Дистанционное электронное голосование ставит под сомнение прозрачность и честность выборов.
Госдума в третьем чтении одобрила законопроект, меняющий правила проведения выборов. Он укрупняет избирательные участки, уточняет обязанности иноагентов и упраздняет для участковых комиссий статус члена с правом совещательного голоса.
Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект, вносящий блок изменений в избирательное законодательство. Документ ликвидирует институт членов участковых и территориальных избиркомов с правом совещательного голоса (ПСГ), разрешает укрупнять избирательные участки, а также уточняет обязанности кандидатов-иноагентов и ужесточает ценз судимости для совершивших экстремистские преступления.
За проголосовали 338 депутатов, против - 82. Фракции КПРФ, ЛДПР и СРЗП голосовали против.
Инициатива была внесена депутатами от «Единой России» Дмитрием Ламейкиным и Дмитрием Вяткиным в конце 2021 года. Изначально она касалась лишь порядка дистанционного электронного голосования (ДЭГ), однако ко второму чтению фундаментально изменилась и была дополнена нормами, реформирующими избирательное законодательство в целом. Поправки были представлены на профильном комитете Госдумы 9 марта, 10 марта депутаты одобрили их во втором чтении.
Закон меняет структуру избирательных комиссий: члены комиссии с правом совещательного голоса (ПСГ) останутся только на уровне ЦИК и комиссий субъектов Федерации. В окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях члены с правом совещательного голоса упраздняются. Вместо этого авторы предлагают увеличить число наблюдателей, которые партия может выставить на участок, с двух до трех.
Кроме того, инициатива предполагает укрупнение избирательных участков - если ранее максимальное число избирателей на нем составляло 3 тыс. человек, то сейчас верхняя граница отсутствует. Такие меры усложнят наблюдение, считают эксперты: при укрупнении участков сокращается и количество наблюдателей. Увеличение количества наблюдателей с двух до трех не изменит ситуацию, так как он обладает гораздо меньшими полномочиями, чем член комиссии с правом совещательного голоса. Так, члена комиссии с ПСГ нельзя удалить с участка и он имеет доступ ко всем документам комиссии.
Среди других положений закона - запрет баллотироваться в течение пяти лет после погашения судимости лицам с погашенной или снятой судимостью за экстремистские преступления. Документ также предполагает создание единого реестра физических лиц-иноагентов, куда также войдут работники НКО-иноагентов и учредители, члены СМИ-иноагентов.
В части дистанционного голосования закон закрепляет отдельную статью 64, посвященную онлайн-голосованию (ДЭГ). Там перечисляются общие правила: к примеру, что включенный в список участников ДЭГ исключается из списка офлайн избирателей на участке, а анонимизированные результаты должны сразу же зашифровываться. В ЦИК называли законопроект рамочным. Эксперты, свою очередь, критиковали его за отсутствие конкретики: в частности, указывали, что документ не описывает сроки подачи заявления на голосование, порядок аутентификации, установления итогов и т.д., а также не регламентирует систему наблюдения.