«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»

Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе. Фото Сергея Сергеева. Видео телеканала «Красная Линия»

3 апреля фракция КПРФ в Государственной Думе провела круглый стол на тему - «Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры». В работе форума приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных исполнительных органов власти, общественных организаций.

Со вступительным словом к участникам круглого стола обратился Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов:

- Уважаемые участники нашего круглого стола! Уважаемые товарищи!

В этом зале давно не собиралась такая представительная и массовая аудитория. В свое время здесь выступал Жорес Иванович Алферов – гениальный ученый, нобелевский лауреат, который двадцать лет верой и правдой служил науке и образованию, работая во фракции КПРФ в Государственной Думе. Вместе с Иваном Ивановичем Мельниковым они возглавляли комитет по науке и образованию.

От Государственной Думы в Совете Европы за последние годы только Иван Иванович Мельников возглавлял комитет по науке и высоким технологиям. В целом же, в нашей фракции каждый второй – третий депутат имеет ученую степень. Они прошли великолепную школу преподавательской работы.

Я благодарю всех вас за то, что вы сегодня так дружно собрались для обсуждения главного вопроса современности. Это вопрос развития науки и образования в условиях санкций и продолжающегося кризиса.

Мы давно подготовили закон «Образование для всех», и я был уверен, что власть его активно поддержит. Тем более, что Жорес Иванович Алферов в этом зале, в такой же представительной аудитории прочитал три выдающиеся лекции. Мы их распространяли по школам и вузам, отправили в Академию наук. Первая лекция была посвящена советскому и американскому атомным проектам, давшим несколько сотен новейших технологий. Вторая лекция называлась «Наука и власть». Ведь никакая власть не может уверенно руководить страной и развивать ее, если не развивается фундаментальная и прикладная наука. Третья лекция была посвящена работе Альберта Эйнштейна «Почему социализм?». Эта работа была написана вскоре после войны, когда американцы уже сбросили атомные бомбы на головы жителей Хиросимы и Нагасаки. Тогда Эйнштейн почувствовал, что зреет новая большая война. Как крупный ученый, причастный к атомному проекту, он знал, что появился первый план бомбардировки атомными бомбами Советской страны, называвшийся «Дропшот» - «молниеносный удар».

Мы очень просили при отчете премьер-министра в Государственной Думе неделю назад особое внимание уделить теме развития науки и образования. Мы подготовили необходимые рекомендации, апробировали их, создали в совхозе имени Ленина школу будущего. Там есть и производственное обучение, и профориентация, и парк по мотивам сказок Пушкина, и многое другое. И я приглашаю всех, кто интересуется передовым опытом, ознакомиться с нашими достижениями.

Почему мы придаем развитию науки и образования особое значение? В связи с этим – небольшой исторический очерк.

Недавно Путин, Мишустин и Си Цзиньпин вместе с почти полным составом китайского правительства подписали целый пакет важнейших документов. От них зависит наша безопасность и наше будущее. От них зависит, сумеем ли мы переориентировать продажу своих сырьевых ресурсов с запада на восток, сумеем ли вырваться из той петли и того тупика, куда нас загнали «реформаторы» и «перестройщики» в «лихие 90-е».

Я в Китае был много раз. С Си Цзиньпином я познакомился, когда он еще был мэром Шанхая. Это выдающийся, талантливый человек. Все западные средства массовой информации орали о том, что он не поедет в Россию. Но теперь, после того, как в ходе визита в Москву были подписаны важнейшие документы, которые будут определять развития наших стран и планеты в целом на ближайшие десятилетия, из-за океана и из западной Европы все подались в Китай, пытаясь нивелировать эти исторические соглашения.

Я, встречаясь с Си Цзинпином и готовя меморандум о взаимодействии наших партий, депутатских и молодежных групп, выразил желание побывать на родине Конфуция. Этот великий мыслитель еще за пятьсот лет до нашей эры произнес слова, которые должны запомнить все правители мира: «Детей надо учить бесплатно!» И кто бы к нему ни приходил из любой провинции Китая, он учил и кормил своих учеников бесплатно. Ведь Конфуций понимал, что знания будут определять будущее.

Но хочу напомнить, что почти весь первый состав руководства КНР учился в нашей стране. Цзян Цзэминь прекрасно знал русский язык, очень любил Толстого и вместе со Стародубцевым посетил Ясную Поляну. И не случайно, что Цзян Цзэминь очень успешно продолжил реформы Дэн Сяопина.

Хочу подчеркнуть, что и наши правители в свое время предлагали реконструировать систему образования. Когда мы вчистую продули Русско-японскую войну, подвергнувшись унижению и впервые за долгие годы, потеряв территории – половину Сахалина и Курильские острова, подписав унизительный мир, Столыпин пришел к царю. Он предложил принять закон о всеобщем начальном образовании. Но Николаю II не нужна была грамотная страна. И этот закон был принят лишь спустя десять лет, в 1916 году, когда мы уже фактически продули и Первую мировую войну.

Ленин начал не только с создания Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и бандитизмом. Он также создал Чрезвычайную комиссию по борьбе с безграмотностью и беспризорностью. И в результате полуграмотная страна через десять лет стала самой образованной.

Мы вкладывали в образование и науку все, что могли. Даже когда фашисты стояли в 17 километрах от Москвы и дошли до Волги и Сталинграда, страна тратила на образование более 7% бюджета. В победном 45-м мы тратили почти 14%. А в 50-е годы мы каждый пятый рубль вкладывали в науку и образование, и не случайно поэтому первыми прорвались в космос.

Когда в Брюсселе проходила первая после войны Всемирная выставка, то вся Европа с изумлением смотрела на спутник, который уже побывал в гостях у Всевышнего, на первый самоходный комбайн, созданный на «Ростсельмаше», на уникальный автомобиль «Волга», получивший Гран-при и признанный лучшей легковой машиной планеты. Иностранцы также смотрели на макет первой в мире атомной электростанции, построенной в Обнинске и служившей не войне, а миру. И мы все сделали для того, чтобы создать блестящую науку.

Я совершаю этот экскурс, чтобы вы почувствовали, что все наши беды начались после 91-го года, когда главный удар был нанесен не только по экономике, которую отдали Чубайсу и пятидесяти цэрэушникам. Сейчас Михалков замечательно рассказывает об этом в своей программе. Хотя мы в ходе импичмента Ельцину уже вскрыли все эти преступные схемы. Тогда было уничтожено почти 80 тысяч предприятий, которые оказались распроданы по цене менее 3% их реальной стоимости. В результате не оказалось денег ни на науку, ни на образование, ни на выплату пенсий, ни на поддержку «детей войны» и многодетных семей. Сейчас мы как будто выруливаем из этого тупика. Но без поддержки качественного образования решить проблему почти невозможно.

Хочу вам продемонстрировать один документ. Я его уже показывал в Государственной Думе. Я демонстрировал его и говорил, что мы обязаны остановить этот разбой. Так почему же вы не верите людям, которые всю жизнь проработали в сфере образования? Моя семья имеет общий стаж 350 лет педагогической деятельности. В ней было десять педагогов. Я сам начинал в 17 лет сельским учителем, а затем преподавал в университете математический анализ и философию.

Возвращаюсь к документу. На нем стоит гриф «конфиденциально», «секретно», «только для служебного пользования». Это доклад, подготовленный Всемирным банком, под названием «Россия. Образование в переходный период». Он был представлен 22 ноября 1994 года и действует по сию пору. Особо оговаривалось, что документ имеет ограниченное распространение и может быть использован только с согласия Всемирного банка. Но, на самом деле, речь идет о настоящем уничтожении нашего образования.

В докладе почти сто страниц. Часть из них посвящена начальному образованию, которое предлагалось ликвидировать за ненадобностью. Также уничтожалась вся система обучения общественным дисциплинам. Основные базовые семнадцать – девятнадцать предметов выхолащивались. А это и математика, и русский язык, и литература – то, что формирует человека, гражданина и полноценного специалиста. Инженеры также оказались не нужны, а вместо них вводились бакалавры и магистры. Так кто же будет работать на заводах, где как раз востребованы токари, слесари, фрезеровщики и инженеры?

Сначала десять лет министром образования был Фурсенко, потом еще десять лет Ливанов. В результате за двадцать лет они полностью изуродовали систему образования. Все об этом знали и слышали. А теперь, вдруг, спохватились. Если вы взорвете завод, я его восстановлю за два года. Но если вы взорвали систему образования, формирующую личность человека и закладывающую фундамент на будущее, вы нанесли травму обществу на тридцать лет вперед, которая затронет два поколения. И эту травму мы только сейчас начинаем залечивать.

В послании президента было прекрасно сказано о том, что необходимо отказаться от этой «болонки» - Болонской системы, что надо уходить от ЕГЭ. Я в Государственной Думе демонстрировал результаты диктанта, который написали студенты факультета журналистики МГУ. Я сам в МГУ пять часов докторскую защищал, потому что поручили ее защиту завалить, но не справились с этой задачей. Так вот, как написали диктант те, кто выбрал профессию журналиста, где необходимо знание русского языка, литературы и творческий подход. Меньше восьми ошибок на странице почти никто из них не сделал! Это полуграмотные люди, инопланетяне, хотя учатся в ведущем вузе. Но даже такой аргумент на власть до конца не подействовал.

Сейчас президентом дана соответствующая установка. Но прошло два месяца, а я не вижу никаких шевелений в министерстве высшего образования. Тот же Ливанов по-прежнему является ректором Московского физтеха. И он опять притащил ту же мертвечину из 90-х, пахнущую коррупцией, воровством и разложением.

Мы с вами должны сейчас не просто озаботиться проблемой. Мы после отчета правительства и поручений, данных президентом, настроены на то, чтобы провести полноценные, нормальные реформы. Но у нас нет запаса времени. Мы его потеряли.

Мы приняли в Подмосковье двенадцать тысяч детей Донбасса. В свое время они со второго класса обучались по соросовским учебникам, которые полны ненависти ко всему русскому, святому народному. И не случайно сейчас на Украине разрушают памятники Пушкину, Суворову, российским государям, не говоря уже о памятниках нашим солдатам-победителям. У меня отец четыре месяца сражался за Одессу и потерял ногу под Севастополем. А сегодня на Украине воспитывают новые поколения, ничего общего не имеющие ни с историей, ни с правдой.

Мы привозим детей Донбасса на две недели. И через три дня они оживают. Через неделю они начинают удивляться. А через две недели уезжают другими людьми. Мы показываем им и Красную площадь, и ВДНХ, и Храм Христа Спасителя, и места боевой славы, и школу мастеров. Это все формирует у человека цельное представление о нашей жизни, о нашей общей истории, о наших трудах и победах. И без опоры на эти традиционные ценности нам не завершить победой проводящуюся спецоперацию.

На сегодняшних слушаниях мы должны рассмотреть все в деталях. Но я хотел бы, чтобы вы прочувствовали, что фракция КПРФ в Государственной Думе и наши специалисты крайне озадачены и озабочены состоянием науки и образования. И мы все сделаем, чтобы помочь данной сфере. А для этого у нас есть и силы, и средства, и общественная поддержка. Нас поддерживает Академия наук. Мы подготовили программу «Десять шагов к достойной жизни», одобренную на Орловском экономическом форуме. И мы будем настойчиво ее реализовывать.

* * *

Вел заседание круглого стола первый заместитель Руководителя фракции КПРФ в Госдуме Н.В. Коломейцев.

На форуме также выступил профессор, доктор философских наук, академик РАО, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию О.Н. Смолин. Он говорил о проблемах в образовании и науке. Одна из них – кадровый кризис. По данным опроса Общероссийского народного фронта (ОНФ), нехватка школьных учителей математики 44%, учителей иностранного языка - 39%, учителей русского языка и литературы - 30%, учителей начальных классов - 26%.

Дефицит педагогических кадров покрывается за счет значительной перегрузки тех, кто работает в школе. По данным ОНФ, средняя нагрузка российского учителя 28 уроков в неделю. Это более полутора ставок. В 2017 году 14% учителей работали на две ставки.

По мнению О.Н. Смолина, ЕГЭ и Болонская система были заимствованы в «самой жесткой и непродуманной форме», и она работает на тех, кто «стремится к работе за рубежом или в международных компаниях». Соответственно, и ЕГЭ, и Болонская система способствуют «утечке мозгов» из России.

О.Н. Смолин рассказал о законодательных инициативах КПРФ в области образования и науки. Коммунистами предлагалось перевести ЕГЭ в добровольный режим. Также КПРФ предлагала дать вузам право на добровольное участие в Болонской системе. Были подготовлены федеральные законы «О народном образовании» (2012 г.) и «Образование для всех» (2017 г.). Но все законодательные инициативы КПРФ натолкнулись на противодействие российского правительства и партии «Единая Россия».

О.Н. Смолин считает необходимым, вообще, убрать тему услуг из сферы образования и снова сделать воспитание гармоничной личности основной целью школьного образования, как это и было в советской школе.

«В целом ситуация, в которой оказалась современная Россия, напоминает тридцатые годы прошлого года, - считает О.Н. Смолин. – Непременно приходишь к выводу, что без новой индустриализации и принципиального изменения всей стратегии развития экономики и человеческого потенциала одними лишь средствами вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса обеспечить национальную безопасность страны невозможно».

* * *

По итогам работы круглого стола были приняты соответствующие рекомендации.

«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»
«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Поздравляем с днем рождения!
Поздравляем с днем рождения!МК КПРФ поздравляет с днем рождения первого секретаря Люберецкого ГК КПРФ, члена Бюро МК КПРФ Василия Аркадьевича Бызова.


В подмосковном Обкоме состоялось совещание первых секретарей городских организаций
Был обозначен план работы городских отделений на ближайший период.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда