27.01.2025 года ЦК КПРФ, Движением "Образование для всех”, возглавляемое первым заместителем председателя Комитета по образованию и науке Госдумы, членом фракции КПРФ Олегом Николаевичем Смолиным, в Колонном Зале Дома Союзов прошел Круглый стол на тему «Законопроект об «удвоении» ЕГЭ: ошибка или провокация»
К участию в «круглом столе» приглашены: депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, директора сузов и вузов, профсоюзы, педагогическая и родительская общественность.
Депутаты фракции КПРФ, ученые и преподаватели обсудили перспективы единого государственного экзамена в России и развитие образования в целом. Поводом послужил законопроект, внесенный на рассмотрение нижней палаты парламента. Документ предлагает ввести ЕГЭ для студентов колледжей и техникумов, которые собираются продолжать учебу в вузах. Коммунисты, педагоги и работодатели категорически против такого "удвоения ЕГЭ".
В работе Круглого стола приняла участие делегация Московского областного регионального отделения ООД «ВЖС» во главе с председателем Мариной Пушкиной.
Общественность, МОРО ООД «ВЖС», являясь членом ООД «Образование для всех», неоднократно поднимала проблему порочности Единого государственного экзамена как не соответствующего Конституции страны и дискредитирующего систему отечественного образования в целом. Голосу оппозиции нынешняя либерально-буржуазная власть не вняла. В ходе так называемой модернизации образования практически уничтожен один из самых высоких научно-технических потенциалов в мире. Год от года всё больше способных юношей и девушек оказываются отсечёнными от возможности получить полноценное среднее образование и продолжить обучение в высших учебных заведениях. "Заслуга” в этом насильственно внедрённого вместо нормальных экзаменов на аттестат зрелости ЕГЭ очевидна. Серьёзные провалы, факты коррупции при проведении ЕГЭ обнародованы в прессе. Движение "Образование для всех”, депутаты-коммунисты проводили общественные слушания, "круглые столы”, выступали на пленарных заседаниях, где более чем доходчиво объясняли, чем чреват для отечественной системы образования переход к всеобщему Единому государственному экзамену. Теперь и родители, и сами выпускники, как говорится, на собственной шкуре почувствовали, в какую ловушку загоняет их власть, и взбунтовались наконец. Так, кемеровские школьники не только собрали более 44 тысяч подписей за отмену ЕГЭ, но и намерены подать в суд на Рособрнадзор за то, что их вынудили сдавать экзамен, который по закону будет обязательным лишь со следующего года. В Свердловской области после публикации оценок за ЕГЭ по русскому языку в экспертную комиссию поступило 318 апелляций. По данным опроса, проведенного аналитическим центром "ТАСС-Урал”, 54% педагогов школ Екатеринбурга выступают против введения Единого государственного экзамена. Лишь четверть учителей одобряют эту инициативу властей. 37% педагогов отмечают, что содержание кодификаторов ЕГЭ не соответствует содержанию школьной программы. Почти две тысячи московских выпускников подали апелляцию по результатам ЕГЭ по русскому языку. Шоком для всех и трагедией для девятиклассницы вологодской деревни Березник Полины Беловой обернулся единый экзамен по математике. Обнаружив, что допустила ошибку, она покончила с собой. Девочка входила в список ста лучших учащихся России и была удостоена губернаторской стипендии. Ранее в Череповце её сверстник Дима Рогозин умер от сердечного приступа по дороге на экзамен. По мнению специалистов, в обоих случаях причиной трагедии стал нервно-психический стресс из-за чрезмерной учебной нагрузки. Единый муниципальный экзамен — аттестация учащихся девятых классов в тестовой форме — считается прообразом будущего ЕГЭ. Да, нынешняя власть своими "модернизациями” убивает и физически, и морально, и духовно (по материалам газеты Правда)
Основные вопросы, которые обсуждались на Круглом столе:
1. Должен ли Единый государственный экзамен войти в «Стратегию развития образования до 2040 года»?
2. Помогает ли ЕГЭ повысить качество российского образования?
3. В каком направлении следует менять законодательство о ЕГЭ: расширять сферу его применения и увеличивать роль, либо уменьшать роль и сферу применения?
4. Способно ли введение ЕГЭ для большинства выпускников системы среднего профессионального образования, поступающих в вузы, поднять качество подготовки специалистов?
5. Станет ли введение ЕГЭ для большинства выпускников средних специальных учебных заведений шагом в сторону равных образовательных возможностей или усилит образовательное неравенство в этой области?
На эти интересующие, наболевшие вопросы всех, кто против ЕГЭ, в своих выступлениях ответили выступающие;
председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов,
первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы О.Н. Смолин: «Знания, как и небеса должны принадлежать всем»
Ярким было выступление Н.А. Останиной, председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, которая в заключении заявила:
«Мы не только не поддержим его, но сделаем все возможное, чтобы убедить авторов отозвать»
и другие выступающие
По итогам все участники поддержали Рекомендации круглого стола на тему: «Законопроект об «удвоении» ЕГЭ; ошибка или провокация?»
Заслушав и обсудив доклады и выступления руководителя Фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганова, депутатов Государственной Думы, руководителей научного, образовательного и родительского сообществ, руководителей ассоциации образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, участники круглого стола отмечают следующее
Единый государственный экзамен как важный элемент системы формалистического образования не обеспечивает решения ключевых задач образовательной политики, включая:
1. подготовку кадров, способных обеспечить технологический суверенитет страны;
2. Воспитание гражданина и патриота:
3. Многостороннее развитие личности.
ЕГЭ не поддерживается большинством граждан России, включая молодежь в возрасте до 35 лет: формирует фрагментарное («клиповое») мышление: вынуждает родителей тратить колоссальные средства на оплату услуг репетиторов.
Исходя из изложенного, участники круглого стола рекомендуют:
Палатам Федерального Собрания Российской Федерации:
- отклонить проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «Об образовании в Российско Федерации», внесенный группой депутатов 27 декабря 2024 года и предусматривающий расширение сферы использования единого госэкзамена на большую часть выпускников среднего и профессионального образования;
- поддержать проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части реализации принципа «Образование для всех, в течение всей жизни», внесенный группой депутатов фракцией КПРФ в Государственной Думе, предусматривающий право выбора между формализованным единым госэкзаменом и экзаменами в традиционной форме для выпускников школ и абитуриентов высших учебных заведений.
Правительству Российской Федерации:
- при разработке Стратегии развития российского образования до 2040 года исходить из необходимости ограничения сферы применения ЕГЭ в качестве государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний и замены его иными механизмами оценки знаний, включая выпускные и вступительные экзамены в традиционной форме, учета учебных и внеучебных достижений выпускника школы и др. Представить образовательному сообществу соответствующий план действий.
Руководитель фракции КПРФ
В Государственной Думе
Г.А. Зюганов
27 января 2025 года
Государственная Дума ФС РФ
За вышеизложенные рекомендации участники круглого стола проголосовали единогласно