Депутат Московской областной Думы Марк Черемисов в качестве представителя Комитета Московской областной Думы по строительной политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству принял участие в семинаре в городском округе Чехов на тему «Актуальные вопросы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства».
В мероприятии также приняли участие: Глава, депутаты Совета депутатов и представители администрации городского округа Чехов Московской области, представители Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы, Комитета по строительной политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Московской областной Думы.
В ведении Комитета находится обширный круг вопросов – это тематика жилищного и социального строительства, архитектуры, расселения аварийного жилья, обеспечение прав участников долевого строительства, а также вопросы жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, энергетики. В состав Комитета входят 5 депутатов, председатель Комитета – Коханый Игорь Валериевич.
В ходе своего доклада парламентарий обозначил особенности модернизации жилищно-коммунального хозяйства в Московской области.
«Мы понимаем, что коммунальные сети за долгий период недофинансирования отрасли находятся в значительном износе, а финансовых средств зачастую не хватает, особенно у отделенных округов Московской области» - отметил Марк Черемисов и обозначил возможности поддержки городских округов в сложившейся ситуации.
В первую очередь депутат сделал акцент на вхождении в государственную программу Московской области «Развитие инженерной инфраструктуры, энергоэффективности и отрасли обращения с отходами». Это требует софинансирования со стороны муниципалитета, наличия утвержденных схем водоснабжения и водоотведения, также все заявки проходят отбор в Министерстве ЖКХ Московской области.
В настоящее время в государственную программу Московской области, действующую до 2028 года, включены следующие мероприятия по городскому округу Чехов по модернизации систем водоснабжения и водоотведения:
• Строительство станции второго подъема и станции обезжелезивания по адресу в поселке Мещерское;
• Строительство водозаборного узла со станцией второго подъема, станцией обезжелезивания в поселке Крюково;
В рамках мероприятий по модернизации инфраструктуры бывших военных городков:
• Реконструкция очистных сооружений канализации по адресу: пос. Чернецкое, г. Чехов-7
• Реконструкция котельной № 6 по адресу: пос. Чернецкое, г. Чехов-7, ул. Победы, военный городок № 18 (в том числе ПИР)
• Реконструкция тепловых сетей по адресу: пос. Чернецкое, г. Чехов-7
По данным мероприятиям плановый срок реализации – 2023 год, ведутся строительно-монтажные работы. Общая сумма финансирования – более 1,1 млрд. рублей.
Также в государственную программу включены следующие объекты:
• Реконструкция очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью 3000 куб.м./сутки в поселке Столбовая – срок реализации 2024–2025 годы;
• Трубопровод до ВЗУ Мещерское протяженностью 950 п.м. – срок реализации 2026-2027 годы;
• Водозаборный узел в деревне Чепелево – срок реализации 2026-2028 годы;
• Водозаборный узел со станцией второго подъема, станцией обезжелезивания в селе Стремилово (для подключения земельных участков, предоставляемых многодетным семьям) – срок реализации 2026-2028 годы. Сумма финансирования более 560 млн. рублей.
Поскольку в целом проблема с коммунальной инфраструктурой – общегосударственная, с этого года с учетом принятых на федеральном уровне решений начнется реализация масштабной программы модернизации коммунальной инфраструктуры с привлечением средств Фонда развития территорий. В результате выполнения программы прогнозируется, что аварийность на сетях Московской области к концу 2024 года снизится на 10% за счет сокращения протяженности изношенных сетей. Всего в программе заложена модернизация 940 км сетей, 212 объектов, из них 38 – это сети водоснабжения, 47 – сети водоотведения, и 127 объектов – это теплоснабжение. Общий объем выделяемых средств 33 млрд рублей. Программа затронет 41 городской округ.
Новая тема, реализуемая на практике с этого года – займы в Фонде содействия реформированию ЖКХ. Предоставление займов осуществляется на период не более 25 лет с погашением основной суммы долга начиная с 5-го года. Процентная ставка –3 процента годовых. Займы предоставляются на проекты стоимостью составляет не менее 100 млн. рублей, а в отношении проектов по капитальному ремонту линейных объектов – не менее 50 млн. рублей.
«Как раз сейчас в Московскую областную Думу Губернатором Московской области внесен проект закона Московской области по утверждению заключения соответствующих соглашений по займам на модернизацию объектов теплоснабжения и тепловых сетей по 5 городским округам. Сторонами соглашения выступают в том числе муниципалитет и ресурсоснабжающая организация» - подчеркнул Марк Черемисов.
В качестве ещё одной возможной меры поддержки коммунальных сетей в городских округах парламентарий обозначил заключение концессионных соглашений.
На территории Московской области в последние годы активно развивается государственно-частное партнерство (ГЧП) в различных сферах деятельности, основной формой которого на практике является механизм концессионных соглашений.
Целью заключения концессионных соглашений является в первую очередь повышение качества предоставления услуг населению, снижение аварийности и износа на объектах инфраструктуры. Цель достигается путем привлечения в отрасль частных инвестиций, снижения нагрузки бюджета Московской области на дотации неэффективным ресурсоснабжающим организациями.
«Московская областная Дума принимает законы Московской области об утверждении заключения концессионных соглашений, дополнительных соглашений к ним и об их расторжении» - пояснил Марк Черемисов.
На сегодня по области заключено и реализуется 15 концессионных соглашений по модернизации объектов теплоснабжения в 11 городских округах (Кашира, Коломенский, Мытищи, Орехово-Зуевский, Пушкинский, Серпухов, Электросталь, Воскресенск, Клин, Сергиево-Посадский, Солнечногорск) на общую сумму мероприятий 92,7 млрд рублей, общая сумма привлеченных средств инвесторов – 45,5 млрд рублей.
Третьим вектором, по которому может быть проведена работа, парламентарий выделил развитие муниципально-частного партнерства.
Муниципально-частное партнерство – это совместное взаимовыгодное сотрудничество муниципального образования и некоммерческого партнерства жителей в решении проблем социально-экономического развития территории.
Депутат отметил, что лучшая сфера его применения – не модернизация изношенных сетей, а именно создание новых объектов, обеспечение централизованным водоснабжением и водоотведением населенных пунктов, где они отсутствуют, т.е. территорий ИЖС – поселков, сел, деревень.
Если коротко описать механизм, то инициативной группой жителей при поддержке муниципалитета создается некоммерческая организация, собираются средства жителей на реализацию проекта, в том числе разрабатывается проект и проходит экспертизу, далее организация обращается за субсидией в муниципалитет и уже строительство выполнятся с учетом муниципальной поддержки (в размере 50%). В дальнейшем введенные объекты и сети передаются на баланс ресурсоснабжающей организации для обслуживания объектов за счёт тарифа.
Это позволит муниципалитету:
• расширить инвестиционную программу ресурсоснабжающих организаций за счёт включения в тариф новых объектов;
• улучшить экологическую ситуацию;
• снизить нагрузку на местный бюджет, благодаря привлечению внебюджетных средств;
• обеспечить население качественными услугами по водоснабжению и водоотведению.
В настоящее время уже реализовано 3 мероприятия по строительству объектов водоотведения в рамках МЧП в городском округе Домодедово, там же ещё 2 мероприятия находятся в стадии проработки и реализации. Также в проработке проект системы водоотведения в Одинцовском городском округе и ведется работа с жителями ИЖС в отношении 4 объектов водоотведения в городских округах Подольск и Сергиево-Посадский.
В части повышения комфортности проживания граждан в многоквартирных домах в Московской области парламентарий упомянул реализующиеся программу капитального ремонта общего имущества и программу текущего ремонта подъездов многоквартирных домов.
В части программы текущего ремонта подъездов многоквартирных домов за 5 лет по городскому округу Чехов отремонтирован 1031 подъезд, в том числе 703 с привлечением областного софинансирования. На 2023 год в программу по городскому округу Чехов включены 150 подъездов, в том числе 120 – с софинансированием из областного бюджета.
В части капитального ремонта многоквартирных домов в краткосрочный план реализации региональной программы Московской области по городскому округу Чехов на 2023-2025 годы включены – в 2023 году – 13 домов, в 2024 году – 20 МКД, в 2025 году – 34 дома.
В завершении доклада депутат затронул такую крайне важную тему, как поддержка участников специальной военной операции и членов их семей, в сфере ЖКХ.
В федеральное законодательство в 2022 году внесены изменения, согласно которым граждане Российской Федерации, заключившие контракт о прохождении военной службы в связи с призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, и члены их семей освобождаются от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт. В Московской области соответствующий порядок реализации этой меры поддержки утвержден постановлением Губернатора Московской области от 23.12.2022 № 438-ПГ.
К членам семьи мобилизованного гражданина относятся супруг (супруга), дети, родители, а также лица, находящиеся на его иждивении.
Со времени начала действия указанной меры поддержки в Московской области (с 07.10.2022) ей уже воспользовались более 16 тыс. человек.
Московской областной Думой принят Закон Московской области № 12/2022-ОЗ «О предоставлении дополнительной меры поддержки отдельных категорий граждан по осуществлению газификации индивидуальных жилых домов в Московской области» которым предусмотрена возможность провести работы внутри земельного участка и установить газовое оборудование за счет средств регионального бюджета (предельная стоимость на одно домовладение – 168 тыс. рублей).
Такая мера поддержки распространяется на:
- малообеспеченные семьи с детьми;
- пенсионеров;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны;
- многодетные семьи (3 ребенка и более).
Также указанная мера распространяется на ветеранов боевых действий и на семьи погибших при выполнении воинских обязанностей военнослужащих, сотрудников Росгвардии (в Афганистане, Чечне, Донбассе, Украине) – эти категории были внесены в Закон Мособлдумой в конце прошлого года.
В 2022 году мерой поддержки по льготной социальной газификации воспользовались 145 семей, а в 2023 году планируют воспользоваться ещё порядка 900 семей. В бюджете Московской области на 2023 год на поддержку отдельных категорий граждан по социальной газификации предусмотрено 151,4 млн. рублей.
Парламентарий поделился, что в настоящее время в Комитете совместно с профильными министерствами Московской области ведётся работа над проектом закона по дальнейшему уточнению категорий получателей данной меры поддержки, в том числе исходя из обращений граждан и общественных организаций.
«Завершая своё выступление, хочу сказать, что наш Комитет открыт для взаимодействия со всеми заинтересованными лицами, в том числе с местными советами депутатов, надеемся на плодотворное сотрудничество! Благодарю за внимание!» - подытожил Марк Черемисов.