Основные проблемы развития системы образования стали ключевым вопросом Международной научно–методической конференции «Форсайт образования: возрождение традиций vs декларируемое новаторство», прошедшей 1-3 февраля в Москве.
Конференция собрала более 2 тысяч участников – представителей образования, науки, органов публичной власти, экономического сектора, а также гражданского общества. Ключевыми темами дискуссии стали вопросы трансформации современного образования, необходимых компетенций молодых специалистов, а также роли воспитания в процессе образования.
Спикерами пленарного заседания стали ректоры ведущих экономических вузов страны – ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Иван Лобанов, ректор Финансового Университета при Правительстве России Станислав Прокофьев и ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев, которые отметили значение и роль университетов во всестороннем развитии личности студента, а также подчеркнули важность практикоориетированного образования, расширения образовательных возможностей и спектра подготовки специалистов.
В своем докладе на конференции член экспертного Совета при Московской областной Думе Михаил Гацко особо подчеркнул важность воспитательной составляющей образования, а также отметил, что принципы традиционных нравственных ценностей – гражданственность, патриотизм и активная жизненная позиция – должны быть инкорпорированы в систему образования. При этом необходимо вернуться к советскому опыту высшего образования, когда воспитательная составляющая являлась важнейшей частью образовательного процесса.
По мнению М.Гацко, Великую Отечественную войну во многом выиграл советский учитель, который не только давал знания своим ученикам, но и формировал у них любовь к Родине и готовность защищать Отечество до последней капли крови. В образовательном процессе важно давать не только знания, но и формировать мировоззрение обучаемых на основе таких духовно-нравственных ценностей, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и других.
Советский опыт свидетельствует, что формирование правосознания молодежи и студентов невозможно без изучения истории и основ российской государственности. Так, еще 15 мая 1934 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР». Вскоре изучение отечественной истории стало обязательным не только в школе, но во всех высших учебных заведениях СССР. 14 ноября 1938 года в СССР был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», после чего среди широких масс населения была также организована мощная просветительская и пропагандистская работа.
Благодаря комплексной работе, включающей образовательные, воспитательные, просветительские и идеологические мероприятия у большинства граждан СССР формировалось советское мировоззрение труженика, патриота и защитника своей Родины.
Пример. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 годов 240 тысяч студентов добровольно вступили в Красную Армию. Всего за годы войны в армию было призвано или записались добровольцами более 20 миллионов человек. При этом в годы Великой Отечественной войны в СССР почти не было уклонистов — их число составило менее 1 процента.
Теперь проанализируем современные данные. По данным таможенной и пограничной служб при проведении частичной мобилизации с 21 сентября по 29 октября 2022 года Российскую Федерацию покинуло более 700 000 человек. Выходит, что на одного мобилизованного приходится два уклониста (!). Вот результат пробелов в современном образовании и воспитании.
М.Ф.Гацко обратил внимание, на то, что только сейчас в Минобрнауки России спохватились и с 1 сентября 2023 года изучение отечественной истории в вузах страны станет обязательным, на нее будет отводиться не менее 144 часов. Кроме того в образовательные программы высшего образования будут включены еще два новых курса (модуля) «Основы российской государственности» и «Обучение служением». Одновременно в программу средней школы с 1 сентября 2023 года Министерство просвещения России возвращает курс начальной военной подготовки (НВП). Он будет включать в себя не только теорию, но и практическую подготовку с выездом на полигоны. Меры, безусловно, правильные, но явно запоздалые.
Член Центрального Совета Общероссийской Общественной Организации «Дети войны» Людмила Лебедева в своем докладе отметила, что в СССР все было основано на уникальной фундаментальной системе образования, которая соответствовала советскому народному государственному строю. К сожалению, в 1990-х мы начали копировать многое, что нам не свойственно, - болонскую и другие системы, чем существенно понизили качество образования.
Согласно опроса сервиса SuperJob. 66% россиян хотят, чтобы Россия отказалась от европейской системы образования. Среди тех, кто хочет вернуться к традиционному обучению, почти половина студентов (44%) и подавляющее большинство (93%) родителей одиннадцатиклассников.
Л.В.Лебедева также представила опыт практического взаимодействия общественной организации «Дети войны» со студентами юридического профиля. Так, в наукограде Королёв реализуется проект по оказанию бесплатной правовой помощи ветеранам категории «дети войны» силами студенческой правовой консультации «Юридическая клиника». В свою очередь руководители регионального отделения «дети войны» совместно с депутатами фракции КПРФ в Московской областной Думе организуют для студентов-юристов участие в парламентских слушаниях, проводят парламентские уроки и экскурсии по региональному парламенту.
Л.Лебедева сообщила, что в ноябре 2023 года при участии Королёвского отделения «дети войны» в Московской губернской универсальной библиотеке прошёл межвузовский научный студенческий круглый стол, в котором свои знания и умения в области истории отечественного государства и права продемонстрировали активисты научных студенческих обществ. Кроме того в декабре 2022 года усилиями активистов и волонтёров «дети войны» были организованы научно-практические конференции, посвященные 100-летию СССР и Межвузовская научно-практическая студенческая игра «конституционный брифинг».
Таким образом, опыт и традиции советской системы образования не утратили своей актуальности, их необходимо возрождать и широко внедрять в государственную образовательную политику.