем сельской местности и населения. Её мероприятия «разбросаны» по отраслевым документам, отсутствует четкая централизованная координация министерств и ведомств. Выпадают целые направления востребованной поддержки. Имеются перекосы по структуре и приоритетам финансирования, что влечёт риски недостижения поставленных целей.
Уважаемые коллеги, новое время рождает новые вызовы.
В сохранении и возрождении жизни на сельских территориях, в притоке туда людей, развитии экономики и социальной сферы лежит не только гео- и макроэкономический смысл. Здесь важно продолжение исторических традиций, духовности, самой философии созидания «от земли». Мы говорим о сохранении и преумножении природных богатств и ресурсов сельских территорий, об обращении их на пользу человека, экономики, страны. В конце концов, о будущем здоровом поколении, сохранении культурного кода и генофонда. Российская деревня - наше национальное достояние. Пока жива деревня, жива душа нашего народа. Грамотное, комплексное, общегосударственное планирование развития сельских территорий – это новый национальный проект сохранения села. Россия без села – Россия без будущего!
* * *
Открывая свое выступление, первый секретарь Коми рескома КПРФ О.А. Михайлов сказал: «Олигархический капитализм, который сегодня господствует в Российской Федерации, нещадно эксплуатирует природную ренту, создает условия, в которых окружающая среда находится под давлением. Это все отражается на нашей жизни». Он отметил, что загрязнение окружающей среды по вине сырьевых компаний побуждает людей искать помощи у политических сил, готовых защищать их интересы. А чтобы этого не допустить, создаются многочисленные «зеленые» партии, отвлекающие внимание избирателей.
Олег Алексеевич рассказал о том, как коммунисты Республики Коми боролись против создания свалки на полигоне Шиес, защищали девственные леса от золотодобытчиков. При этом, отметил он, в рядах защитников северной природы не было представителей создаваемых под выборы экологических партий.
Выступающий напомнил, что Республика Коми является одним из нефтедобывающих регионов. Вследствие ветхости инфраструктуры и безответственности капиталистов неоднократно случаются аварии с разливами нефти. Лидер коммунистов Республики Коми в качестве примера привел недавнее происшествие в районе села Колва, где нефть попала в реку. Он сообщил о подготовке фракцией Компартии законопроекта, обязующего нефтяников регулярно обновлять оборудование нефтепроводов, однако данная инициатива не получила поддержки.
«Защита экологической безопасности нашей страны – это в первую очередь задача устойчивого развития всей территории Российской Федерации, всех регионов и справедливого пользования ресурсами, справедливого распределения налоговых доходов от пользования природными ресурсами», - заявил О.А. Михайлов, выразив уверенность, что фракция КПРФ в новом составе Госдумы сумеет добиться устойчивого и равномерного развития российских регионов.
* * *
- Я родился и вырос в Москве, поэтому мне ближе проблемы столичного региона, - подчеркнул член ЦК КПРФ, секретарь МГК КПРФ Д.А. Парфенов. - Отмечу, что сегодня в Москве складывается неблагополучная экологическая обстановка.
Например, реновация, по оценкам экспертов, приведет к уничтожению около 3 тысяч гектаров зеленых насаждений. Это примерно 7% от всей площади «зеленых легких» Москвы. И это в четыре раза больше, чем Москва потеряла за последние полтора десятилетия.
Почему так происходит? Потому что буржуазия стремится выжать максимум прибыли из очень дорогой московской земли.
Мегаполис ежегодно «производит» миллионы тонн мусора. Полагаю, что следует запретить мусоросжигание на территории Москвы. Необходимо возрождать советские традиции раздельного сбора и переработки мусора.
Государство обязано воспитывать у своих граждан бережное отношение к природе. Но экологическое воспитание входит в противоречие с капиталистической идеологией. Поэтому общество должно стремиться к социализму.
Проблема заключается еще и в том, что местное самоуправление лишено прав и полномочий. Нет у местного самоуправления своих финансов и рычагов, чтобы решать экологические и прочие проблемы. Таким образом, решение всех этих проблем находится в политической сфере.
В этой связи, приглашаю всех граждан принять участие в предстоящем голосовании и в обеспечении контроля на думских выборах. Еще не поздно записаться в наблюдатели от КПРФ. Организация контроля за голосованием особенно необходима в связи с реальной угрозой фальсификации результатов голосования. Только совместными действиями партии и всего общества возможно добиться должной чистоты выборов.
Голосуйте за КПРФ!
* * *
Секретарь ЦК КПРФ А.А. Ющенко обратил внимание участников пресс-конференции на соблюдение законов по информационному сопровождению выборной кампании. Он заявил о том, что СМИ вольно интерпретируют правовые требования в отношении равного доступа представителей разных партий.
Также Александр Андреевич напомнил, что ряд политиков в эфире телеканалов открыто критикует КПРФ, что недопустимо в рамках выборной кампании. Он призвал руководителей ведущих информагентств соблюдать закон и не допускать провокаций.