О значении охраны окружающей среды говорить не приходится, ведь воздух, вода и пища во многом определяют здоровье нации, и не случайно в Конституции РФ прописано право человека на благоприятную окружающую среду.
Уважаемые товарищи, в законодательном плане мы неплохо поработали. В последние 3 Созыва Государственной Думы, нам удалось создать экологический каркас в законодательстве, позволяющий комплексно регулировать вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
К сожалению, следует отметить, что правоприменительная практика не показала ожидаемого положительного эффекта от введенных законодательных изменений, и правоотношения в области охраны окружающей среды продолжают деградировать, исходя из тех разрушительных процессов, которые были заложены в начале девяностых годов, в том числе принятыми лесным, земельным и другими кодексами, целью которых было разбалансировать систему государственного управления, перейти на рыночные механизмы, заложив при этом, как раз антирыночные, несправедливые подходы.
В первую очередь необходимо остановиться на великом природном богатстве нашей страны как Лесной Державы. Мы видим, за последние 30 лет главный экологический регулятор подвергся разграблению. К сожалению, в лесу долгие годы хозяйничал короед, черные лесорубы и вороватые чиновники.
Надо сказать, что принятые в 2013-2017 годах федеральные законы по изменению Лесного кодекса, были направлены, в первую очередь, на то, чтобы положить конец существующим «серым» схемам мошенничества с лесными богатствами, поскольку законы предусматривали создание единой цифровой системы прослеживаемости оборота древесины, нужно было взять под учет каждое дерево ценных пород, обеспечить древесину сопроводительными документами начиная от лесозаготовки, без которых невозможна их перевозка и реализация.
Но, к сожалению, нужно признать, что сегодня правоприменение не отражает всей полноты государственного регулирования, заложенного указанными законами. К примеру сохранение лесов и лесовосстановление, несмотря на внесенные в законодательство изменения в части лесовосстановления и воспроизводства лесов, сегодня естественному восстановлению отдано преимущество, многократно сократилось производство посадочного материала, что, очевидно, не позволяет прирастать лесу наиболее ценными породами. Нам надо менять эту пирамиду, как это делается в эффективных лесных державах, 80% должно составлять искусственное лесовосстановление, а 20% естественное.
Главная составляющая в вопросе эффективного использования лесов - экономическая. Лес принадлежит народу и государству и является убыточным. 30 лет назад лес приносил хороший доход в бюджет государства. А сегодня, к сожалению, кубометр на корню оценивается около 1800 рублей, из них государству достается всего 41 рубль. Но ведь очевидно, что государство должно, как собственник, как представитель интересов народа, получать основную часть рыночной стоимости леса, эффективно заниматься лесоустройством, обеспечить порядок в лесу, которого сегодня, к сожалению, мы не наблюдаем. Муниципальные образования по закону, которые должны заниматься защитой и лесовосстановлением, влачат жалкое существование. Подзаконные акты наделяющие их в том числе лесозаготовительной детальностью и контролем отсутствуют. А ведь до 90х годов все лесхозы были прибыльными и в лесу был порядок. Сократили многократно лесников, как и угробили лесную науку, для чего? На 100 тыс. гектар леса один лесник, как говорится до оптимизировались. Ни питомников лесных, ни лесника, ни лесной науки. А что осталось, жулики, вороватые чиновники и конечно бушующие пожары.
Слава богу нам удалось легализовать, подтвердить де-юре законом авиалесоохрану, а то и этого не было, кстати еще мощности необходимо утраивать как и химические станции. Необходимо принять конкретные меры по пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения. Такие меры должны, в том числе исходить из внесенной в декабре 2022 года в Земельный кодекс поправки, автором которой является В.И. Кашин, в части обязанности собственника уведомлять пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, а также мероприятий, предусмотренных соответствующими Государственными программами. Напомню только в АПК до 1991 года работало 50 тыс. пожарных дружин и большинство промышленных предприятий их тоже имели. В каждом коллективе, районе, области этому вопросу уделяли большое значение, и был результат.
Наши предшественники, наши отцы, а также мы сами много работы сделали в этом направлении, в том числе сформировав правильное образование, культуру и воспитание. К счастью, сегодняшнее поколение может гордиться рукотворными дарами и природными богатствами страны - рощами и лесами. Наша юность, наше детство и зрелые годы прошли в созидании этого всего, особенно у тех, кто жил и трудился в лесной и в сельской местности.
Необходимо внедрить имеющейся в стране опыт такой работы - крупные и средние предприятия должны иметь пожарные автомашины и команды, как это было в совхозах, колхозах и многих промышленных предприятиях в советское время. По-другому, в это сложное время, не достигнуть положительного результата. И конечно, эффективных собственников земель в этом плане необходимо ставить в пример. Безусловно, наилучшей мерой борьбы с пожарами является целевое использование всех земель сельскохозяйственного назначения, и, в первую очередь, пашень, пастбищ и сенокосов. Этот комплекс мер необходимо взять под особый контроль региональным министрам, исходя из соответствующих государственных программ и законов. Как это делается в Татарстане, за последние 15 лет ни одного пожара, но работают лесничества, лесники, питомники, лесной патруль, экологические классы, построены химические станции итд. Покажите этот пример по каналам телевидения.
И главный вывод, что на эти комплексные меры потребуется многократно меньше денег, чем на тушение пожаров и восстановительные работы после них. А человеческие жизни не имеют цены, они бесценны, пора работать на результат, на государство и народ!
Что касается водного хозяйства. Да, Россия - Водная Держава, но мы должны при этом беречь каждую каплю воды!
Сегодня мы в сравнении с другими странами расходуем воду неэкономно. В нашей стране насчитывается около 65 тыс. гидротехнических сооружений (ГТС) таких как плотины, гидроэлектростанции, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, дамбы и многие другие. Наши предшественники, да и мы, рукотворные моря создали, было построено около 30 тыс. водохранилищ и прудов общей вместимостью более 800 млрд м3, в том числе 2650 водохранилищ с объемом свыше 1 млн м3 каждое.
Вот к примеру Цимлянское водохранилище, построено в Ростовской области в 1952 году и сегодня оно питает территорию общей площадью в 263,6 тыс. га, в том числе: усадьбы и огороды 9,6 тыс. га; сады и виноградники 0,7 тыс. га; пашня 35,7 тыс. га; сенокос 71,1 тыс. га; выгон 78,2 тыс. га; лес и кустарники 30,1 тыс. га. Кроме того наша страна богата и крупнейшими каналами, вот к примеру Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина, протяженностью 101 км., был построен и введен в эксплуатацию за 5 лет. А сегодня план по очистке нескольких рек выдается за подвиг, которого никогда не было. Без сарказма здесь трудно обойтись.
Также можно охарактеризовать Саяно-Шушенское водохранилище с крупнейшей по установленной мощности электростанцией в России (Саяно-Шушенская ГЭС). Но мы обязаны сохранить эти гидротехнические сооружения, вести их учет, планировать своевременную реконструкцию, ремонт и весь комплекс работ, необходимый для их полноценной работы, чтобы не было повторений трагедии как на Саяно-Шушенской ГЭС, и не только. Эта тема требует постоянного мониторинга и контроля с вовлечением всех необходимых ресурсов. Регулярно повторяемые наводнения, разрушения и бесхозность многих ГТС, просто требует соответствующих мер. Пожар на воде – это те же люди, те же уничтожаемые поселки и новые еще большие затраты.
Что касается атмосферного воздуха. Сроки вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, предусматривающего новую систему экологического нормирования, к сожалению, неоднократно переносились, благодаря усилиям противоборствующей стороны. Следует отметить, что указанные изменения удалось принять во многом благодаря поддержке Президента, мы проводили эту работу совместно с действующим в тот период Министром природных ресурсов Российской Федерации Донским Сергеем Ефимовичем. Конечно, были противники выведения из «серой зоны» вопросов связанных с производственными выбросами в атмосферный воздух: каждая труба должна быть учтена и контролироваться соответствующими датчиками, с использованием лучших и доступных технологий очистки и фильтрации. За невыполнение указанных требований были введены серьезные штрафы, которые должны пресекать все попытки сохранить безответственное отношение к выбросам в атмосферу, минимизировать негативные последствия для населения и окружающей среды. Сегодня, к сожалению, во многом благодаря либерализации отчетности представляются данные о сокращении выбросов с тридцати двух тысяч тонн до двадцати двух тысяч тонн. Но нам - жителям нашей страны, нашим детям и будущему поколению не «правильная отчетность» нужна, нам нужен чистый воздух! Дело в том, что именно воздух, вода и пища – основа здоровья каждого человека.
Необходимо отметить, сегодня мы с вами имеем удручающие демографические последствия, о чем постоянно говорит и Президент, обращая внимание нашего общества на эти проблемы.
Мы в свое время в рамках разработки законопроекта выделили приоритет в реализации предлагаемых законодательных изменений в отношении ряда предприятий-загрязнителей, в первую очередь, в топливно-энергетическом комплексе, нефтегазовом комплексе и металлургии. И сегодня у нас есть уникальные примеры заводов даже в этих направлениях, которые показывают высокотехнологичное производство, отвечающее самым высоким мировым экологическим стандартам, например, Нижнекамскнефтехим в Татарстане. Мы должны пропагандировать такие достижения, поддерживать таких добросовестных промышленников.
Что касается твердых коммунальных отходов и промышленных отходов. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ, предусматривающий реформирование системы управления отходами производства и потребления с упором на их полезное использование. Этот закон – результат нашей тяжелейшей работы, которая была успешно реализована также во многом благодаря прямой поддержке Президента, так как вопрос немедленного изменения подходов к регулированию обращения с отходами стоял крайне остро. Мы накопили более 100 млрд. тонн отходов в отвалах, включая свалки. У нас 11 тыс. свалок переполненных это 4 млн. гектар земли занято приблизительно как территория Швейцарии или Нидерландов. В 22 году в Российской Федерации насчитывается 12,7 тыс. несанкционированных свалок, и по некоторым регионам этот показатель растет кратно, к примеру в Смоленской области, Ярославской области, Ставропольском крае и Республике Тыва количество несанкционированных свалок за 22 год вырос более чем в 2 раза, а Кабардино-Балкарская Республике в 4,7 раз.
Принятыми законодательными решениями мы, в первую очередь, подняли уровень ответственности за эти вопросы с муниципальных образований, у которых не было необходимого финансирования, на уровень субъектов Российской Федерации и на федеральный уровень. И вот сегодня мы видим, что утилизационный сбор, поступающий в бюджет свыше 500 млрд. рублей. Убежден, что эти средства должны быть направлены на реализацию национального проекта «Экология», то есть служить целям экологического оздоровления нашей страны.
Ситуация не допускает отлагательных решений, лимит полигонов исчерпывается, свалки являются источниками болезней, которые уничтожают все живое, мы должны принимать радикальные, срочные меры, обеспечивать полноценную реализацию принятых федеральных законов, опять же пропагандировать передовые технологии и ставить в пример лучших операторов в этом направлении.
Например, Нурлатский район в Татарстане с населением около 55 тыс. А на местном полигоне работает всего 12 человек. Но при этом очень эффективно, есть цеха, идет сортировка отходов, переработка в новую продукцию. И все это позволяет получать прибыль, не нагружая местное население повышенными или дополнительными платежами.
Особо хочу отметить опыт одного из металлургических предприятий в Тюменской области, которое обеспечило загрузку своих мощностей по переработке лома металлов на 100 лет вперед. Эти горы металла просто валялись под ногами, как никому не интересный отход, но благодаря усилиям специалистов компании этот ценнейший ресурс возвращается в производство.
А в подавляющем большинстве регионов страны поднимаются в разы тарифы и сборы при нулевом результате по изменению ситуации с обращением с отходами. Опять на плечи народа переложили истинную составляющую этой реформы в обращении, в первую очередь, коммунальных отходов.
Что касается промышленных отходов, тут вообще нет положительной динамики, хотя мы и внесли соответствующие изменения в законодательство об отходах. Работа в этом направлении должна быть кратно усилена и требует самого пристального внимания и контроля.
Далее все, что связано с новыми вызовами: это агроэкология, санитарная, ветеринарная безопасность, деградация земель. В этом направлении Фракция инициировала и за последние 7 лет было принято более 23 экологических и агроэкологических законов.
Мы считаем, что у нас есть все основания эти направления включить и в федеральную научно-техническою программу и с помощью дополнительного финансирования Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации уже сегодня решать многие проблемы.
Обеспечивая все, что связано с агролесомелиорацией, с фитомелиорацией, с восстановлением тех природных систем, которые в свое время предусматривал Сталинский план преобразования природы, мы сможем препятствовать негативным процессам деградации почв, опустынивания, в том числе и на Кизлярских пастбищах, комплексно улучшить состояние природных ресурсов, которые мы используем для обеспечения жизни и здоровья человека.
В целом, еще раз, хочу отметить, что в соответствии с Конституцией российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, вопрос охраны окружающей среды, экологической безопасности является одним из основных государственных приоритетов. Не случайно в Государственной Думе этому уделяется сегодня большое внимание, ведется непрерывная работа по анализу законодательства и выработке новых эффективных законодательных решений. Все фракции, представленные в Государственной Думе, как правило, едины в понимании этих приоритетов. Министерствам, ведомствам также надо в этом плане быть ответственными, последовательными. Очень непросто, конечно, обеспечивать эффективное правоприменение принятых законов, тем более когда в ведении одного министерства находятся и вопросы обеспечения деятельности «главного загрязнителя» и вопросы надзора за его деятельностью, или, наоборот, когда, например, вопросы лесного хозяйства распределены между разными ведомственными структурами, а труд лесника обесценивается ненадлежащей поддержкой со стороны государства. Поставленные вопросы требуют принятия государственных решений, в том числе и на нашей площадке.
Давно пора восстановить Министерство лесного хозяйства или создать службу, обладающую полномочиями, которые бы позволили напрямую работать с Правительством Российской Федерации, принимая комплексные решения на благо всего лесного хозяйства и не менее того! Потому что сегодня в лесу, по-прежнему, бесчинствует недобросовестный лесопромышленник, коррупционер-чиновник, черный лесоруб, а лесные пожары уничтожают не только лесные богатства, но и целые поселки и деревни, при этом гибнуть люди. С этим «бардаком» надо заканчивать не только в лесу, но и в других вопросах в сфере экологии и природных ресурсов, о которых сегодня было сказано.
Особо важным вопросом, на который хочу обратить самое пристальное внимание, является формирование экологического мировоззрения в обществе, повышение экологической культуры.
Наши граждане в деле охраны окружающей среды до сих пор являются фактически незадействованным резервом, обладающим значительным экологическим потенциалом. Сконцентрировав внимание на глобальной модернизации мы, к сожалению, уделяем непростительно мало внимания формированию экологического мировоззрения в обществе, культивированию бережного отношения к природе с малых лет.
В этой связи, очевидно верным решением станет усиление общественной «пропаганды», запуск эффективных проектов в сфере социальной рекламы, изменение до сих пор не эффективных в плане экологического просвещения стандартов дошкольного и школьного образования.
Кроме того, в контексте рассматриваемой темы, видится верным шагом взять за основу опыт Советского Союза, когда в процесс сбора вторичного сырья были вовлечены все без исключения школы, пионерские организации, каждый отдельный житель считал своим гражданским долгом внести посильный вклад в обеспечение рационального использования природных ресурсов за счет увеличения доли переработки лома, макулатуры, стекла и картона. При этом со стороны государства данная отрасль всячески поддерживалась и развивалась.
Глобальные климатические изменения требуют от нас сложения общих усилий, чтобы улучшить экологическую обстановку. В этом деле я еще раз хочу всем нам вместе пожелать удачи.