Именно такое название заметки наиболее полно соответствует тому, что хотелось сделать мне, наблюдателю, назначенному кандидатом А.Г. Гончаровым, выдвинутым избирательным объединением «Реутовское городское отделение КПРФ» в ходе подсчета голосов на избирательном участке №2646. И кричать было о чем!
Мое пребывание в УИК №2646 началось со знакомства с председателем комиссии С.В. Башкатовым (в повседневной деятельности генеральный директор УК ООО «РЭУ №5»).
Почти с порога С.В. Башкатов предупредил меня о том, чтобы я не подходил ближе 2,5 метров к столам с бюллетенями и списками избирателей. Пришлось мне процитировать ему пункт 9 статьи 30 ФЗ №67 «Наблюдатель вправе». Вроде он понял, что наблюдатель имеет право знакомиться со списками избирателей, но на ознакомление с одной страницей списка он отводил мне не более двух секунд. Фактически он всячески препятствовал мне ознакомлению со списком избирателей. Казалось бы, пиши жалобу, добивайся соблюдения своего законного права. Да это так, если на участке присутствует как минимум два дружественных наблюдателя. В действительности на «подопечном» участке от коммунистов я был один. Жалобу удалось все-таки написать, несмотря на экстремальные условия, которые мне создавали председатель УИК №2646 С.В. Башкатов и кандидаты в депутаты О.Л. Бедрань, директор МБОУ «СОШ №1» и К.В. Цуриков, генеральный директор группы компаний «Жилсервис Реутов», который, как мне стало известно после изучения его биографии, был судим в молодости по части первой ст. 145 УК РСФСР (грабеж). (судимость в 1995 г. погашена, но, как говорится, слова из песни не выкинешь!).
Кандидат О.Л. Бедрань требовала, чтобы видеокамеру, которую я разместил на шкафу, имел при себе в положении «на грудь». Оживление в вялотекущий избирательный процесс внес кандидат К.В. Цуриков, с подачи которого председатель комиссии С.В. Башкатов вызвал дежурного дознавателя, сообщил ему о том, что на шкафу мигает красной лампочкой бесхозяйный предмет и попросил полицейского его изъять. Мне пришлось писать объяснения по поводу размещения видеокамеры на шкафу. Здесь мне существенно помогли наш кандидат А.Г. Гончаров и уполномоченный избирательного объединения «Реутовское городское отделение КПРФ», первый секретарь Комитета названного местного отделения партии Д.Г. Николаев.
Благодаря им процесс наблюдения на избирательном участке не прерывался, даже в то время, когда я давал объяснения дознавателю и писал жалобу на нарушение избирательного законодательства, допущенного УИК №2646. Предметом жалобы было безосновательное включение членом комиссии с ПРГ Т.Д. Галдиной в дополнительный список двух избирателей, обнаруживших в соответствующих графах документа, содержащих их данные, подписи неизвестных лиц. История с видеокамерой слегка расстроила председателя комиссии Башкатова и кандидата Цурикова: полицейский, получив от меня объяснения, подтвержденные уведомлением о ведении видеосъемки, сообщил заявителю о том, что для изъятия камеры оснований не имеется.
Непосредственно перед закрытием избирательного участка к нам пожаловала представительная делегация в составе заместителя председателя ТИК г. Реутов Н.С. Кубанова (он же начальник отдела правовой, претензионной и исковой работы в составе Правового управления администрации г.о. Реутов), кандидатов Д.Г. Воронова и К.В. Цурикова.
К этому времени мы, то есть автор этой заметки и член УИК №2646 с ПРГ Александр Ковалев, выдвинутый Реутовским городским отделением КПРФ, насчитали 58 избирателей, проголосовавших в последний день голосования в помещении участка и на дому. С учетом предыдущих дней голосования получалось, что всего было выдано 148 бюллетеней. Достоверную информацию о количестве выданных бюллетеней удалось получить только от Александра Ковалева. Доступ к другим спискам избирателей мне преградил председатель комиссии Башкатов.
Все стало понятно после внесения в УФП данных о количестве бюллетеней, полученных в ТИКе - 1100 и количестве погашенных бюллетеней - 855. Получалось, что бюллетени получили 245 избирателей, что на 97 человек превышало наши учетные данные.
Далее события развивались весьма стремительно. Я встал возле соединенных вместе столов, на которые предполагалось выгружать бюллетени из переносного ящика и сейф-пакетов. Зампредседателя ТИК Н.С. Кубанов всячески пытался отодвинуть меня с занятой позиции. Сделать это ему не удалось, но внимание мое он все-таки отвлек. В это время председатель комиссии С.В. Башкатов срезал пломбы со стационарных ящиков для голосования и переместил один из них за кабину для голосования, т.е. установил вне зоны наблюдения. Все это происходило, когда мы, наблюдатель А.А. Горячев и кандидат А.Г. Гончаров, сосредоточились на подсчете бюллетеней, извлекаемых из переносного ящика и сейф-пакетов.
По всей видимости, около сотни бюллетеней вбросили в стационарный ящик, скрытый от наблюдения, именно в этот период. К сожалению, перехватить «вбросчиков» нам не удалось: соотношение сил было явно не в пользу коммунистов. Была робкая надежда, не сойдутся контрольные соотношения и придется что-то вписать в «неприятные» графы «утрачено» или «не учтено при выдаче».
Дальше пошел бурный поток нарушений избирательного законодательства. Но «дело» было сделано: в списки избирателей, которые были доступны членам комиссии с ПРГ Т.Д. Галдиной, А.В. Кириллову, Н.В. Ковалевой, а также секретарю комиссии Ю.С. Родионовой, председателю комиссии С.В. Башкатову и его заместителю А.А. Носовой, видимо, было внесено более 90 подписей в графы содержащие данные об избирателях, не принявших участие в голосовании.
Подсчет бюллетеней, извлеченных из переносного ящика, сейф-пакетов и заполнение соответствующих актов еще не закончились, а председатель комиссии Башкатов при непосредственном участии заместителя председателя ТИК Кубанова, кандидатов Воронова и Цурикова приступили к извлечению бюллетеней из стационарных ящиков. Наш кандидат А.Г. Гончаров пытался воспрепятствовать этому беззаконию, но его буквально оттеснили от столов, на которые выгружали бюллетени.
Дальше все было банально. Сначала попытались соблюсти приличие при подсчете голосов, отданных за кандидатов, то есть вести одну специальную таблицу. Потом под давлением кандидатов Воронова и Цурикова таблица была разделена на несколько частей, которые заполняли несколько членов комиссии с ПРГ. Контролировать правильность заполнения нескольких таблиц было невозможно, да и бесполезно.
Председатель комиссии С.В. Башкатов, забыв провести итоговое заседание, предложил членам УИК №2646 подписать и сам подписал первый и второй экземпляры Протокола об итогах голосования на избирательном участке №2646, оформив тем самым «славный» результат своей деятельности.
Хотелось выть и кричать от досады, но криком делу не поможешь. В Горкоме уже началась обработка записей, сделанных в помещениях для голосования. В меру своих сил я окажу помощь реутовчанам в использовании полученных материалов для выявления нарушителей избирательного законодательства и привлечения их к ответственности. Такие выборы нам не нужны!