Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И.Кашин принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по вопросу подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона № 201314-8 «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
В заседании также приняли участие заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е.В.Фастова, Заместитель Министра финансов Российской Федерации И.А.Окладникова, Аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.В.Мамедов, Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Х.М.Лихов, Директор департамента мелиорации Минсельхоза России М.В.Боровой, Директор департамента развития сельских территорий Минсельхоза России К.Л.Шевелкина, депутаты Государственной Думы – члены Комитета по бюджету и налогам.
В.И.Кашин начал свое выступление с того, что подробно ознакомил участников заседания с текущей ситуацией в агропромышленном комплексе Российской Федерации, а также с информацией о результатах уборки урожая и в целом ходе осенних полевых работ. После этого Владимир Иванович изложил позицию Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам по предложенному Правительством Российской Федерации распределению бюджетных ассигнований на Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственную (комплексную) программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, а также Государственную программу Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».
Так, В.И.Кашин обратил внимание на необходимость увеличить финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, особо отметив актуальность вопросов государственной поддержки технической и технологической модернизации АПК, повышения энерговооруженности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года № 2567-р) в Российской Федерации дефицит тракторов составляет порядка 70 000 единиц, комбайнов – 37 000 единиц. При этом доля тракторов, эксплуатируемых свыше 10 лет, составляет около 57 %, зерноуборочных комбайнов - 45 %, кормоуборочных комбайнов - 43 %. Требуется ежегодное обновление парка техники на уровне 10 % от числа имеющихся в наличии самоходных машин и других видов техники. Стратегия также отмечает потребность в модернизации и строительстве новых предприятий, отвечающих требованиям передовых промышленных технологий, что создаст предпосылки для роста производства и обеспечит возможность экспорта продукции агропромышленного комплекса с высокой добавленной стоимостью.
В целом сохранение сложившейся в 2020-2022 годах динамики ежегодного увеличения государственной поддержки АПК окажет положительное влияние на возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять расширенное воспроизводство, долгосрочное планирование, реализовывать масштабные проекты по модернизации, а также укрепит уверенность всех участников отрасли в неизменности приоритетов государственной аграрной политики.
Далее В.И.Кашин обратил внимание участников заседания на необходимости приведения проекта федерального бюджета в соответствие с решениями, принятыми ранее Президентом Российской Федерации, Советом законодателей Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, а также Государственной Думой.
Так, поручениями Президента Российской Федерации от 3 февраля 2020 года № Пр-234ГС поставлена цель обеспечить финансирование Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в соответствии с ее исходным паспортом. Аналогичные рекомендации были закреплены в Постановлениях Государственной Думы №7086-7 ГД, № 7161-7 ГД, № 7901-7 ГД, № 9080-7 ГД, №9231-7 ГД. Также задача предусмотреть увеличение бюджетных ассигнований на реализацию программы КРСТ была закреплена решением (№ 2.2_СЗ/2 от 27 мая 2022) Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ «О мерах по реализации Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления в субъектах РФ».
Кроме того, в поручениях от 26 апреля 2022 года № Пр-738 Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации определить исчерпывающие меры государственной поддержки агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, в том числе по увеличению объемов финансирования Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации. Также необходимость предусмотреть увеличение бюджетных ассигнований на реализацию указанной Госпрограммы была закреплена решением (№ 2.2_СЗ/2 от 27 мая 2022) Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании Российской Федерации «О мерах по реализации Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления в субъектах РФ».
В части Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» В.И.Кашин отметил, что данная программа является одним из основных инструментов достижения целей и задач Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года.
При этом потребность в увеличении объемов бюджетных ассигнований на цели ее реализации обусловлены необходимостью строительства научно-исследовательских судов, создания и реконструкции научных и производственных мощностей в области аквакультуры (рыбоводства), реконструкции объектов федеральной собственности морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, для реализации мер по искусственному воспроизводству и сохранению водных биологических ресурсов, обеспечения эффективного контроля (надзора) за состоянием водных биологических ресурсов и повышения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота.
В заключение В.И.Кашин обратил внимание участников заседания на необходимость разработки и принятия Государственной программы развития молочного и мясного скотоводства. Развитие данных подотраслей сельского хозяйства, в особенности с учетом рекордного урожая зерновых в текущем году и целей увеличения объемов производства продукции АПК темпами не ниже 3% в год, позволит снять с повестки дня проблему избытка зерна на внутреннем рынке через повышение степени его передела, укрепить продовольственную безопасность Российской Федерации на таких сложных направлениях, как производство молока и мяса КРС, а также через увеличение объемов внесения органических удобрений внести вклад в обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв.
При этом В.И.Кашин отметил, что ряд законодательных инициатив, нацеленных на обеспечение эффективного развития указанных подотраслей АПК, внесены депутатами в Государственную Думу и находятся, в том числе, на рассмотрении в Комитете по бюджету и налогам. К их числу следует отнести законопроект № 184193-8 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий продление до 31 декабря 2025 года периода освобождения от налогообложения операций по реализации на территории Российской Федерации и ввозу на территорию Российской Федерации племенной продукции (материала).
Кроме того, на заключение в Правительство Российской Федерации направлен разработанный в целях комплексного совершенствования системы племенного животноводства проект федерального закона № 194262-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве».
В этой связи В.И.Кашин обратился к участникам заседания с просьбой поддержать данные законодательные инициативы.
По результатам состоявшегося обсуждения были выработаны компромиссные решения по увеличению финансирования развития АПК в рамках подготовки проекта федерального бюджета ко второму чтению.
Так, в нем должны будут найти отражение дополнительные бюджетные ассигнования на цели реализации программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники.
Финансирование Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации в 2023 году должно быть доведено до объемов, предусмотренных исходным паспортом данной госпрограммы.
В части Государственной (комплексной) программы «Комплексное развитие сельских территорий», Министерством финансов до принятия закона о федеральном бюджете в первом чтении будет представлена информация о проекте финансирования развития сельских территорий по всем отраслевым государственным программам, с учетом которой будет вестись дальнейшая работа над соответствующими поправками.
В свою очередь дополнительная потребность в финансировании государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» сможет быть обеспечена за счет планируемых дополнительных доходов федерального бюджета.