Администрации ряда городских округов под надуманным предлогом отказывают в проведении публичных акций в поддержку российской армии на Донбассе.
1 августа в администрацию городского округа Шаховская было подано уведомление на проведение автопробега, назначенного на 7 августа 2022 года от Шаховского районного отделения КПРФ в рамках всероссийской акции в поддержку спецоперации на Украине.
На что администрацией городского округа Шаховская в тот же день был выдан запрет на проведение автопробега с формулировкой: «В силу норм пункта 1.5. Постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 №108-ПГ (ред. от 15.03.2022) «О введении в МО режима повышенной готовности …. » на территории Московской области запрещено проведение публичных мероприятий, за исключением официальных публичных мероприятий, организуемых органами государственной власти Московской области или с участием органов государственной власти Московской области».
На основании части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 29 Конституции каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
В силу статьи 31 Конституции граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Частью 1 статьи 15 Конституции определено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
В силу части 2 статьи 15 Конституции органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Из этих норм Конституции следует, что право граждан на проведение публичных мероприятий может быть ограничено только на основании федеральных законов. Законом, устанавливающим порядок реализации вышеуказанного права граждан, является Федеральный закон от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях или пикетированиях» (далее - Закон 54-ФЗ, Закон о публичных мероприятиях).
Согласно статье 2 Закона №54-ФЗ публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в том числе свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» (далее – ПВС №28) судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона №54-ФЗ органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Также из пункта 9 ПВС №28 следует, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.
В соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 №108-ПГ нет прямых ограничений на проведение публичных мероприятий, относительно физических лиц, так как в п. 1 данного постановления сказано в отношении кого принято данное постановление: «Ввести с 00 часов 00 минут 13 марта 2020 года режим повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а применительно к физическим лицам ничего не сказано, а только высказаны рекомендации.
Абсурдность данной ситуации состоит в том, что нет федерального закона, который мог бы нас ограничить, а в силу Постановления, которое не распространяется на граждан, гражданам нельзя, а госоргану можно.
Подобная ситуация сложилась и в Сергиевом Посаде.