В конце октября в микрорайоне Кавезино городского округа Пушкинский в Подмосковье возникло экологическое бедствие вследствие выброса в местный ручей большого объема зловонных, буквально удушающих веществ, предположительно нефтепродуктов. Сложились нестерпимые условия жизни в домах на прилегающих улицах. Особенно страдали стар и млад, многим из которых потребовалась скорая медицинская помощь. Кому было куда, тот эвакуировался. Остальные жители сплотились и вступили в борьбу за чистоту окружающей среды и обеспечение приемлемых условий существования.
В конце октября в микрорайоне Кавезино городского округа Пушкинский в Подмосковье возникло экологическое бедствие вследствие выброса в местный ручей большого объема зловонных, буквально удушающих веществ, предположительно нефтепродуктов. Сложились нестерпимые условия жизни в домах на прилегающих улицах. Особенно страдали стар и млад, многим из которых потребовалась скорая медицинская помощь. Кому было куда, тот эвакуировался. Остальные жители сплотились и вступили в борьбу за чистоту окружающей среды и обеспечение приемлемых условий существования.
Буквально через пару дней после первых сообщений о беде Следственный Комитет по поручения его руководителя А.И. Бастрыкина возбудил уголовное дело. Однако местная администрация и областные структуры не спешили принимать необходимые меры. Началась бюрократическая переписка, совещания. Действия по сбору загрязнителя и предотвращению его попадания в р. Уча были запоздалыми, неспешными и в целом малоэффективными. Несмотря на периодические сообщения о тампонировании очередной обнаруженной сливной трубы выбросы в ручей продолжались в течение месяца. Эта угроза сохраняется и до сих пор.
После неоднократных обращений в региональные и федеральные органы, в том числе со стороны заместителя Председателя Мособлдумы, руководителя фракции КПРФ А.А. Наумова, к делу, наконец, подключилось Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям. Его сотрудники вместе с прокурором выявили причину массового сброса - халатные действия работников предприятия ИПОГАТ. Однако проблема намного шире и глубже. Дело здесь не только в наличии различных незаконных врезок в ливневку, в том числе на других соседних предприятиях. Корень зла в безответственности и бесконтрольности обращения с вредными веществами на предприятиях, полной неготовности к подобного рода происшествиям, наплевательском отношении к состоянию окружающей среды и проживающим в окрестностях людям. Доходы превыше всего. Это было бы невозможно, если бы местные власти добросовестно выполняли свои функции и боролись не за рейтинги и благосклонность областного начальства, а за обеспечение благополучия жителей на вверенной в управление территории.
Случившееся в Кавезино в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеет признаки нормативно определенной чрезвычайной ситуации, поскольку нанесен ущерб окружающей среде и здоровью людей, значительно нарушены условия жизнедеятельности людей. Однако глава округа М.В. Красноцветов не объявил ЧС, не включил в действие законодательно определенные процедуры, когда полномочные службы со всем необходимым обеспечением должны были приступить к ликвидации последствий и их причин в течение 4 часов, не создал специальный орган управления для ликвидации последствий ЧС. Законодательно предусмотрено, что, кроме наличия материальных средств, должны быть на такой случай зарезервированы и финансовые средства. Местная администрация безответственно отнеслась к беде в Кавезино, не прислушалась к призывам о помощи пострадавших жителей, неправильно оценила ситуацию и не приняла все необходимые меры. В результате чрезвычайная ситуация ликвидируется в неадекватном для нее режиме повседневной бюрократии, которая и в обычных то условиях демонстрирует низкую эффективность. Сегодня даже при возникшем бедствии проверка на предприятиях-источниках загрязнений невозможна без согласований и разрешений, дабы не нарушить нормативные требования «не кошмарить бизнес». Другое дело - режим ЧС. А вопросов много: планы и другие локальные правовые акты предприятий на случай аварий с опасными веществами, наличие резервов различных средств для ликвидации последствий аварий, готовность персонала к соответствующим действиям, соблюдение нормативных требований по использованию, хранению, утилизации опасных веществ.
Видимо, эти вопросы, как и вопросы о деятельности по обеспечению сохранения окружающей среды, обеспечения и организации предотвращения и ликвидации ЧС необходимо задать не только руководителям предприятий, но и местным чиновниками во главе с М.В. Красноцветовым. На эти вопросы должны обратить внимание и депутаты, наблюдающие пока со стороны. До сих пор обстоятельный диалог власти с пострадавшими людьми не состоялся. Вряд ли для него может быть площадкой местный Совет депутатов, который глава не удостаивает чести лично представить ежегодный отчет о своей работе. Возможно, Красноцветов М.В. с большим вниманием отнесся бы к приглашению в Московскую областную думу для объяснений по ситуации, если, конечно, оно последует.
По нашему мнению, попрежнему на повестке дня стоит вопрос о серьезном ужесточении правовой ответственности за нанесение вреда окружающей среде, за халатное отношение к выполнению обязанностей по предотвращению ЧС и выбросу отравляющих веществ и других вредных отходов производства в среду обитания людей.
Коммунисты держат ситуацию на контроле и добиваются делового разговора с сотрудниками Росприроднадзора для ответа на вопрос жителей Кавезино: что конкретно нам делать, когда опять произойдет выброс нефтепродуктов? В службе «112» их узнают уже по голосам.
P.S. 7 декабря первый секретарь Пушкинского горкома КПРФ Корольков В.Н. обратился с просьбой к главе г.о. Пушкинский М.В. Красноцветову ввести режим ЧС муниципального характера в связи с бедствием в мкр. Кавезино. Ответа на момент публикации не последовало.
По сообщениям жителей Кавезино, вбросы в ручей были и 6 декабря, и 7 декабря.