Уважаемые коллеги!
Сегодня мы рассматриваем вопрос о реализации государственной политики в области транспорта. Я не хотел бы возлагать всю ответственность за прошлую политику на действующего Министра транспорта, поскольку он работает в Министерстве недавно. Но Министерство существует давно и оно в ответе за ту политику, которая осуществлялась все эти 30 лет.
Первая поправка к транспортной политике уже прозвучала. Это то, что Министерство транспорта должно отвечать не только за федеральные программы и за федеральный транспорт, но и за региональный и муниципальный транспорт тоже. Регионам каждый год навязывают профицитный бюджет, профицит изымает Министерство финансов и отправляет в ФНБ, а регионы остается без денег, так что о дорогах и о транспорте приходится только мечтать. Из-за плохих дорог в муниципальных районах не ходят автобусы, маршрутки и даже не приезжает скорая помощь.
Муниципальный транспорт подвергся полному разгрому. К 2022 году трамваи исчезли из 9 городов, вагонный парк сократился вдвое, а число перевезённых пассажиров сократилось в 5 раз.
В 24 городах численностью более 200 тысяч человек навсегда ликвидировано троллейбусное сообщение. Вчера мне позвонили из Костромы, там по решению губернатора закрыли троллейбусное сообщение. Ну, вот здесь сейчас всё транспортное начальство – вы в состоянии что-то предпринять, чтобы троллейбусы в Костроме остались?
Говорят: «Покупайте электробусы!» Но стоят они по 25 миллионов рублей и не по карману таким городам, как Кострома!
Сегодня статистика производства транспорта такова: в советское время троллейбусов производили 2300 штук в год, а в 2021 году выпустили всего 318 штук по цене 4 миллиона рублей за единицу.
Автобусов производили 51 тысячу в год, а в 22 году – 12 тысяч и 12% купили импортных.
Самыми дорогими сегодня остаются современные трамваи. Их цена – около 60 миллионов рублей за вагон, да плюс ещё обслуживание. В год их выпускается всего 85 единиц, но они по карману только крупным городам.
Необходимо менять политику в транспортной сфере и менять радикально!
Императрица Екатерина II, как-то сказала: «Управлять – значит предвидеть!»
К сожалению, все последние 30 лет Правительство России даром предвидения не обладало; не было его и у Министерства транспорта. Менялись министры, но политика в этой области не менялась. Министерство шло в фарватере желаний и амбиций бизнеса, заражённого манией импорта, что привело к замещению транспортных средств импортными изделиями и уничтожением своего транспорта и предприятий, его производящего.
Поэтому, сегодня надо говорить не о сиюминутных достижениях Минтраса, а о его политике, которая привела к полной деградации всех транспортных систем и производства транспортных средств. Самое главное, чтобы политика ориентации на импорт больше никогда не повторялась. И это – вторая поправка к государственной политике в сфере транспорта. Однако, тревожные симптомы в этом плане всё же имеются! В прошлом году в Россию было ввезено 443 тысячи автомобилей, импорт грузовиков вырос в 4 раза, автобусов – на 68%.
Еще перед санкциями, в рейтинге Всемирного банка, Россия находилась на 30-х местах в мире по показателю доступности и качества транспортной инфраструктуры, по качеству железнодорожной – на 33-м месте, по качеству автодорожной – на 111-м месте, по качеству воздушных и водных портов Россия находилась на 87-м и 82-м местах соответственно.
40% дорог России не соответствуют транспортно-эксплуатационным нормам.
Россия – огромная страна. Главенствующую роль в транспортной инфраструктуре всегда играла сеть железных дорог.
Приватизация МПС привела к снижению пассажирооборота и грузооборота. Перевозка грузов железнодорожным транспортом сократилась в 2022 году почти в 2 раза по сравнению с 1990 годом.
Отменены около 300 поездов дальнего следования из 820 и 600 электричек.
По сравнению с 1990 годом, снижение грузоперевозок составило:
- морским транспортом – в 4 раза;
- внутренним водным – в 5 раз;
- воздушным – в 4 раза;
- трубопроводным – осталось на том же уровне;
- и только автомобильным, самым дорогим – увеличилось в 2 раза.
Вместе с «Платоном» автотранспорт стал одной из причин роста розничных цен!
Огромная территория России требует особого отношения к развитию авиационного хозяйства.
Однако, сеть авиационного сообщения в РФ все годы сокращалась.
Из 1302 аэропортов, имевшихся на начало 1992 года, осталось 227, а ещё 5 лет назад их было 329.
Рост тарифов привёл к сокращению объёмов пассажирских перевозок:
- на легких самолетах – почти в 40 раз,
- на самолетах вместимостью 12 мест – более, чем в 50 раз.
Можно терпимо отнестись к падению объемов на 5-10%, но в 50 раз – это вредительство! В 2022 году в стране эксплуатировалось 1290 самолетов, из которых 70% иностранного производства, обеспечивавших 95% трафика.
Ориентация авиационных компаний на импорт загубила отрасль авиастроения, Россия практически перестала выпускать свои самолеты.
Флагаман авиации «АЭРОФЛОТ» не имеет ни одного отечественного самолета и только компании «РОССИЯ» и «ПОБЕДА» имеют 78 «Супреджетов».
У нас 12-16 млн. человек на 70% территории РФ практически отрезаны от жизни страны.
До 2030 года предусматриваются поставки 1036 самолетов гражданской авиации. Однако, отстает производство двигателей. И если в 2022 году изготовлено всего 12 самолетов, то выполнение намеченных целей ставится под сомнение.
Не лучше обстоит дело в речном транспорте. Самый дешёвый вид транспорта оказался не у дел. Малому бизнесу он не нужен, а большого – нет!
Исчезли суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, речные трамваи, да и вообще, пассажирские суда, осталось только немного круизных.
Региональные судостроительные заводы стоят без дела и постепенно сносятся, как ненужные.
Поэтому, если говорить о новой политике в сфере транспорта, то, прежде всего, необходимо запретить здесь приватизацию, которая нанесла колоссальный ущерб отрасли. Установить импорт транспортных средств на уровне 10% от потребности, и не более, остальное надо выполнять на отечественных предприятиях. Министерству транспорта – вменить в обязанность заниматься всеми видами транспорта на всей территории России, в том числе, решением транспортных проблем в регионах и муниципалитетах.