Выборы 8−10 сентября, которые прошли в 85 субъектах, включая новые регионы, поставили перед левопатриотическими силами ряд вопросов. В условиях СВО патриотическая оппозиция сочла невозможным жестко критиковать власть, и «Единая Россия» не преминула этим воспользоваться. Помимо широкого использования админресурса, выборы показали рост сегмента электронного голосования — абсолютно непрозрачного и неподконтрольного. Модельной стала ситуация в Москве, где почти 80% избирателей на выборах столичного мэра голосовали при помощи ДЭГ. Наконец, стало ясно: несмотря на потребность сплотить общество, Кремль вновь не решился на конкурентные выборы, на диалог между гражданами и властью.
О главных уроках сентября рассуждает Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.
— Исключительно важно глубоко осмыслить, что происходит в мире, в стране, и четко выработать стратегию на будущее, — говорит Геннадий Зюганов. — Еще два года назад президент Путин совершенно обоснованно отметил, что капитализм зашел в тупик. По сути, сошел с ума. Мы видим, как это происходит в Америке, в Европе. И особенно — на ридной Украине, где капитализм переродился в нацизм, фашизм и развязал большую войну.
Нам необходимо осознавать, что эта война объявлена всему Русскому миру, нашей цивилизации. И у нас только один выход — одержать полную и безоговорочную победу. Но для этого надо верно оценить сложившуюся ситуацию, понять наши сильные и слабые стороны — и решительно перейти в наступление.
Нужно максимально сплотить общество, мобилизовать ресурсы, освоить все самое передовое и новейшее. И суметь это сделать в условиях невиданных санкций.
В такой обстановке и проходили выборы, которые охватили фактически всю страну. Они были своего рода репетицией накануне выборов президентских.
«СП»: — Что показали последние месяцы перед выборами?
— С одной стороны, они показали, что на международной арене наши позиции продолжают укрепляться. В БРИКС (союз Бразилии, России, Индии, КНР, Южной Африки) выстроилась целая очередь из стран, желающих присоединиться к организации. На ее августовском саммите, прошедшем в ЮАР, к вступлению с 1 января 2024 года приглашены Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Египет, Эфиопия и ОАЭ. БРИКС становится уже не пятеркой крупнейших государств, а организацией, включающей одиннадцать ведущих стран, которые задают тон в мировой политике, экономике и торговле. Желающих присоединиться еще больше, и это говорит о привлекательности БРИКС, где Россия играет очень важную роль.
В июле в Петербурге состоялся форум Россия-Африка. В ходе саммита стало окончательно ясно, что страны, еще недавно бывшие колониями Запада, практически полностью отказались участвовать в санкциях и успешно развивают сотрудничество с нами.
9−10 сентября в Нью-Дели прошел саммит «Большой двадцатки». Там все попытки США и их сателлитов по НАТО осудить якобы «российскую агрессию» были полностью торпедированы. Итоговая резолюция саммита не осудила спецоперацию России на Украине. Провокационную повестку, которую готовили западные участники «двадцатки» во главе с США, категорически отказались поддерживать представители других континентов. Да и европейские ряды организации уже перестают быть монолитными на фоне меняющейся международной обстановки.
В этой связи безусловно важным выглядит то обстоятельство, что на форуме в Индии объявлено об историческом решении расширить ряды «двадцатки». Формально к ней присоединяется один участник, который станет 21-м в организации. Это Африканский Союз. Но он объединяет 55 стран Африки. А его неформальным лидером является крупнейший на сегодняшний день союзник России на Африканском континенте и в Южном полушарии — ЮАР. Это принципиальное изменение в составе организации ведущих стран мира, как и провал провокационных планов, которые накануне саммита готовились в Вашингтоне и Лондоне, ясно показывает: западные глобалисты теряют решающий голос на международной арене и на крупнейших дискуссионных площадках современного мира.
Наконец, 10−13 сентября во Владивостоке состоялся Дальневосточный экономический форум, который посетил лидер КНДР Ким Чен Ын. Он провел переговоры на космодроме Восточный с президентом Путиным, посетил авиазавод в Комсомольске-на-Амуре. По сути, наметилось расширение стратегического партнерства с Северной Кореей, что в нынешних условиях для нас принципиально важно. Тем более, именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе намечаются главные события XXI века.
С другой стороны, последние месяцы перед выборами показали: чтобы выстраивать стратегию, принимать новые законы и бюджет, надо оценить все угрозы, вызовы и опасности. А они во многом остаются недооцененными.
«СП»: — Кремль способен выстроить новую стратегию?
— Путин за последние 20 лет менял стратегию четырежды. Он пришел к власти после «лихих 1990-х», в ходе которых уничтожили и распродали более 80 тысяч предприятий, пустили по ветру сбережения граждан, расстреляли Советскую власть. В 1990-е страну встроили в хвост дяди Сэму и решили сделать из нее нефтегазовую трубу, карьер и лесоповал. Но Путин понял, что надо менять стратегию. И сделал принципиальные и правильные выводы.
Свое первое послание он произнес после очень серьезных консультаций с Компартией. На одной из дач Подмосковья мы с ним провели целый день, и Путин задал не один десяток вопросов. В итоге в первом послании он сказал, что нужны сильная страна, умная социальная политика, образованное поколение, нужна забота о детях, женщинах и стариках. По сути, начал поворачивать в сторону укрепления государственности. И мы активно его поддержали.
Американцы, увидев это, — особенно после Мюнхенской речи Путина в 2007 году, — все делали, чтобы вырастить нацистско-бандеровскую свору на Украине. Но в 2008 американский капитализм обвалился, и следом десятки стран рухнули в кризисную яму. Россия провалилась в нее глубже остальных. Почему? Потому что финансово-экономическая политика осталась прежней: это воровская, олигархическая колея, которую протоптали Ельцин, Гайдар и иже с ними.
Тогда у Путина появилась идея новой стратегии, опирающейся на национальные проекты и программы, которые позволили бы улучшить социальную политику, заняться сбережением народа. Это выглядело убедительно. И в качестве локомотива для реализации заявленных целей мы тогда предложили народные предприятия, бюджет развития, закон «Образование для всех», учебные заведения нобелевского лауреата Алферова, опыт наших губернаторов. Но, к сожалению, «Единая Россия» оказалась невосприимчива к этим новациям.
Спустя время Путин, чувствуя, что страну обкладывают со всех сторон, снова изменил стратегическую направленность — в пользу суверенитета и традиционных ценностей. Этот шаг нельзя было не приветствовать. Но суверенитет бывает разным — экономическим, финансовым, технологическим, территориальным. Следовало укреплять суверенитет по всем направлениям. И мы предложили принять необходимые для этого законы — о стратегическом планировании, о поддержке предпринимателей, о защите детей войны. Однако «Единая Россия» вновь не захотела этим заниматься.
Между тем, наши инициативы активно поддержало общество. Это убедительно показали выборы 2018 года. Но вместо того, чтобы перестроить финансово-экономическую политику, единороссы стали ломать политическую систему, которая складывалась сложно и тяжело. Они внесли 17 уродливых поправок, которые полностью сломали выборную систему. В том числе закон о гарантиях избирательных прав, принятый сразу после расстрела парламента в 1993 году. Это было сделано, чтобы удержать у власти ошметки ельцинской эпохи. Они и сейчас занимают многие кабинеты в Кремле и правительстве.
На мой взгляд, это была грубейшая стратегическая ошибка «Единой России», ее принципиальный просчет. Мы видим сегодня последствия этого просчета — по всем направлениям.
«СП»: — В чем конкретно проявились эти последствия?
— В последнее время — по целому ряду показателей. Казалось, при нашей активной поддержке можно использовать опыт Компартии на благо страны. Мы приняли ряд важнейших решений по сельскому хозяйству. Показали, как работают наши уникальные предприятия — совхоз имени Ленина, мясокомбинат «Звениговский», свинокомплекс «Усольский» в Усолье-Сибирском. Но нет — тем, кто продолжает двигаться по тупиковой колее 90-х, опять не пригодился наш опыт.
А ситуация с зерном? В нынешнем году страна вырастила прекрасный урожай хлеба — 158 млн тонн. При этом цена на хлебобулочные изделия не стала ни на копейку ниже. Почему? Только потому, что никто не хочет регулировать цены на товары первой необходимости: хлеб, лекарства, ЖКУ. В результате себестоимость килограмма хлеба — около 10 рублей, но пока он доходит до прилавка, цена увеличивается в 5−7 раз. Это немыслимо!
Казалось бы, в стране море нефти и газа. Запад отказался от наших энергоносителей, и мы повернули трубу на восток и на юг. Но давайте и своих людей поддержим! Идет уборка зерновых, надо закладывать новый урожай. Главное, без чего не работают ни трактора, ни комбайны — это горючее, солярка! А она подскочила в цене до 64 рублей за литр. И никак эту ситуацию отрегулировать не могут! Монополисты, захватившие трубу и прииски, не хотят ничего менять и только душат экономику!
Путин очень интересно, содержательно выступил на Восточном форуме. Но хочется обратить особое внимание на ту часть его выступления, которая касалась налогового законодательства. Олигархия вздохнула с облегчением: президент говорит, что ситуацию с налогами менять не будем. Но ведь из всех 20 ведущих стран мира только у нас действует плоская шкала налогов, при которой одинаковый процент доходов взымается и с нищих, и с главных богачей! Это категорически несправедливо и прямо противоречит интересам государства. Благодаря такой политике олигархи не платят нормальные налоги, которые с них необходимо брать для пополнения казны и увеличения финансирования по стратегически важнейшим направлениям! Они продолжают грабить страну невиданными темпами. Только в 2022 году перегнали из России за рубеж 261 млрд долларов. Суммарный капитал 25 наших самых богатых олигархов уже превысил 300 млрд долларов. Это больше, чем весь российский бюджет!
И все это происходит в условиях специальной военной операции, когда требуется помощь, поддержка, сострадание! Когда необходима максимальная консолидация и сплоченность!
Мне порой оппоненты говорят с упреком: ты требуешь полной смены курса! Отвечаю: не я требую, а президент. Он поставил в своем послании пять главных стратегических задач, касающихся преодоления нашего экономического и технологического отставания, повышения благосостояния граждан, выхода из острейшего демографического кризиса. И решить эти задачи можно только при условии принципиального пересмотра социально-экономической модели развития.
Первая и главная задача — остановить вымирание. С 1991 года только русский, государствообразующий народ потерял 14,5 млн человек. И в первом полугодии 2023 года мы демонстрируем самую низкую рождаемость за последние 20 лет. Как мы будем охранять и оберегать наш огромный материк, если страна вымирает?! Однако «Единая Россия» не захотела принять даже наш законопроект о многодетных семьях!
Путин требует выйти на мировые темпы роста. Я только за! Но мировые темпы — это больше 3% ВВП в год. А мы двадцать лет крутимся возле 1%. И чтобы выходить на новые темпы, надо создать для этого надежные условия. У нас в Хакасии такие условия создал губернатор Коновалов — в 70 раз увеличил поддержку малого и среднего бизнеса. И народ его поддерживает. Он снова переизбран главой региона, несмотря на дикое сопротивление «Единой России»!
Нам надо все сделать, чтобы быстро развивались стройка, социалка и село. В село надо вкладывать минимум 8−10% расходной части бюджета. А сейчас вкладывают не больше 1,5%. И продолжают душить аграриев ценами на электроэнергию и топливо!
Чтобы строить, нужны кредиты, а финансовые власти вздули ключевую ставку до 13%! В итоге кредиты подорожали, а рубль обесценился. Ну, и каким образом решать задачи развития, если вы проводите такую экономическую политику?!
Я считаю, что финансово-экономический блок, а также блок информационный застряли в «лихих 1990-х». Они пляшут под чужую дудку, играют по чужим правилам.
«СП»: — В чем сейчас главная задача власти?
— Выстроить новый курс, новую политику. И принять программу победы. Она нами сформулирована на Третьем международном Орловском экономическом форуме, утверждена Академией наук, обнародована огромным тиражом в ходе избирательной кампании. Это и бюджет развития, и 12 ключевых законов, включая национализацию минерально-сырьевой базы и поддержку талантливых детей из малообеспеченных семей.
У нас множество талантливых детей! 1 сентября я открывал торжественную линейку в школе № 548 совхоза имени Ленина. Там в этом году десять первых классов! Там нет демографической проблемы: 3−4 ребенка в семье считается нормой, потому что этому прямо способствует ответственная социальная политика. Ну, так изучите этот опыт: люди налоги платят, работают прекрасно, технологии новейшие, социалка великолепная! При этом совхоз ни копейки у государства не берет!
На днях Путин заявил, что 300 тысяч добровольцев записались служить по контракту с начала года. Удивительно мужественные, храбрые, достойные люди идут защищать Родину и освобождать Украину от фашизма. Но есть и другая часть общества — им СВО развязала руки. Они уничтожают предприятия, воруют голоса на выборах, ведут себя просто отвратительно!
Я видел это в Хакасии. К сожалению, это проявилось и в некоторых регионах Новороссии. Нам надо помнить первого руководителя ДНР Захарченко. Это был русский самородок, человек, который защищал Родину. Мы с ним дружили, встречались, когда он приезжал в Москву. Захарченко своим лозунгом выбрал Свободу, Справедливость, Совесть и Равенство — СССР. И у нашей партии главный лозунг — Сильная, Справедливая, Социалистическая Родина — тоже СССР.
Так давайте за это бороться! Но бороться и побеждать можно только под красным знаменем Победы, а не под болтовню и шулерство в ходе выборов! Единороссы говорят сейчас: мы кругом победили! Я спрашиваю: а где вы победили? В чем ваша победа? Страна вымирает — вы победили? Кредит невозможно взять — вы победили? Цены на хлеб и солярку угрожают нашей продовольственной безопасности — вы победили?!
Чтобы побеждать, надо сплачивать людей, реализовывать новый курс. Вот тогда мы увидим настоящие победы!