Выступление Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на заседании Государственной Думы 6 апреля 2022 года по вопросу "О проекте федерального закона №94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- Проект федерального закона № 94578-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесен Правительством Российской Федерации в целях повышения устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией и направлен на исполнение Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного 15 марта 2022 г. на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.
Безусловно, должны быть поддержаны нормы законопроекта, предусматривающие изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в части упрощения оформления прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства. В случае их принятия срок проведения кадастровых работ в отношении указанных земельных участков не будет превышать трех рабочих дней. Сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанные земельных участки также не будет превышать трех рабочих дней или пяти рабочих дней, если заявление подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Но вместе с тем, законопроект содержит и явно вредные положения.
Так, в предлагаемой редакции пункт 3 части 1 статьи 11 законопроекта, гласит: «в 2022 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие случаи, в которых при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Таким образом, законопроектом предлагается закрепить право Правительства Российской Федерации установить случаи, в которых в 2022 году будет возможно осуществлять любую градостроительную деятельность без согласования с Росрыболовством, Минсельхозом России, Минприроды России и субъектами Российской Федерации.
Очевидно, что данная норма не имеет отношения к развитию российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, создает угрозу эффективному осуществлению мелиорации земель и риски необоснованного вывода земель сельскохозяйственного назначения из оборота при переводе в иные категории земель. Кроме того, предлагаемая норма ослабляет и существующий сегодня механизм оценки отраслевым ведомством влияния планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания.
Обоснование необходимости именно в 2022 году исключить согласование строительства уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в представленных к законопроекту материалах отсутствует.