Уже первый год законодательной работы в Государственной думе восьмого созыва для нашего комитета по аграрным вопросам стал очень плодотворным и напряжённым.
На осенней сессии 2021 года по инициативе комитета было принято восемь федеральных законов по аграрной отрасли. В период весенней сессии была продолжена работа над блоком из более чем трёх десятков законопроектов, формирующих нормативную законодательную базу аграрного сектора экономики и выстраивающих систему сбалансированной, научно обоснованной государственной политики. Девять из этих законопроектов были приняты и вошли в свод Федеральных законов. Для сравнения: за весь шестой созыв по инициативе аграрного комитета было подготовлено и принято лишь 15 законодательных актов.
Внимание депутатов комитета текущего созыва концентрировалось на решении наиболее злободневных проблем: кадрового обеспечения АПК, реализации федеральных программ комплексного развития сельских территорий и сельхозмашиностроения, ввода в оборот заброшенных земель, регулирования потребительских цен на продукцию сельского хозяйства и ряда других. Задача обеспечения продовольственной безопасности государства особенно актуальна сегодня, когда на страну идёт массированная агрессия США и блока НАТО.
Президент Российской Федерации своим поручением от 26 апреля 2022 года поставил перед аграриями задачу по обеспечению ежегодного трёхпроцентного роста продукции сельскохозяйственного производства. Поручение регламентирует и условия достижения роста, выводя на первый план импортозамещение, комплексную механизацию, нормативное внесение минеральных удобрений и ряд других базовых направлений. Если рассматривать эти задачи на примере зернобобовых, то уже к 2025 году АПК должен выходить на уровень производства в 141,2 млн тонн. Кстати, эти цифры мы обозначали ещё год назад, выстраивая целевые показатели стратегии развития АПК. Оптимальный выбор — это, безусловно, расширение площади посевов с одновременным повышением урожайности культур. Перечень законодательных инициатив для этого нашему комитету необходимо разработать и представить уже в ходе следующих сессий.
Остро стоит проблема снижения плодородия почв, без решения которой страна уже завтра может оказаться под грузом необратимых последствий. Признаки деградации почв на площади в 50 млн га прослеживаются уже в 27 регионах. Для комитета решение этой проблемы также будет ближайшим стратегическим ориентиром.
Известно, что производство каждой тонны зерна забирает из почвы около 37 кг азота, 13 кг фосфора и 23 кг калия. Стоит задача: в качестве компенсации за получение урожая в 120 млн тонн зернобобовых, в рамках программы химической мелиорации, каждый раз в почву вносить в действующем веществе 8,6 млн тонн минеральных удобрений. Решение проблемы сохранения водно-физических свойств почв и нормативного содержания в них гумуса предполагает необходимость увеличения объёмов внесения органических удобрений.
Оценка регионов Поволжья с падающей урожайностью подтверждает, что не только там, но и по стране в целом мы не сможем достигнуть заданных целевых показателей без культуры орошения. Ко многим гидромелиоративным сооружениям никто не прикладывал руку с далёкого 1952 года. Требуют реконструкции 72 водохранилища, 240 гидроузлов, 1,2 тыс. км дамб и валов в стране. Работая в тесном контакте с минсельхозом, комитет намерен решать и эту задачу.
Большие потери выращенного урожая вызывает низкий уровень энерговооружённости сельского хозяйства. От биологической зрелости зерна до момента уборки должно проходить не более 10 дней. Убираем дольше, 20 дней, поэтому теряем четверть урожая. Сегодня на 1000 га уборочной площади приходится фактически лишь один комбайн. К примеру, в 2021 году при посевной площади 47 млн га на полях работало только 52,6 тыс. зерноуборочных комбайнов.
Комитет стремится привить всем структурам власти осознание ответственности того, что системное решение проблем села возможно только через формирование новой современной государственной аграрной политики и стратегии развития АПК. Однако даже по базовым государственным программам развития АПК идёт радикальное сокращение финансирования. По программе вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации недофинансирование составляет 410 млрд рублей. Сокращение с 3,3 трлн рублей до 791 млрд рублей статей бюджета ожидается по программе комплексного развития сельских территорий. Вынужденной корректировке в результате этого могут подвергнуться целевые показатели важнейших программ.
Если бюджет в итоге будет утверждён в секвестированном и нещадно искромсанном виде, результатом станут торможение важнейших производственных процессов и резкий отток, с 44,2% до 7,3%, доли населения, проживающего на сельских территориях. Допустить этого нельзя. В осеннюю сессию аграрному комитету, отстаивающему программы господдержки села, предстоит напряжённое сражение с финансовым блоком правительства. На карту поставлено будущее российской деревни, всего агропромышленного комплекса страны.