Виктор Павлович Ногин
Про человека, чье имя носит город Ногинск – Викторе Павловиче Ногине написано много. Книги, статьи, воспоминания, некрологи. Если рассказывать о Ногине по отечественным источникам, то можно быть обвинённым в тенденциозности, использовании советских штампов. Гораздо интереснее услышать мнение противоположной, недружественной стороны.
После смерти В.П. Ногина в журнале «The Nation» № 3075 за 1924 год была опубликована статья американского журналиста Клинтона В. Жильберта «Ногин – промышленник и революционер».
Жильберт лично встречался с Ногиным в Москве. Он также был в курсе результатов деловой поездки Ногина в США по вопросам закупки хлопка для Советской России. В статье приводиться часть беседы Виктора Павловича с банкирами в США и мнение самого журналиста от общения с Ногиным. Процитируем некоторые фрагменты этой статьи, которая начинается с вопросов американских банкиров к советскому деятелю о загадочной для них России.
« - Как живут в России?
Ногин ответил: Мы все работаем и получаем жалованье.
- Но, можно ли в России составить капитал?
- Возьмите меня, например, мой оклад, как председателя текстильного синдиката, 15 червонцев в месяц (75 долларов). Правда, правительство дает мне квартиру. Кроме того, у меня имеются еще другие заработки, но все, что я получаю, кроме 15 червонцев, я отдаю коммунистической партии.
- Но, разве у вас нет потребности копить деньги для семьи? Допустим, что с вами что-нибудь случится, кто тогда позаботится о ваших детях?
- У моей жены такой же хороший заработок, как и у меня, и она сможет их прокормить.
- Но, если бы с ней что-нибудь случилось?
- Я всю жизнь отдал революции, и правительство взяло бы на себя заботу о моих детях.
Затем он спокойно продолжал: Сознание при смертном часе, что жизнь ушла на приобретение капитала, меня бы угнетала до крайности».
О встрече с Ногиным в Москве, американский журналист писал так:
«С его смертью русская революция потеряла одну из крупных фигур, которых она дала не так много. Это был человек с глубокой верой в коммунизм, обладавший способностью организовать промышленность, и я думаю, он мог бы многое сделать в этом отношении. Положение промышленности – слабое место советского строя. Революционное движение может дать блестящих пропагандистов, способных политиков, гениальных полководцев, даже государственных деятелей, но дать руководителей промышленности не может. Окончательная оценка советского строя будет сделана в зависимости от того, будет ли этот строй в состоянии организовать дешевое производство и сможет ли он широко и правильно распространить среди населения изделия промышленности.
Поездка Ногина в Америку с целью организации доставки хлопка является показателем, как его решительности, так и его широкого кругозора.
Более слабый человек, ставши лицом к лицу с таким положением, побоялся бы нарушить партийные принципы. Более слабый человек не решился бы искать кредита у американских банкиров.
И он добился успеха здесь, как в силу личного впечатления, которое он производил, и в силу того доверия, которое он внушал, так и потому, что он сумел доказать, что он в течение года покупал хлопок и платил за него.
Я посетил Ногина в помещении ВТС (всероссийский текстильный комбинат – А.С.) на Варварке в Москве. Атмосфера здесь резко отличается от атмосферы, которая царит в правлении любого американского треста. Здесь подчиненные приходят к нему, не соблюдая особых формальностей. Барышня-секретарь работает в противоположном углу кабинета, не подходит к его столу на цыпочках и не ждет, пока великий человек поднимет на нее глаза. Когда ей что-нибудь надо, она просто обращается к нему: «Виктор Павлович…»
Я прошел с ним по фабрике, рабочие снимали перед ним шапки, он также раскланивался, старшие служащие здоровались с ним за руку и по большей части что-нибудь сообщали ему. В яслях при фабриках я видел детей работниц не свыше семи лет, чистеньких, как в американских госпиталях, их кормят трижды в день и дают медицинскую помощь за счет синдиката.
В России отношения между людьми не основываются на простом расчете. Я не думаю, что именно революция принесла с собою сознание, что люди братья, а не только списки служащих. Я полагаю, что революция произошла в России прежде, чем человеческие отношения стали строиться на основе простой выгоды. Революция лишь закрепила это. Весь мир находит непримиримые противоречия в целях, поставленных русской революцией. Россия есть, и долгое время будет лишь экспериментом. И действительно, текстильная промышленность под его руководством достигла больших результатов, нежели какая-либо другая промышленность. И, поэтому, заменить его так же трудно, как и Ленина».
Много ли в современной России, среди деятелей такого масштаба, найдется готовых все свои силы, весь свой талант и саму жизнь отдать на благо своего народа? И не забудем про жалованье в 15 червонцев в месяц!
Мы должны помнить Ногина и гордиться тем, что наш город носит имя этого человека.