Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на заседании Рабочей группой Государственного совета Российской Федерации по направлению «Сельское хозяйство» на тему «Поддержка технической и технологической модернизации АПК».
12 августа 2022 года.
С.-Петербург.
Уважаемые товарищи!
Тема сегодняшнего заседания очень серьезная.
Техническая и технологическая модернизация агропромышленного комплекса не ограничивается одними тракторами и комбайнами. Речь идет о составляющей, обеспечивающей получение 1,5-2 урожаев в год, при тех новых сортах, которые созданы нашей наукой. А это очень важная часть системы мер, обеспечивающих исполнение апрельских поручений Президента Российской Федерации по совершенствования стратегии развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Четко обозначена задача – 3% ежегодный рост объемов производства продукции АПК. Исходя из этого даны поручения в части минеральных удобрений, вовлечения сельскохозяйственный оборот земель, широкого внедрения средств механизации и информационных технологий.
Что такое 3% увеличение объемов производства продукции, к примеру, в зерновом эквиваленте?
Это значит доведение валового сбора зернобобовых до 141,2 млн. тонн к 2025 году, как за счет повышения урожайности, так и за счет эффективного использования земельного фонда.
Мы видим, что в среднем по России в севообороте находится всего 69% пашни. Есть регионы, в которых этот показатель находится на уровне 25-30%! Это очень серьезные резервы, которые будучи задействованы, откроют перед нами совершенно новые возможности.
К примеру, в Ленинградской области в 1990 году посевная площадь была больше 436 тыс. га, а сегодня – 229 тыс. га. Фактически может идти речь об удвоении посевного клина. Аналогичная ситуация во многих регионах.
В то же время мы были недавно в Калининградской области. Там дела обстоят по-другом, и в сельскохозяйственном производстве задействовано больше 82% пашни. И опять же есть резерв, особенно на направлении восстановления мелиорируемых земель.
Рядом стоят вопросы химической мелиорации.
Многие задают вопрос, почему такая урожайность даже в регионах с благоприятными агроклиматическими условиями, при том, что у нас есть высокопродуктивные сорта. Вот – прямая зависимость урожайности от количества вносимых в почву минеральных удобрений. Президент Российской Федерации поэтому в своих поручениях и говорит о необходимости сохранения и восстановления плодородия почв.
С каждой тонной урожая зерна из почвы выносится 37 кг азота, 13 кг фосфора и 23 кг калия. Получается производство 123 млн. тонн зернобобовых требует скомпенсировать почве 8,6 млн. тонн питательных веществ, а не 4 млн. тонн, как вносится сейчас. И это еще без учета органических удобрений. В этом плане мы должны понимать стоящие перед нами задачи.
Далее, уважаемые товарищи, я хотел бы обратить внимание на изменение агроклиматических условий.
За 10 лет среднегодовая температура на территории Российской Федерации увеличилась на 0,51 градус. Рядом же мы видим необходимые различным культурам суммы активных температур. Исходя из этого, расширяются возможности получения полутора-двух урожаев на многих территориях, конечно при использовании правильных севооборотов.
Другой лимитирующий фактор – влага.
В целом изменения количества осадков на территории Российской Федерации не ярко выражены. Бывают годовые аномалии – отклонения в большую или меньшую стороны. В Нечерноземье, Центральном районе и некоторых других территориях наши метеорологи фиксируют отрицательный тренд по осадкам в пределах половины процента.
Через это мы подходим к рассмотрению одного из ключевых вопросов – работе с лимитирующими факторами, которые не дают раскрыться генетическому потенциалу сортов.
Вот, мы взяли Приволжский федеральный округ.
При том, что посевная площадь более 13 млн. га, в прошлом году валовой сбор по округу был меньше 20 млн. тонн. Урожайность как была в Самарской области в 1990 году 18,9 ц/га, так в 2021 году и осталась на том же уровне. Аналогичная ситуация в Саратовской, Волгоградской областях и других регионах.
Средняя урожайность в 2021 году получилась 16,1 ц/га. Лимитирующий фактор – влага. Поэтому эффективная мелиорация может обеспечить дополнительно 20 млн. тонн к валовому сбору! Сколько мы будем держать эти регионы в условиях засухи?
Далее – энергетическая вооруженность.
Текущая посевная площадь зернобобовых составляет 47 млн. га. В свою очередь парк зерноуборочных комбайнов – меньше 53 тыс. единиц. Получается меньше рисуемых статистикой двух комбайнов на 1000 га. Поэтому и уборочные работы у нас ведутся, порой, больше месяца. Смотрим на зависимость биологических потерь урожая от сроков уборки, и видим, сколько зерна из-за этого мы теряем. Получается 30% потерь!
Еще порядка 5% продукции мы теряем на этапах логистики.
Мощностей качественного хранения зерна в России всего на 40 млн. тонн. Сушильное хозяйство в упадке.
Я работал в свое время директором. Мы производили элитные семена зернобобовых всему центру и Нечерноземью. Так у нас 5 сушильных комплексов работало – пять КАМАЗов сразу разгружались. Найдите сегодня такие хозяйства. Будет очень сложно это сделать.
С производством сельскохозяйственной техники у нас беда.
За 30 лет мы стали производить в 28 раз меньше тракторов, в 10 раз меньше комбайнов, и так далее по всем видам сельскохозяйственной техники и навесного оборудования. Да и то, что производим, по сути, не наше. Хороший комбайн Acros, прекрасный ростовский завод, но мотор не наш, гидравлика не наша.
Директора наших заводов сегодня здесь присутствуют. Хочу им, конечно, как крупнейшим предприятиям и надежде АПК, сказать спасибо. Но, вот, к примеру, кировцы смогли полностью локализовать производство. Есть вопросы линейке моделей, но все комплектующие свои.
Особое внимание - приобретению сельскохозяйственной техники, темпы которого, в том числе через Росагролизинг, очень низкие. Они обеспечивают лишь 4% обновления парка, но ни как не расширенное воспроизводство. А ведь нам надо понемногу наращивать энерговооруженность. При этом каждый введенный в оборот миллион гектаров требует дополнительно 5 тысяч тракторов и 3 тысячи комбайнов. Мы должны это хорошо понимать, потому что от этого, в том числе, зависит эффективность реализации Государственной программы Второй целины.
Конечно, это очень сложная задача. И одним из сдерживающих факторов тут является цена на технику.
За последние 3 года цена на технику удвоилась, а цена зерна сегодня 11-13 тыс. рублей за тонну, как и в 2019 году.
Я, как член рабочей группы Государственного совета Российской Федерации, призываю к решительным действиям на направлениях борьбы с диспаритетом цен. Дешевеет только зерно, а на все остальное, и на средства производства, и на продукцию переработки зерна, цены только и растут. Нельзя делать крестьян рабами! Завтра некому будет работать на земле!
Мы также должны жестко отстаивать вопросы финансирования Государственных программ комплексного развития сельских территорий и Второй целины. На двух заседаниях Государственного Совета мы их рассматривали, пять раз докладывали Президенту Российской Федерации, отрабатывали все с Правительством Российской Федерации и вышли на соответствующие решения. А экономический блок правительства теперь всю работу на этих направлениях тормозит.
Не просто так мы первое в текущем году выездное заседание Комитета провели на базе Тимирязевской академии, где рассмотрели вопросы научного и кадрового обеспечения АПК. Режут финансирование научных организаций и ВУЗов. С подготовкой специалистов массовых профессий совсем беда! А ведь техническая и технологическая модернизация АПК – это не только трактора и комбайны, но еще и цифровизация, которая особенно требовательна к квалификации кадров.
Цифровые технологии – это сегодня ключ к эффективности, в том числе к снижению затрат через оптимизацию производственных процессов, энергетическую и экологическую эффективность. Это подтверждает опыт работы передовых предприятий.
Мы были с выездным заседанием в Брянской области и увидели, как эффективно там реализуются проекты точного земледелия в картофелеводстве, а также внедрения цифровых технологий в производство мяса. Проведя мероприятия на базе Совхоза им. В.И.Ленина мы ознакомились с роботизированной фермой. В Воронежской области мы убедились в эффективности цифровизации молочного скотоводства. Все это мы видели своими глазами.
Поддержка таких подходов к ведению хозяйствования, развитие передового опыта – одна из важнейших задач, которые ставит перед собой Комитет и в законотворческой работе.
За две истекшие сессии работы Государственной Думы восьмого созыва мы приняли всего 17 законов, над многими из которых работали вместе с вами.
Как раз в развитие принятых нами законов о плодородии почв Министерство сельского хозяйства сейчас эффективно развивает информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения.
Благодаря этой работе в управлении земельными ресурсами выстраивается новая эффективная модель, соединяющая воедино массивы информации о границах земельных участков, показателях и динамике почвенного плодородия, севооборотах, проводимых мелиоративных мероприятиях, и т.д., с последующим анализом этих данных и моделированием, что существенно повышает эффективность реализации государственной аграрной политики, сохранения земель сельскохозяйственного назначения.
Есть экосистема Россельхозбанка.
Это Клондайк для наших фермеров и граждан, проживающих на сельских территориях. Тут все, начиная с сельской ипотеки, продолжая обучением и системами повышения квалификации работников АПК, и заканчивая возможностями реализации фермерской продукции. А ведь именно эти и есть та эффективная реализация наших законодательных усилий по поддержке малых форм хозяйствования и Государственной программы комплексного развития сельских территорий, которую мы хотим видеть, которая реально работает. Именно такие проекты должны поддерживаться государством и развиваться при его активном содействии.
В Россельхознадзоре создан ситуационный центр, объединивший массивы данных из всех цифровых информационных систем Федеральной службы, и выводящий на новый уровень эффективность надзора и отраслевой аналитики в области ветеринарии, продукции растительного происхождения, а также пестицидов и агрохимикатов.
Завершая свое выступление, уважаемые товарищи, хочу сказать, что выполнение поставленных Президентом Российской Федерации и самой жизнью задач по преобразованию деревни, технологий, технического перевооружения, должны определять приоритеты работы каждого. Надо реализовывать те решения, которые мы принимаем на направлениях стратегического планирования, каждому на своем месте придерживаться этих планов, вносить свой вклад, в том числе финансовому блоку Правительства. Таким образом, и Государственная программа комплексного развития сельских территорий, и Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации должны финансироваться по исходным паспортам. Именно такое решение мы принимали на последнем заседании Совета законодателей Российской Федерации.
В целом хочу всем сказать спасибо и пожелать удачи.
Земля Матушка ценит любовь пахаря к ней. Первый раз я участвовал в таком соревновании, как сегодняшний чемпионат по пахоте, в 1971 году – в первый год своей работы главным агрономом. Собирался весь район, была комиссия и смотрели, как мы работали еще на прицепном плуге, и мы все радовались.
Я убежден, что Павел Николаевич опытный человек и вместе с ленинградцами они нам покажут сегодня все достижения нашей могучей Родины.