1 июня каждого года в нашей стране отмечается День защиты детей, сопровождаемый повсеместно увеселительными мероприятиями и высокопарными речами чиновников.
2018-2027 годы в России объявлены Десятилетием детства. Это национальный проект, который предполагает активизацию всесторонних мер, направленных на сбережение здоровья и всестороннее развитие подрастающего поколения, повышение качества и доступности обучения для всех детей страны вне зависимости от места их проживания, формирование необходимой инфраструктуры, обеспечение безопасности маленьких граждан страны.
Весной 2022 глава Минобрнауки Валерий Фальков обозначил новый вектор развития системы высшего образования в России – отказ от Болонской системы: «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника, мероприятия в рамках которого будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Казалось бы, чего еще можно желать? Детям – мороженное, педагогам – цветы, почет и уважение, системе высшего образованию – здравомыслие и опыт лучшей в мире отечественной образовательной модели вместо обезьяньего подражания всему западному. Ах, ну да! Мы же забыли про оптимизацию, которая железной поступью шагает по стране, уничтожая на своем пути всё экономически невыгодно, нерентабельное, затратное для государственной казны.
Именно такую участь уготовили чиновники от образования очередной небольшой сельской школе в д. Васильевское Серпуховского городского округа.
С 1 марта 2023 года учебное здание в д. Васильевское вошло в состав комплекса МБОУ «Пролетарская СОШ». В ответ на обращение обеспокоенных жителей из Министерства образования Московской области пришел ответ, что «в настоящее время рассматривается вопрос о переводе обучающихся 5-9 классов из здания д. Васильевское в головное здание д. Пролетарское». За сухой формулировкой, следует читать, что чиновники предлагают:
1. Возить детей на школьном автобусе за 6,5 и более километров в соседний поселок на занятия. Для учеников это значит: вместо привычного «перебежал улицу – и ты в школе» новая реальность – вставать как минимум на полчаса раньше и возвращаться из школы позже. Но какое значение имеет ценность сна, когда речь идет об оптимизации?! (к слову сказать, доставка учеников в здание другой сельской школы в м.Данки вызывает много нареканий со стороны родителей: три школьных автобуса, один из которых постоянно, по словам родителей, находится в состоянии ремонта, не справляются со своевременным привозом детей на занятия. Первый утренний рейс привозит детей слишком рано, а дети, приезжающие вторым рейсом, опаздывают на первый урок)
2. Распределить учеников Васильевской школы на «свободные места» в Пролетарскую школу. То есть с легким сердцем чиновники готовы разрушить устоявшиеся классные коллективы. Но опять же, кого интересует детская психология, выстроенные коммуникации и душевный комфорт, когда на горизонте светит сокращение расходов для государственной казны.
3. Уничтожить еще одну сельскую школу. А что такое деревня без школы? Это умирающая деревня, куда не приедет семья с детьми, где останутся только коротать время люди, вступившие в обременительную для государства фазу их жизни – т.н. «возраст дожития».
Выходит, что вместо декларируемых на высоком уровне бережного отношения к малокомплектным школам, развития сельских территорий, привлечения на село специалистов (в том числе через реализацию программы «Земский учитель»), на местах наблюдается совсем другая картина.
Четыре с лишним тысячи населения д.Васильевское и близлежащих населенных пунктов не разделяют оптимизма чиновников, затеявших ликвидацию школы – школы, расположенной буквально рядом с домом, в которую родители без тревоги отпускают своих детей, где не так давно был сделан ремонт, построены спортивный и актовый залы, оборудована новая столовая, рядом с которой расположен сельский дом культуры, а учебный корпус позволяет предоставлять всем желающим дополнительное образование и организовать начальную школу полного дня.
Местные жители не согласны с предполагаемым закрытием основной общей школы и молчать не собираются. Подготовлено коллективное обращение на имя Губернатора Московской области и депутатов Московской областной Думы. За сохранение школы уже собрано около двухсот подписей. Родители готовы выходить в одиночные пикеты, чтобы их мнение услышали.