В Московской агломерации: Москве и Подмосковье в год образует до 12.5 миллионов тонн коммунальных отходов, что составляет 20% от производимых в России ТКО.
В Московской области, при проведении мусорной реформы, был применён шоковый метод. Одновременное закрытие ряда расположенных в Подмосковье полигонов привело к мусорному коллапсу. Это стало катализатором стихийных протестов.
При проведении реформы ставились благие цели: закрытие ненавистных свалок, рекультивация полигонов, раздельный сбор мусора, извлечение до 40% полезных фракций, современные комплексы по переработке отходов, новые площадки по сбору мусора и современные заводы по переработке остатков мусора после сортировки. Под эти благие цели народу объявили новые тарифы на вывоз мусора. Для повышения доходов региональных операторов был введен экономически необоснованный и социально несправедливый расчет норматива образования ТКО, исходя из площади жилого помещения в многоквартирных домах и в индивидуальных жилых домах. В результате тарифы на вывоз ТКО значительно выросли, в среднем на 50%.
Московскую область поделили на семь кластеров и заключили контракты с регоператорами на 10 лет.
В результате, те компании, которые работали до региональных операторов, были или вытеснены с рынка, или привлечены на кабальных условиях на подряд.
Каковы же итоги этих шоковых реформ.
Объявили о закрытии всех 39 мусорных полигонов на территории Подмосковья. В настоящее время закончена рекультивация 17 полигонов ТКО. Запланировано к 2024 году, рекультивировать ещё 10 полигонов ТКО. Поскольку реализация федерального проекта «Чистая страна» рассчитана до 2024 года, то 12 закрытых полигонов Московской области не попали в данный проект.
В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации вопрос о форме и объемах финансирования мероприятий по ликвидации объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, не вошедших в федеральный проект «Чистая страна», не проработан.
К началу 2023 г. введено в эксплуатацию 11 КПО («Комплексы по Переработке Отходов»). Официально заявляется, что на них сортировку проходят 100% всех поступающих отходов, 50% из которых направляется на вторичную переработку. Эксперты оценивают процент отправляемых на переработку отходов значительно меньше.
В любом случае Подмосковье по сравнению с другими регионами значительно продвинулось в экологической реформе, но до оптимистичных реляций далеко.
На территории Московской области образуется 4,1 млн. тонн ТКО в год. Соглашением между правительствами Москвы и Московской области предусмотрено поступление на объекты Московской области до 3,4 млн. тонн ТКО города Москвы. Общий объем поступающих на объекты области ТКО составляет до 7,5 млн. тонн в год. Вместе с тем, захоронение ТКО в 2022 году, согласно данным предприятий, составило 50% от общего потока ТКО, 50 % входящего потока направляется на утилизацию и вторичную переработку.
Фактически КПО, это крупные сортировочные предприятия, на которые свозятся отходы для дальнейшей обработки и извлечения полезных фракций, процент извлечения составляет на настоящий момент не более 20%. А остальное складируются на территориях КПО на временное хранение, ожидая своей утилизации на мусоросжигательных заводах. В Московской области строятся четыре таких завода, по термической обработке ТКО, с проектной мощностью каждого в 700 тысяч тонн/год, которые в лучшем случае заработают только в 2024 году. К тому же перспективы их эксплуатации и соблюдения технологии вызывают опасения граждан и экспертного сообщества. Но учитывая мощности строящихся заводов, процент отбора при сортировке и накопившиеся «хвосты» за четыре года реформы в Московской области, с уверенностью можно сказать, что КПО фактически превратились в новые полигоны, взамен закрытых.
Отсюда постоянные жалобы граждан на неприятные запахи и загрязнение водных объектов. Так в Алексинском карьере, находящемся практически в черте города Клин, высота горы мусора за полтора года значительно выросла, системы дегазации и очистки фильтрата не справляются.
Такая же ситуация КПО «ЮГ», расположенном в районе села Мячково, городского округа Коломна.
С аналогичными проблемами сталкиваются граждане проживающие поблизости и других КПО.
Идею раздельного сбора рекламировали как благую цель: приучить наших граждан культуре обращения с отходами и облегчить отбор фракций для повторного использования для производства новой продукции. Для этого установили синие контейнеры, в которые, сознательные граждане складывают стекло, пластик, бумагу и т.д. Все это собирает специальная машина с синей раскраской и везет на специальный участок для дальнейшей сортировки. А по факту при сортировке мусора извлекают до 20% полезных фракций. Граждане в домашних условиях никогда не смогут разделить свой мусор по полезным фракциям или их жилье превратится в сортировочную станцию, а мусор правильно не разделенный по фракциям подлежит полному циклу обработки. Но из-за логистических издержек (отдаленность КПО от мест сбора отходов) спецмашины с раздельным мусором разгружаются на мусороперегрузочных станциях, где раздельно собранный мусор подчас смешивается с обычными ТКО, загружается в большие бункера и отправляется на КПО.
К тому же предприятия, работающие на вторсырье, закупают не загрязнённые отходы производства и потребления у хозяйствующих субъектов, что приводит к снижению у региональных операторов объема ТКО поступающего на Комплексы переработки.
Для того чтобы приучить жителей сортировать мусор нужны стимулы и экономическая заинтересованность. У нас же тариф един для всех. Поэтому раздельный сбор прививается с трудом.
В ряде крупных гипермаркетов установлены автоматы для сбора вторсырья (пластиковых бутылок ПЭТ), так вот к ним выстраиваются очереди, население сдает вторсырье, а взамен получает балы на карточки торговых сетей, что равносильно деньгам. Вот, что такое экономическая заинтересованность.
В Подмосковье установлены фандоматы на территории 44 городских округов – всего работает 660 «ЭКОпунктов».
В 2022 году через «ЭКОпункты» было собрано более 11 млн единиц тары, вес собранных пластиковых бутылок и алюминиевых банок составил около 323 тыс. килограммов.
Московская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации по объему образования и захоронения медицинских отходов, ежегодный объем которых составляет порядка 103 тыс. тонн. (10 % от всего объема мед отходов в РФ).
Фактически, медицинские отходы вывозятся на полигоны ТКО или сбрасываются в лесах/полях операторами, заключившими договоры на оказание услуг на условиях наименьшей стоимости.
По данным Правительства Московской области, ежегодно на несанкционированные свалки вывозится около трети образуемых медицинских отходов.
Законодательство об отходах производства и потребления свое действие на медицинские отходы не распространяет, обращение с ними является закрытым процессом. В целях решения этой проблемы Правительство Московской области и Государственная корпорация «Ростех» инициировали проведение эксперимента, предполагающего создание централизованной системы обращения с медицинскими отходами Московской области на базе специализированного регионального оператора. Данная инициатива была согласована резолюцией Президента Российской Федерации от 2 августа 2020 г. № Пр-1205.
Ожидается, что создание системы централизованного обращения с медицинскими отходами Московской области позволит повысить прозрачность деятельности хозяйствующих субъектов, снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду за счет отказа от размещения медицинских отходов и предотвращения образования несанкционированных свалок.
По прошествии 4 лет реформы, Московская область, хотя и продвинулась дальше остальных регионов в реализации федерального проекта «Чистая страна», но кардинальных изменений в системе обращения с отходами не произошло. Не было введено в эксплуатацию ни одного объекта по утилизации отходов. Упор сделан на строительство 4 заводов по термической обработке (энергетической утилизации) ТКО (далее – ЗТО). Другие способы утилизации даже не рассматриваются. Хотя существует пиролизная технология непрерывного цикла для утилизации отходов, доказавшая свою эффективность и безопасность, к тому же более дешёвая. Жители получили повышение тарифов и огромное количество не санкционированных свалок на своей территории.
Конечно, реформа в сфере обращения с отходами давно назрела и необходима, экологические проблемы в стране и Московской агломерации требуют кардинальных решений и на наш взгляд есть способы их решений. Но решать их необходимо не за счёт населения, а с реформы методов захоронения, создания современных предприятий по переработке так называемых хвостов, внедрения новых технологий по утилизации мусора. Вот здесь и нужны региональные операторы, а сбор и первичную обработку отходов нужно оставить бизнесу, поставив его в жесткие нормативные рамки.
В связи с этим предлагается:
• Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации включить мероприятия по ликвидации объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, выявленных на территории Московской области в национальный проект «Экология»;
• Законодательно закрепить создание системы централизованного обращения с медицинскими отходами;
• Исключить расчет норматива образования ТКО исходя из площади жилого помещения в многоквартирных домах и в индивидуальных жилых домах как экономически необоснованный. При расчёте норматива образования ТКО использовать в качестве единицы физическое лицо, а в случае организации раздельного сбора отходов – по количеству и объему контейнеров;
• Активизировать работу по стандартизации упаковки, разработке возвратной тары, создание биоразлагаемой упаковки;
• Развивать и внедрять альтернативные термической обработке ТКО технологии такие, как пиролизная технология непрерывного цикла для утилизации отходов;
• Ввести ответственность, вплоть до уголовной, за нарушение технологии эксплуатации оборудования на заводах по термической обработки ТКО и технологии термической обработки ТКО;
• Ввести меры поддержки и стимулирования раздельного сбора отходов и меры поддержки производителей продукции из вторсырья.