Химкинская партийная организация с момента создания КПРФ несколько раз принимала участие в выборах Совета депутатов по так называемым многомандатным округам. После подсчета голосов депутатами становились первые 4 человека в каждом из 5 избирательных округов. Нам не удавалось провести в Совет ни одного своего депутата.
В марте 2007 года выборы в Совет проводились по партийным спискам и были для нас нелегкими. Администрация была уверена, что коммунистов в Совете не будет, и сделала для этого всё возможное. Стараниями муниципальной избирательной комиссии, грубо нарушившей закон о выборах, была предпринята попытка не допустить коммунистов до выборов. Она под надуманными предлогами отказалась зарегистрировать наш список кандидатов в депутаты. Пришлось обратиться в Химкинский суд, который своим решением обязал МИК (муниципальная избирательная комиссия. - Ред.) зарегистрировать наш список кандидатов. МИК подала кассационную жалобу в Московский областной суд. Коллегия Мособлсуда подтвердила нашу правоту и обязала МИК зарегистрировать наш список, что и было сделано за 1 день до окончания срока регистрации и срока обязательной публикации нашей предвыборной программы. На всю предвыборную агитацию у нас оставалось всего 10 дней. Несмотря на все препятствия, выборы мы провели успешно и получили 8 мандатов из 25. Кроме нас в Совете 11 депутатов от «ЕР», 4 - от СПС и 2 - от ЛДПР. Депутаты от КПРФ: все имеют высшее образование, 7 человек - члены партии, Н.А. Никитин - беспартийный. Итак, персонально:
1. Суворов Ф.Г. - пенсионер, 1-й секретарь Химкинского РК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Совете депутатов;
2. Перфилов А.М. - второй секретарь Химкинского РК КПРФ, начальник сектора в НПО «Энергомаш»;
3. Большаков В.Б. - заведующий канцелярией в Химкинском техникуме космического электромашиностроения;
4. Бессонов А.Н. - начальник юридического отдела в ООО «Аэрософт»;
5. Никитин Н.А. - к.э.н., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского и проектного института экономики;
6. Шекоян А.С. - ведущий инженер-конструктор в НПО «Энергомаш»;
7. Лосева Л.П. - к.п.н., заведующая отделом филиалов и представительств в регионах России, МГУКИ;
8. Ткачев И.П. - генеральный директор ООО «СтройПроектИнжиниринг».
Как показал опыт работы Совета, депутаты от СПС и ЛДПР по спорным вопросам голосуют вместе с «ЕР». Значит, совет фактически состоит из двух фракций: КПРФ и «ЕР со товарищи».
В Совете создано 6 комиссий. Каждый депутат состоит членом двух из них.
1. Комиссия по вопросам социальной сферы и здравоохранения (Никитин Н.А., Шекоян А.С).
2. Комиссия по вопросам образования, молодежной политики, культуры и спорта (Большаков В.Б., Лосева Л.П., Перфилов А.М.).
3. Комиссия по вопросам законодательства, вопросам местного самоуправления и средствам массовой информации (Большаков В.Б., Перфилов А.М.).
4. Комиссия по жилищной политике, городскому хозяйству и вопросам торговли (Суворов Ф.Г., Ткачев И.П., Шекоян А.С.).
5. Комиссия по промышленности, строительству, транспорту, землепользованию и экологии (Бессонов А.Н., Ткачев И.П., Лосева Л.П.).
6. Комиссия по финансам, налоговой политике, муниципальной собственности и экономическому развитию (Бессонов А.Н., Никитин Н.А., Суворов Ф.Г.).
При формировании руководящих органов Совета (председатель Совета, два заместителя и 6 председателей комиссий) ни один депутат от КПРФ избран не был, хотя ЛДПР, имея всего двух депутатов, получила пост председателя комиссии, СПС, имея 6 депутатов, получила пост зам. председателя Совета, а «ЕР», имея 11 депутатов, получил посты председателя Совета, зам. председателя Совета и 5 постов председателей комиссий из 7.
Несмотря на то что все депутаты нашей фракции имеют высшее образование, а двое - ученую степень кандидата наук и обладают большим производственным и жизненным опытом, работать в Совете нам очень непросто. Депутаты Совета работают на непостоянной основе, то есть в свободное от работы время: по вечерам и в выходные дни.
Вся территория городского округа поделена на 25 зон по количеству депутатов Совета, и каждый депутат должен проводить прием избирателей, проживающих на территории отведенной ему зоны, и способствовать решению их просьб или жалоб.
Материалы повестки дня, составляемой председателем Совета, как правило готовятся орготделом администрации города, рассматриваются на заседаниях соответствующих комиссий и Совета, который и принимает решение. Как показывает опыт нашей работы, наиболее тщательно прорабатывают документы и обсуждают их на заседаниях комиссий и Совета именно депутаты-коммунисты. Депутаты других фракций почти безоговорочно поддерживают все предложения администрации и оппонируют нам. Причем депутаты от «ЕР» и сама администрация выражают недовольство, когда мы не поддерживаем или голосуем против предложенных администрацией решений, и не только на заседаниях Совета, но и в прессе. Эти факты мы не оставляем без ответа.
Для того чтобы задавать вопросы, делать замечания и предложения по обсуждаемым на Совете и в комиссиях материалам, их надо достаточно хорошо знать. Поэтому мы стараемся изучать не только представленные материалы, но и дополнительные источники информации. Параллельно с изучением происходит и процесс самообразования, накопления информации, опыта. Накануне каждого заседания Совета, вечером, мы обязательно проводим заседание фракции КПРФ, на котором прорабатываем все вопросы повестки дня, и по каждому из них принимаем решение: как голосовать.
Приведу ряд примеров обсуждения некоторых вопросов на Совете депутатов.
1. В конце 2007 года администрация предложила принять целевую программу: «Доступное и комфортное жилье для химчан». После тщательной проработки проекта программы мы дали свои замечания и предложения к проекту. Мы понимали, что предложенная программа сырая и не отвечает интересам химчан. Однако наши замечания были отклонены депутатами от «ЕР», поэтому наша фракция не поддержала эту программу.
2. В действовавшем до IV квартала 2008 года Уставе городского округа не было предусмотрено создание Советом депутатов контрольно-ревизионной комиссии. С принятием новых федеральных законов возникла необходимость внесения изменений в Устав.
Поскольку процедура внесения изменений в Устав сложна и строго регламентирована, мы решили использовать представившуюся возможность для 2-й попытки создать контрольный орган Совета депутатов, так как предыдущая наша попытка была отклонена большинством Совета, признавшим нецелесообразным создание комиссии.
Администрация подготовила свои предложения о внесении изменений в Устав, одно из которых ограничивает права Совета. Вот оно: статью 24 Устава дополнить частью 4 следующего содержания: «Совет депутатов может принимать к своему рассмотрению иные вопросы в целях решения вопросов местного значения и выносить по ним решения при наличии ходатайства об этом Главы городского округа».
Мы предложили создать контрольный орган Совета депутатов и исключить в выше приведенном пункте «4» слова «...при наличии ходатайства об этом Главы городского округа». Наши предложения были отвергнуты. При голосовании в Совете депутатов 15.10.08 коммунисты не поддержали решение Совета о внесении изменений и дополнений в Устав в предложенной редакции. Необходимые 2/3 (17)голосов проект решения не набрал («за» - 13 голосов) и был отклонен. Однако через неделю (22.10.08) было проведено заседание Совета при 100%-ной явке депутатов «ЕР» и ее сторонников. Требуемые для принятия решения 2/3 голосов былио обеспечены. Нужное для администрации решение было принято.
При нынешнем соотношении сил в Совете «ЕР», при желании, может провести любое решение, отклоняя предложения коммунистов. Тем не менее в апреле этого года уже на уровне бюджетной комиссии нам удалось предотвратить снижение расходов на социальную статью «адресная помощь малоимущим».
Таким образом, одно только присутствие коммунистов в Совете заставляет администрацию отказаться от некоторых действий и решений, которые допустимы в «своем» Совете. Руководители городского округа видят, что, как правило, вопросы, предложения и замечания депутатов-коммунистов улучшают качество нормативных актов Совета и вольно или невольно учитывают наши предложения, хотя в этом они никогда не признаются.
Чем глубже мы вникаем в хозяйственную деятельность города, познаем широкое многообразие объектов этой деятельности, тем больше выявляется проблемных вопросов, требующих решения. Большинство из них представляются первостепенными, каждый в своей области.
Ф.Г. СУВОРОВ,
руководитель фракции КПРФ в Совете депутатов городского округа Химки Московской области
руководитель фракции КПРФ в Совете депутатов городского округа Химки Московской области