Вот уже 300 лет исполняется Российской академии наук. У её основания стоят две выдающихся личности – император Пётр Великий и учёный Готфрид Лейбниц.
В Европе Лейбниц не был оценён по достоинству. Именно в России нашел применение своим талантам этот основатель и первый президент Берлинской академии наук, член Лондонского королевского общества и Французской академии. Петра Великого он ценил исключительно высоко, подчёркивал его гуманность, познания и остроту суждений. Император же был всегда внимателен к рекомендациям учёного. Плодом их творческого союза стала Академия, основанная в Петербурге.
Лейбниц не увидел своего детища – он ушел из жизни раньше. Пётр же завершил задуманное. Уже тогда было ясно: чтобы вывести страну из состояния отсталости необходима наука – фундаментальная и прикладная. А поскольку Россия ещё не имела развитой системы образования, при Академии были созданы университет и гимназия.
Последователи Петра I сохранили и приумножили многие его достижения. Но сословные ограничения мешали поднимать к вершинам науки выходцев из народных масс. Пример М.В. Ломоносова стал тем исключением, которое указывало, сколь талантлива была глубинная народная Россия.
Советская власть решительно изменила ситуацию. У "большой науки” появилась широкая основа. Всякий пытливый ум находил подпитку в силу широкой образовательной деятельности государства. Огромными тиражами выходила научно-популярная литература. Издавались журналы: «Наука и жизнь», «Наука и техника», «Изобретатель и рационализатор», «Юный натуралист», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Квант» и другие. Для детей работали тысячи авиамодельных и других кружков технического творчества. Многочисленные научно-популярные телепрограммы с ранних лет прививали интерес к науке и технике. Создавались физматшколы. Выездные приёмные комиссии вузов "прочёсывали” глубинку, чтобы не упустить талантливого ребёнка.
В советском обществе господствовал культ знаний. В вузы принимали по способностям и талантам. Труд учёных был по-настоящему престижным. И отечественная наука добилась колоссальных высот. Служа человеку и обществу, она превратилась в главную производительную силу. Выдающийся физик, лауреат Сталинской и Ленинской премий, академик АН СССР Л.А. Арцимович отмечал: «Наука находится на ладони государства и согревается теплом этой ладони. Конечно, это не благотворительность, а результат ясного понимания значения науки».
Результатом стало первенство нашей страны в освоении космоса и мирного атома, цепные реакции Николая Семёнова и гетероструктуры Жореса Алфёрова. Основываясь на трудах Курчатова, Келдыша и Королева, советская наука обеспечила космический полёт Гагарина и создание орбитальных станций, гарантировала нашу стратегическую безопасность.
В "лихие девяностые” научный потенциал страны подрывался вместе с её культурой и экономической мощью. Уничтожение целых отраслей производства убивало прикладную науку. Наступило время с горечью вспоминать пресловутый «циркуляр о кухаркиных детях» царского министерства просвещения 1887 года: «Гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
Потуги перестроить образование и науку по либеральным рецептам руками безграмотных, коррумпированных компрадоров-реформаторов нанесли огромный вред России и системе её научных исследований. И всё-таки Алексей Толстой не напрасно предложил этот поэтический образ: «У науки нрав не робкий». Я абсолютно уверен в том, что подвижничество ученых прежних поколений найдёт своих продолжателей. В нашей великой стране ещё будут в полной мере возрождены и разумная система образования, и академическая наука.
Учёные России хорошо знают, что фракция КПРФ в Государственной Думе и вся наша партия всегда твёрдо стояли на защите их интересов. Так будет и впредь.
С 300-летием Российской академии наук!
Председатель ЦК КПРФ,
Руководитель фракции КПРФ
в Государственной Думе РФ
Г.А. Зюганов.