В связи с большим резонансом, возникшим после публикации в средствах массовой информации сообщений о «введении штрафов за неправильное обращение с навозом», считаем необходимым разъяснить позицию законодателей по данному вопросу.
Проект федерального закона № 183338-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 18 августа 2022 года был внесен в Государственную Думу Заместителем Председателя Государственной Думы, академиком РАН А.В.Гордеевым и Председателем Комитета по аграрным вопросам, академиком РАН В.И.Кашиным в целях установления административной ответственности за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства.
Его концепция и содержание были определены в результате последовательной работы, связанной с формированием самостоятельного отраслевого законодательства в области использования продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных с целью повышения плодородия почв.
Важно напомнить, что в 2015 году российские сельхозтоваропроизводители столкнулись с проблемой неоднозначного толкования законодательства об отходах производства и потребления применительно к продуктам животноводства (навоза и помета), а также с проблемой реализации и использования продуктов животноводства.
Обращение с навозом и пометом одновременно регулировалось санитарным, ветеринарным законодательством, законодательством об обращении с отходами производства и потребления и законодательством, устанавливающим требования к обращению с пестицидами и агрохимикатами, что создавало правовую неопределённость при определении статуса навоза и помета и требований к обращению с ними.
Указанная ситуация приводила к формированию неоднозначной правоприменительной и судебной практики, что в свою очередь затрудняло эффективное ведение сельского хозяйства, создавало административные и финансовые риски для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Отсутствие четких «правил игры» приводило к предъявлению к сельскохозяйственным товаропроизводителям требований, влекущих банкротство.
Несмотря на многочисленные в тот период разъяснения профильных министерств и ведомств, определение Верховного суда РФ о том, что навоз, помет и другие органические вещества и материалы, образуемые в животноводстве, не подпадают под требования законодательства об отходах, к аграриям повсеместно предъявлялись требования к получению лицензий (на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности), оформлению паспортов отходов, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Показательным примером такой правоприменительной практики является дело одного из крупнейших сельскохозяйственных товаропроизводителей Северо-Кавказского федерального округа
ООО «Гвардия». Общество осуществляет свою деятельность с 2007 года, ежегодно производит более 45 000 тонн продукции, отвечая за 70% снабжения мясом Ставрополья, инвестирует сотни миллионов рублей в высокотехнологичное производство органических удобрений на основе свиного навоза, исключающее длительный цикл переработки навозных стоков.
Вместе с тем в 2021 году данному предприятию Росприроднадзором было предъявлено требование о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение навоза свиного в качестве отхода в прудах-накопителях (лагунах) за период с 2016-2018 годы в размере более 7,5 млрд рублей. Для сравнения выручка Общества в 2020 году составила 5,59 млрд рублей, чистая прибыль — 1,41 млрд рублей.
Арифметика ясна, если совокупный объем навоза и помета, образуемого в сельскохозяйственных организациях, без учета выгульного и отгонного скотоводства, составляет более 180 млн тонн, то общий ежегодный объем платежей за негативное воздействие может составить 238,9 млрд рублей – сумму, сопоставимую с годовым объемом государственной поддержки всего агропромышленного комплекса Российской Федерации.
В связи с этим принятие Федерального закона № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о побочных продуктах животноводства), явилось огромной победой отраслевого сообщества, ставшей возможной благодаря работе, проведенной Комитетом и лично В.И.Кашиным, как автором законопроекта, совместно с Сенаторами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Администрацией Президента Российской Федерации. Принятие указанного закона поддержало все отраслевое сообщество, боровшееся за право использовать навоз и помет в сельскохозяйственном производстве, а также 55 субъектов Российской Федерации, в том числе лично губернаторы Камчатского края, Хабаровского края, Архангельской, Мурманской, Астраханской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Калининградской области и другие (всего 30 губернаторов).
Решению данного вопроса Комитет уделял особое внимание, поскольку динамика качества сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации характеризуется активным развитием процессов деградации почв. Почти в каждом регионе отчетливо прослеживается снижение содержания гумуса и элементов питания в почвах. Дальнейшая потеря продуктивных почв неизбежно приведет к ослаблению продовольственной безопасности.
Так, в 2021 году внесено 3,3 млн. тонн минеральных удобрений. Для сравнения в 1990 году объем внесенных минеральных удобрений составил 9,9 млн. тонн. Органических удобрений в 2021 году внесено 70,2 млн. тонн. В 1990 году – 390 млн. тонн.
Продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных являются ценнейшим ресурсом для поддержания плодородия почвы и получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Технология использования навоза и помета для целей улучшения плодородия почв на землях с/х назначения является неотделимым, исторически сложившимся и экономически обоснованным элементом в неразрывном цикле ведения сельского хозяйства.
По имеющимся данным сегодня уже более 60% предприятий отраслей свиноводства и птицеводства полностью перерабатывают продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных в органические удобрения. И такая положительная динамика будет проявляться все ярче.
Закон о побочных продуктах животноводства вступает в силу с 1 марта 2023 года, однако формирование целостной системы нормативно-правового регулирования новой для России отрасли обращения побочных продуктов животноводства все еще не завершено.
Не стоит забывать о том, что побочные продукты животноводства, перестав в правовом плане быть отходами, не перестали быть веществами, способными нанести вред окружающей среде. Поэтому система правового регулирования обращения с ними должна сохранить баланс интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, право на благоприятную окружающую среду которых закреплено в Конституции Российской Федерации.
Одним из важнейших элементов этой системы сдержек и противовесов должно стать установление ответственности за нарушение установленных законом требований, как механизма предупреждения совершения правонарушений. Именно с этой целью и был внесен законопроект № 183338-8. Именно поэтому Комитет Государственной Думы рекомендовал принять его в первом чтении.
Рассматривая предложенные в законопроекте санкции, как элемент нормы права, указывающей на правовые последствия несоблюдения установленных требований, то следует отметить, что они полностью соответствуют ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства.
Также законопроект предлагает за допущенные нарушения требований к обращению побочных продуктов животноводства при их внесении применять часть 2 статьи 8.6. КоАП РФ (уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель). Ответственность за данное правонарушение в настоящее время составляет от трех до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление таких работ.
Авторами законопроекта не предложено ничего принципиально нового, но при этом контроль будет осуществляться подведомственным Минсельхозу Россельхознадзором, нацеленным на развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации. Тем более, что предлагаемые виды ответственности имеют широкий диапазон, что позволит применять наказание в зависимости от степени вины и размера вреда причиненного в результате нарушений при обращении побочных продуктов животноводства. При этом они несоизмеримо ниже тех многомиллионных и миллиардных взысканий, которые предъявлялись к аграриям, когда навоз и помет признавались отходами.
Принятие законопроекта № 183338-8 позволит эффективно осуществлять государственный контроль (надзор) в части обращения побочных продуктов животноводства, использования земель сельскохозяйственного назначения и обеспечения их плодородия, стимулировать к добросовестному их использованию в сельскохозяйственном производстве.
И, конечно, речь идет о крупных предприятиях по производству мяса КРС, свинины, птицы и молока, и ни в коем случае не касается личных подсобных хозяйств населения и малого бизнеса. При этом все крупные производители продукции животноводства предложенный в законопроекте подход поддержали!
Учитывая изложенное, тиражируемые мнения о негативных последствиях принятия законопроекта могут быть охарактеризованы исключительно как необъективные и провокационные, рассматривающие предложенное законопроектом регулирование в отрыве от норм смежных законодательных актов и сложившейся правоприменительной практики.
Мы обязаны беречь водные, воздушные, земельные, лесные ресурсы и работать, не нарушая технологию. Не забывайте, что главный контролер – это люди их здоровье.