14 декабря в Госдуме на правительственном часе отчитывался министр сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушев. Ему задали вопросы и выступили депутаты фракции КПРФ.
Кашин В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Дмитрий Николаевич, вся команда и уважаемые товарищи!
Конечно, сегодня для аграрников смотр, и мы благодарны Совету и депутатам, которые принимают решение обратить своё внимание, послушав доклады на направлениях развития агропромышленного комплекса.
Я хотел бы в первую очередь выразить слова благодарности от имени комитета, надеюсь, и всех депутатов, крестьянству, тем, кто непосредственно работает в поле, на фермах, специалистам, руководителям и, конечно, штабу.
Министерство очень много сделало для того, чтобы получить эти результаты, результаты, причём не только одного года. Если посмотреть вот хотя бы на этот слайд, то вы увидите, что в последние годы идёт динамичное развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. Но могли бы быть результаты лучше при этой вот команде, которая сегодня энергична, профессиональна и имеет уже достаточно опыта? Могли бы. Что мешает? Что мешает убрать эти вот красные полосы, которые связаны с невыполнением продовольственной доктрины и тех показателей, которые мы обязаны достичь и в развитии молочного животноводства, и в производстве картофеля, овощей и плодов и ягод, и мяса говядины, и я бы сказал по зернобобовым культурам?
Мы вышли сегодня на платформу вот этих 125-126 миллионов тонн зернобобовых, но с этой платформы, с этой командой и с этим опытом, который имеют депутаты, уже можно посмотреть на горизонт 2030 года, у нас продовольственная доктрина рассчитана на это, и увидеть эти 160 уже миллионов тонн, увидеть 45 миллионов тонн молока, увидеть 15-17 миллионов гектар орошаемых земель и так далее, и так далее, и так далее, увидеть эти 350 тысяч гектар плодовых и виноградников, которые дадут 8-9 миллионов тонн, 7 миллионов рыбной продукции и так далее, и так далее. Для этого, конечно, надо решить ряд вопросов.
И я хотел бы обратить внимание в первую очередь всё-таки на диспаритет.
Вот посмотрите, уважаемые товарищи, мы говорим целый год о минеральных удобрениях, но за три года в 3,1 раза увеличилась цена карбамидов, в 2,1 раза аммиачной селитры и так далее, и так далее.
Посмотрите, трактор, комбайн 10 миллионов сегодня один и второй стоят. Куда дальше можно двигаться? И, когда мы смотрим вопросы ценообразования закупочных цен, то мы увидим, что молоко и мясо, посмотрите, за эти три года особо никуда не убежали по закупочным ценам, как и зерно. Наши эксперты сегодня обеспокоены, что этими пошлинами можно поднять себестоимость зерна сегодня на уровне вот с этими затратами 12-13 рублей и 14 рублей, которые сегодня мы имеем в закупочном потенциале, извините меня, снизят значительно рентабельность даже на этом уникальном направлении. А если взять рентабельность животноводства, в том числе мясного, то мы увидим, там без государственной поддержки совсем немного.
Поэтому надо с этим разобраться. Должны работать законы, должны работать системы государственного регулирования. Вы посмотрите, уважаемые товарищи, Вячеслав Викторович, вы тут всё время помогаете нам последние годы, и, как все руководители фракций, но, посмотрите, вот 14 рублей берём максимальную цену пшеницы, 14, помололи - 20, хлеб выпекли - 56, торгуем по 90 - килограмм хлеба. 14 рублей умножили на шесть раз. Нигде в мире такого безобразия нет. Ну давайте смотреть эти вещи, давайте как-то решать вопросы и с товаропроизводителем, и с потребителем. По-другому мы не можем дальше в этом плане двигаться.
Уважаемые товарищи, что касается мелиорации. Мы хотим показать ещё одну таблицу. Вот Поволжье. Посмотрите, Татарстан, уникальная соблюдается технология и прочее, прочее. 15 центнеров, 17. Всё Поволжье через год лихорадит, а то и в пять лет два урожайных, а остальное - не урожайные.
Хочу просто сказать, когда из-за засухи сокращается срок налива хотя бы на один день, мы теряем 1 центнер. А в этом году у нас во многих районах на 18 процентов срок налива сокращался. Уважаемые товарищи, исходя из этого, другие должны быть шаги мелиорации.
И три программы. И эти три программы, у меня будет время от фракции выступить, я покажу слайды, свои ещё раз соображения. Но комитет тоже обеспокоен. Отсутствие финансирования по комплексной программе развития сельских территорий. Отсутствие надёжного финансирования по "второй целине", на 25 процентов сокращение. И по первой главной программе мы снова недофинансированы. Как та была пятилетка, и сегодня, это развитие сельского хозяйства и продовольственных рынков.
Я желаю от имени комитета нашему министерству удачи, здоровья, достижения вот тех показателей, того горизонта, который вы заслуживаете, исходя из вашего профессионализма и опыта.
Спасибо.
Сулейманов Р. И., фракция КПРФ:
- Уважаемый Дмитрий Николаевич, сегодня одна из основных проблем, которая население наше волнует, пожалуй, даже больше, чем эпидемия ковида, это рост цен. Вы в своём выступлении остановились на, так сказать, мерах, которые принимаются по стабилизации цен. Тем не менее цены растут. На продовольственном рынке, по официальным данным, они выросли на 10 процентов, по некоторым показателям, допустим, на овощи и того больше. Так называемый "набор оливье", сегодня оценивается рост на 15 процентов. Какие, по вашему мнению, еще дополнительные меры можно принять, для того чтобы сдержать рост цен на потребительском рынке, на продовольственном рынке? Спасибо.
Патрушев Д. Н.:
- Ренат Исмаилович, спасибо большое за вопрос.
На самом деле, действительно я и в своем выступлении об этом говорил и еще раз, наверное, несколько слов скажу. Очень важно, чтобы регулируя цены на продовольственные товары, мы не пришли к тому, что у нас начнет образовываться дефицит по ряду продуктов. Важно здесь отметить, что у нас себестоимость по производству продуктов питания выросла где-то от 20 до 30 процентов, если в среднем брать, то 25. И рост цен на продукты питания пока этой отметки не достиг, и я уверен, что не достигнет, потому что те меры, которые приняты правительством, они способствуют тому, чтобы разорвать связь мировых цен с ценами внутри страны, в том числе это и демпферная пошлина на зерно, которая позволяет иметь цену порядка 14-15 тысяч рублей за зерновые, это и те решения, которые приняты по демпферной пошлине на растительное масло, по запретительной пошлине на экспорт семечки.
На самом деле, очень важно, наверное, с нашей стороны, для того чтобы снижать цену на продукты питания, увеличивать предложение и по основным направлениям, в том числе касающимся картофеля, овощей мы это будем делать. У нас начинают действовать новые меры поддержки для увеличения производства и картофеля, и овощей открытого грунта. Со следующего года мы увеличиваем посевные площади под этими культурами. Но в целом очень важно еще раз держать баланс между регулированием цен на продукты питания и, скажем так, теми затратами, которые несут производители при производстве этих продуктов питания.
Васильев Н.И., фракция КПРФ:
- Уважаемый Дмитрий Николаевич, в молочном скотоводстве сегодня сложилась сложная ситуация - производители столкнулись с резким повышением стоимости на корма, горюче-смазочные материалы, а также повышением тарифов на энергоресурсы, уровень оплаты труда. В то же время темпы роста закупочных цен на сырое молоко существенно ниже.
Сам вопрос. Возможно выделить на молочное скотоводство дополнительную государственную поддержку? Спасибо.
Патрушев Д. Н.:
- Мы бы хотели выделить на молочное животноводство дополнительные деньги, но, к сожалению, в условиях бюджетных ограничений мы этого сделать не можем. При этом порядка 38 миллиардов рублей приблизительно, ежегодно выделяется на это направление. Это и прямые субсидии, это и льготное кредитование. Это разные меры поддержки.
Но с учётом того, что определённая работа была проведена, я позволю себе обратить внимание на то, что последние три года у нас нет жёстких скачков на цену молока, в принципе она достаточно стабильная на протяжении всего года.
Помните же наверняка, что годами мы не могли справиться с тем, что в период "большого молока" у нас совсем падала цена на молоко и в принципе производители молока жаловались, что рентабельность падала ну совсем до уровня, при котором существовать было нельзя.
Ну вот с учётом мер поддержки и с учётом определённых мер регулирования рынков мы смогли выровнять эту цену. Да, наверное, она сейчас не отвечает запросам производителей молока, но тем не менее здесь мы принимаем все меры, которые позволяют сохранять нам рентабельность.
Я отмечу, что рентабельность по молочному животноводству у нас по последним двум годам тоже достаточно неплохая.
Бессонов Е. И., фракция КПРФ:
- Уважаемый Дмитрий Николаевич, Россия занимает пятое место в мире по среднедушевому потреблению рыбы и морепродуктов. При этом спрос как внутри страны, так и за рубежом будет расти. Рыбохозяйственный комплекс показывает неплохие результаты за последние годы, но есть и проблемы.
Первая - состояние водных объектов.
Пример. Малые реки Ростовской области - Северский Донец, Темерник, впадающие в Дон, превращены просто в канализацию. И река Дон, Цимлянское водохранилище мелеют, и из 100 миллиардов как минимум необходимых на их восстановление в бюджете 2022 года выделяются средства только на мониторинг. Хищнический вылов не прекращается.
Контролирует ли министерство разницу между выданными квотами и данными таможенной службы о вывозе рыбы различных пород из страны? И может ли вывоз в разы превышать квоты? И где здесь правоохранители?
Ну и каковы перспективы стратегии развития... (Микрофон отключён.)
Патрушев Д. Н.:
- Ну по развитию рыбохозяйственного комплекса я коротко сказал в своём докладе. Мы планируем, что объем вылова водных биологических ресурсов по следующему году будет составлять порядка 5 миллионов тонн. Соответственно, мы по данным и таможенной службы, и в сотрудничестве с правоохранительными органами не видим, что у нас вывозится больше того объема, который мы считаем как добытый, значит, тех ресурсов, которые я назвал в развитии рыбохозяйственного комплекса, ну, значит, можем совместно с вами пообсуждать, как их более правильно использовать, и принять соответствующее решение.
При этом не готов сейчас сказать по поводу точного объема средств на расчистку русел рек, какой предоставляется, но, тем не менее, знаю, что эта работа системно ведется. Давайте мы отдельно эту тему обсудим и подумаем, какие решения можно было бы принять. Спасибо.
Кашин В. И.
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи!
Фракция все эти годы поддерживала агропромышленный комплекс, и была одним из инициаторов многих направлений, которые сегодня дают неплохие результаты.
Этот год - Год науки и технологий. И нас, конечно, очень серьёзно волнует развитие сельскохозяйственной науки.
Сейчас идёт сессия академии - РАН. Вчера, при открытии выступая, я говорил о необходимости усиления внедренческой работы. Ведь у нас лучшие хозяйства получают сегодня высокие показатели по всем направлениям: и надои в 10-11 тысяч, и урожай зерновых по 60-70 центнеров с гектара, и хорошая зарплата, и прибыль, и так далее, и так далее.
Вчера я, кроме этих ... вещей, говорил о необходимости формирования программы получения, исходя из изменений климата и создания тех сортов, того генетического потенциала, которым располагает уже наша наука и теми технологиями, во многих регионах мы имеем возможность получать полтора урожая в среднем по целым областям, убирая один из ... факторов, в основном, это влага. Поэтому ещё и ещё раз мне хотелось бы поблагодарить нашу науку, ну и пожелание было высказано на этом направлении однозначное, сблизить тот разрыв, который сегодня есть в науке научно- исследовательской с нашим министерством. Есть другое министерство, вроде бы, как и другие задачи. Нет, государство и Дума, выделяя бюджетные средства, научный потенциал сельскохозяйственной науки разворачивает именно на проблемы развития агропромышленного комплекса.
Уважаемые товарищи, следующий вопрос, который фракцию волнует, конечно, - это комплексная программа "Развитие сельских территорий". Я ещё раз вынужден сказать слова благодарности Председателю Думы и всем руководителям фракций. Именно в этом зале состоялась три года назад вот та большая пленарная сессия в виде парламентских слушаний. Я помню, как Владимир Вольфович после наших докладов положительно высказался, как и все другие руководители фракций. Родилась эта программа, конечно, во многом благодаря тому, что в это время уже вице-премьером был Гордеев.
Но хочу сказать, сегодняшнее финансирование, оно просто беспрецедентно постыдное.
Ведь мы принимали, и на решение Госсовета, и потом утверждали её в 2,3 триллиона, оставили триллион с небольшим, а потом всё урезали. Посмотрите, куда мы скатились. 40, 36 давали, 40 миллиардов, вместо 190 в этом году. Нам рисуют, по другим ФАИПам ещё 214 миллиардов.
Но мы не видели их в том году. Три года обещает окрасить Министерство финансов эти деньги. Так и ничего не окрасило до сих пор. Три года говорим о координации Министерства сельского хозяйства, этой работы ничего не видно. Ничего не видно на этом направлении. Очень легко. Очень легко вот таким образом всё порушить. И самую главную программу, которую ждали крестьяне, селяне, 37 миллионов, которая должна была вдохнуть жизнь в территории. Слушайте, кому это выгодно? А потом что это за отношение к Государственной Думе, к Государственному Совету? Неужели один или два человека могут так себя позволить вести?
Мы ещё раз сегодня просим на эту тему обратить самое серьёзное внимание. Именно в первом полугодии найти деньги в резервах и направить на эту программу. Только 400 семей сегодня заявили ипотеку в нашем Россельхозбанке. Более 200 миллиардов - конкретные проекты. Министру стыдно в глаза и заместителям, которые этим занимаются, смотреть территориям, которые приезжают и просят то или другое.
Уважаемые товарищи, следующая программа. Но по этой программе ещё раз хочу сказать. Вот пандемия показала - нет у нас, к сожалению, даже районных больниц приличных, не говоря уже о фельдшерско-акушерских пунктах и прочее-прочее. Четыре с половиной тысячи больниц уничтожили на селе. Ну давайте с этим заканчивать.
Вторая программа, целина вторая. Слушайте, вся страна, Союз Советский занимался. Ну с какой стати на 10 миллиардов взяли сократили, значит, средства? Оставили 30 миллиардов. Было 40, не так много, и дальше сокращают. Зачем? Мы отстали по мелиорации от всех и вся. Уже много говорят - ну сколько же можно, значит, иметь на уровне 80 миллионов гектаров посевных площадей, все в обороте, при 117 миллионах пашни? Заканчивать это тоже надо. Мы должны видеть шаг, полтора миллиона каждый год мы должны прирастать. А для этого надо мотивировать уничтожать эти заросли и так далее, и так далее. Всё это надо делать.
Уважаемые товарищи, мы от этой программы ждём очень серьёзных преобразований, в том числе из того бедственного положения, в котором оказались наши почвы, земли сельскохозяйственного назначения, рейдерство. Надо положить этому конец. Я вчера, выступая в академии, об этом говорил, сегодня уже на наши южные институты навалились некоторые деятели.
И главная программа - это развитие сельского хозяйства и продовольственных рынков, она тоже недофинансирована и начинают складывать и то, что идет на дороги, на коммуникации, на жилье с общей программой. Ну в 1 классе за это двойку ставили. Если на одной яблоне - 5 яблок, на второй - 5 и по 5 ворон сидят, сколько же всего яблок? Оказывается 20.
Уважаемый Вячеслав Викторович, я еще раз хочу от имени фракции к вам и ко всем депутатам обратиться. Давайте мы эти три программы брать за основу нашей деятельности, у нас сегодня очень много сделано. Мы приняли более 50 законов, которые решают многие направления, и в экологическом плане и по базовым всем прошлись направлениям, они нам позволяют все сделать для того, чтобы поднять агропромышленный комплекс и деревню на ту высоту, которую мы все с вами хотим и о которой мы мечтаем. Спасибо.
Председательствующий.
- Спасибо, Владимир Иванович. Владимир Иванович, а можно вопрос вам. Вы скажите, вот у вас были сравнительные таблицы с 90-м годом, 90-й год вы брали РСФСР или СССР?
Кашин В. И.:
- Вячеслав Викторович, всё в сравнении только Российская Федерация, все данные только Российская Федерация.
Председательствующий:
- Спасибо.
То есть сопоставимое, да. Понятно.