Перспективы развития речного транспорта на водных объектах Московской области были рассмотрены на расширенном совещании, организованном фракцией КПРФ в Московской областной Думе.
Заместитель Председателя Московской областной Думы - руководитель фракции КПРФ Александр Наумов открыл совещание и выступил с основным докладом. Александр Наумов отметил, что за последние три десятилетия развитее речного транспорта не только остановилось, но отрасль претерпела определенную деградацию.
Реформы девяностых годов нанесли существенней ущерб экономике страны и, конечно же, негативно отразились на речном флоте Российской Федерации. Пассажиропоток упал почти в 4 раза, а грузооборот на речном транспорте почти в 5 раз. На водных путях Московского бассейна обслуживающих г. Москву и Московскую область к 2003 году в 12 раз сократилось число пассажирских пригородных маршрутов. В 1989 году Московским речным пароходством перевезено около 20 миллионов пассажиров.
За навигационный период 2023 года речным пригородным транспортом Подмосковья воспользовались 31 тыс. пассажиров. В нынешнем году объем грузоперевозок составил 24 млн. тонн, хотя в 1990 году объем перевозимых грузов превышал 50 млн. т.
Серьезную озабоченность вызывает и состояние причалов, которых на территории Московской области – 35 из них 26 находятся в ненормативном или аварийном состоянии, что не позволяет их использовать для межрегиональных перевозок, как для судов, отправляющихся из г. Москвы, так и для транзита речных круизов в направлении других регионов и городов.
До сих пор в Подмосковье невозможно в полном объеме использовать водные пути для движения речного транспорта. Такой ситуации способствует ряд негативных причин. Прежде всего - снижение глубины водных путей. Она в последние 25 лет сократилась в среднем на четверть, а протяженность путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30 %. В таких условиях более половины судов не могут ходить с полной загрузкой. Одной из причин такой ситуации является, как русловая, так и прибрежная недродобыча. Это ведет к увеличению количества убыточных рейсов.
Самая серьезная ситуация складывается на Оке, которая протяженность по территории области составляет 215 километров. Обмеление Оки, например, в районе Каширы с 1950 года составило 2 метра, в Серпухове - 1,6 метра. Сейчас уровень падает примерно на 2-3 сантиметра в год. Иногда больше. Но есть и обратные примеры. В русле Оки в Калуге песок не добывают уже лет 15 и уровень воды там стабилизировался!
Также заместителем Председателя Московской областной Думы - руководителем фракции КПРФ Александром Наумовым были в своем подняты вопросы судостроения, грузовых перевозок. Немаловажное значение уделено Александром Наумовым и вопросу развития внутреннего туризма на речном транспорте, организации туристических маршрутов по историческим местам и особо охраняемым природным территориям, расположенным вблизи водных объектов.
Так, в ноябре 2022 года, фракцией КПРФ в Московской областной Думе было проведено выездное заседание в с. Дединово Луховицкого городского округа, на котором рассматривались вопросы развития речного транспорта и, связанного с ним, внутреннего туризма.
В ходе выездного мероприятия было отмечено, что, несмотря на то, что село Дединово, находится на оживленном речном туристическом маршруте (причал в Дединово) отсутствует. В результате большой поток туристов транзитом проезжает это место с богатым культурно-историческим наследием. А ведь Дединово – Родина российского Военно-морского флота, государственного флаг. Здесь была основана первая государственная кораблестроительная верфь для строительства морских судов, на которой был построен и спущен на воду первый военный фрегат «Орёл».
То же самое можно сказать и о Дмитрове, городе, который всего лишь на семь лет младше Москвы. Развитие речного транспорта даст мощный импульс экономике Подмосковья, так как отрасль отличается огромным мультипликативным эффектом. Поэтому необходимо устранить бюрократические преграды на пути развития речного транспорта и создать благоприятные условия для его всестороннего развития.
В своем выступлении Председатель Комитета по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям Московской областной Думы Олег Гаджиев отметил важность вопроса вынесенного на повестку совещания Мособлдумы фракцией КПРФ, что все рекомендации по развитию внутреннего водного транспорта будут взяты в работу Комитета по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям Московской областной Думы и Минтрансом региона.
Заместитель директора ОАО «Московское речное пароходство», генеральный директор АО «Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод» Андрей Косыгин, в своем выступлении отметил, что впервые за двадцать лет в Московской областной Думе поднимаются вопросы возрождения внутреннего водного транспорта в Московской области - это историческое событие. По словам выступающего, предложения по интеграции речной транспортной составляющей Московской области в маршрутную сеть г. Москвы и ближайших регионов создает надежную транспортную систему Центральной России.
Важнейшие вопросы по возобновлению пассажирских и грузовых перевозок на верхней Оке от г. Озеры до г. Калуги и текущих проблемах поддержания работоспособности транспортно-логистического речного перегрузочного комплекса «Беседы» были подняты в докладе заместителя генерального директора ОАО «Порт «Коломна» Михаила Мелихова. Заместитель Председателя Московской областной Думы - руководитель фракции КПРФ Александр Наумов поручил аппарату фракции внимательно изучить предложения ОАО «Порт «Коломна» и проработать их с Минтрансом Московской области и профильным комитетом Мособлдумы.
Заместитель директора обособленного подразделения «Мособлприрода» ГАУ МО «Центрлесхоз» Комлесхоза Московской области Дмитрий Никонов рассказал о перспективах развития речного туризма на особо охраняемых природных территориях Московской области, проблемах антропогенного воздействия на них.
В своих выступлениях, заместитель руководителя Московско-Окского территориального управления Росрыболовства Нина Ванюкова, заместитель министра экологии и природопользования Московской области Виталий Тюрин и заместитель руководителя Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Дмитрий Абакумов, поддержали инициативы фракции КПРФ по возрождению речной транспортной сети в Московской области. Они остановились на экологических аспектах реализации данного проекта.
Заместитель начальника отдела развития инфраструктуры и перевозок Управления внутреннего водного транспорта Федерального агентства морского и речного транспорта Артём Федяшов, начальник управления по взаимодействию с федеральными транспортными системами Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Ксения Шупель, сообщили о проводимой работе по воссозданию речной транспортной инфраструктуры на внутренних водных путях. Заместитель руководителя по экономике, финансам и развитию ФГБУ «Канал имени Москвы» Евгений Волков, сообщил о проработке вопроса о передаче ФГБУ «Канал имени Москвы» Правительству Московской области комплекса причальных сооружений региона.
В ходе прений, генеральный директор ООО Судоходная компания «Цезарь Трэвел», Председатель Комитета по туризму и гостиничному бизнесу Московской торгово-промышленной палаты Сергей Абрамов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Геннадий Анацкий поддержали начинания по развитию речного транспорта в регионе. Депутат Совета депутатов г.о. Лобня Галина Волкова обратила внимание участников совещания на факты застройки водоохранных зон многоэтажными жилыми домами, а также рекомендовала рассмотреть вопрос о строительстве новых причалов вблизи вновь построенных живых комплексов для улучшения их транспарантной доступности.
Подводя итоги расширенного совещания, заместитель Председателя Московской областной Думы - руководитель фракции КПРФ Александр Наумов отметил: «Полагаю, что предложения нашего совещания найду свою реализацию в развитии транспортной системы Московской области. Речной транспорт займет достойную позицию среди других видов транспорта, обеспечивающих динамичное развитие Подмосковья».
Полный доклад зампреда Мособлдумы – руководителя фракции КПРФ Александра Наумова будет выложен позднее.