Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин. Доклад на итоговом заседании Коллегии Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Уважаемые товарищи!
Рад приветствовать всех вас от имени Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам. Искренне признателен за возможность сегодня вновь встретиться с профессиональным сообществом, работающим на благо страны.
Хочу подчеркнуть: нет ни одного направления в многогранной деятельности агропромышленного комплекса, где бы не ощущалось ваше присутствие, ваша энергия и конкретные результаты. Вы — те, кто ежедневно решает задачи продовольственной безопасности, ветеринарного контроля, фитосанитарного благополучия, выстраивает систему, без которой невозможно устойчивое развитие села и отрасли в целом.
Уже восемь лет мы вместе, с первых дней нашей совместной работы в Государственной Думе, последовательно восстанавливали вертикаль управления в агропромышленной сфере. Достаточно вспомнить ситуацию семилетней давности, когда даже ветеринарный контроль находился на уровне территорий, включая и приграничные зоны. Согласитесь имея в распоряжении два старых ДУК-а на отрасль трудно обеспечить фитосанитарную и биологическую безопасность, да еще и с учетом работы против РФ недружественных стран.
Сколько сил мы тогда вложили в принятие закона, который восстановил единую систему федерального ветеринарного контроля! А ведь ветеринарный контроль — это ключ к качеству мяса, молока, безопасность продукции из с/х сырья, в конечном счёте именно от этого зависит здоровье нации.
Далее началась системная работа по другим направлениям. Один из ключевых — зерновой сектор, которым мы по праву гордимся. Сегодня российское зерно поставляется более чем в 160 стран мира, и это действительно наш стратегический продукт.
Но ещё несколько лет назад отрасль производства зерна находилась в состоянии правовой неразберихи. Не было чёткой системы контроля: какие семена сеются, как проходит уборка урожая, где и как зерно хранится — всё это находилось вне регулирования. Фактически, зерновой рынок развивался без «руля и ветрил».
Мы восстановили эту сферу, приняли необходимые законы, и сегодня в стране действует понятная и прозрачная система: определены требования к посевному материалу, к качеству зерна, к хранению и прослеживаемости продукции. Мы уже говорим не только о стабильных урожаях, но и о возможности получения двух урожаев с одной и той же площади. И такие примеры уже есть — в том числе в Подмосковье, на юге региона.
Особо хочу отметить результаты прошлого года: впервые в истории удалось получить два урожая риса с одной площади. Второй урожай составил 65 центнеров с гектара — показатель, достойный внимания. Объёмы производства риса в целом также выросли: мы вышли на уровень 1,8 миллиона тонн, а ещё совсем недавно этот показатель едва достигал одного миллиона. Это — большая победа.
Уважаемые товарищи,
Особое внимание хочу обратить на вопрос земельных ресурсов, которые, казалось бы, находились в зоне ответственности профильных структур. Однако если трезво оценить ситуацию, мы увидим, что страна потеряла более трети сельскохозяйственных угодий. Сегодня речь идёт почти о 40% от тех земель, что были в нашем распоряжении в 1990 году.
В 1990 году у нас было 13 миллионов гектаров мелиорируемых земель, из которых сегодня осталось только 1,2 миллиона гектаров орошаемых площадей. Это катастрофическое снижение.
Многие годы земельные ресурсы использовались бесконтрольно, с нарушениями. Примеры — уничтожение мелиорированных площадей, вывод пахотных земель из оборота, а подчас — откровенно спекулятивный перевод участков из одной категории в другую. Особенно тревожно то, с каким равнодушием и даже самодовольством это происходило в отдельных структурах, от которых зависели судьбы земель, включая плодородные пашни.
Только в прошлом году мы приняли три ключевых закона, направленных на восстановление контроля за землепользованием. И совсем недавно — закон «двух ключей», который мы буквально проталкивали с боем. Он восстанавливает вертикаль управления земельными ресурсами и даёт Минсельхозу право участвовать в принятии решений по переводу земель из одной категории в другую. Ведь до недавнего времени министерство, отвечающее за продовольственную безопасность страны, не имело права голоса в этих вопросах. Решения принимались по сути кулуарно, и в результате стратегические ресурсы — сельхозземли — уходили из оборота тысячами гектаров.
Можно спорить и рвать на себе рубашки, но факты таковы: в ряде регионов осталось в севообороте менее 30% от прежних земель. А вот в Алтайском крае, где традиционно сильна аграрная культура, ситуация противоположная, она близка к Краснодарскому краю – именно эта территория служит образцом в сохранении и использовании с/х земель. Вместе с тем если посмотреть на— Калужскую, Ярославскую, Тверскую области, — здесь потери земельных ресурсов катастрофические.
Поэтому перед нами стоит двойная задача: не только сохранить то, что осталось, но и вернуть плодородные земли, мелиоративные системы, пашни в оборот. Это — ключевой вопрос для национальной продовольственной политики.
Тема плодородия земель остаётся ключевой. Об этом правильно и последовательно говорили и Дмитрий Николаевич Патрушев, и Сергей Алексеевич Данкверт — они абсолютно справедливо поднимали этот вопрос.
Но с каким трудом нам удалось принять закон о сохранении и восстановлении почвенного плодородия! Для этого пришлось организовать парламентские слушания в Колонном зале, собрать экспертов, аграриев, учёных, депутатов. Закон вызвал споры, и даже во фракциях не сразу сформировалось единое понимание.
В этих сложных вопросах нас всегда поддерживал В.В. Володин вопреки Единой России, вернее отдельных ее деятелей.
А между тем, Президент в двух указах прямо говорит о важности плодородия земель, об этом же шла речь и в его крайнем Послании Федеральному Собранию. Это задача стратегического уровня, и мы не имеем права её игнорировать.
Да, может быть, кому-то кажется, что проще было бы вернуться к прежним объёмам производства — те же 60 миллионов тонн зернобобовых, как это было в прошлые десятилетия. Но по какому пути мы тогда пойдём? К деградации почв, к опустыниванию территорий? А ведь сегодня мы уже наблюдаем такие процессы на значительных площадях.
Мы обязаны не только сохранять, но и восстанавливать плодородие почв, обеспечивая экологически устойчивое земледелие и продовольственную безопасность страны. Закон принят — теперь задача его реализации и неукоснительного исполнения.
Уважаемые товарищи, хочу отметить ещё одно важнейшее направление, о котором уже упоминал Сергей Алексеевич. Речь идёт о контроле за агрохимикатами и пестицидами. Это чрезвычайно чувствительная тема, и мы с вами последовательно работали над её законодательным обеспечением.
За последние годы нами было принято десятки законов, направленных на борьбу с контрафактом и фальсификатом, на восстановление полномочий Россельхознадзора внутри страны. Казалось бы, основная архитектура системы выстроена — и по самым сложным направлениям мы прошли, образно говоря, «десять столбовых дорог».
Но вот опять — встают барьеры, поднимаются попытки откатить уже достигнутое. Я прямо сказал: если не будет поддержки по важнейшему законопроекту, который мы готовим, мы внесём его напрямую, от комитета. И мы так и сделаем. Документ готов, и в понедельник он будет официально внесён. Я убеждён, что он пройдёт — потому что против него нет ни одного внятного аргумента.
В целом хочу подчеркнуть: жалоб на работу Россельхознадзора — крайне мало, а доверие к этой «армии охраны» в аграрной сфере стабильно высокое. Это важно, потому что именно благодаря этой системной работе удаётся держать под контролем критически важные риски.
Приведу конкретный пример: мы вернули Россельхознадзору полномочия по регулированию обращения побочной продукции животноводства. Раньше эти функции были переданы Росприроднадзору, и чем это обернулось — все помнят. Производителей буквально атаковали штрафами, суммы достигали 8 миллиардов рублей, особенно по свиноводческим комплексам и птицефабрикам.
Это была реальная беда. И мы с огромным трудом, но добились передачи этих полномочий в профильное ведомство. Сегодня эта проблема снята. Да, остаются отдельные нюансы — кое-где есть недопонимание со стороны малого бизнеса, но в целом их это не затрагивает, и система работает.
Но при этом хочу подчеркнуть, что это не значит, будто Россельхознадзор идёт на уступки недобросовестным участникам рынка. Ни в коем случае.
Речь идёт о профессиональном, взвешенном подходе, основанном на непредвзятости, партнёрстве и профилактике нарушений. Именно в таком ключе должна работать современная система государственного контроля. И в целом, я говорю об этом с уважением и пониманием — потому что выстроенная модель, в большинстве случаев, работает эффективно.
Однако, к сожалению, остаются отдельные случаи, которые не могут остаться без внимания. Поэтому прошу вас не скатываться в формализм, в бюрократическое мелочничество — не жлобствовать, если говорить по-простому.
Мне известно о конкретных обращениях, где в ваших актах по выявлению нарушений подделываются подписи, зачастую просматривается неуважительное отношение к отечественному производителю, прослеживается личный интерес. Зачем это нужно? Ваша репутация сильна — зачем её подрывать подобными действиями?
Я пока не направлял эти материалы в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет, не передавал их и Сергею Алексеевичу Данкверту — потому что надеюсь, что после сегодняшнего разговора соответствующие выводы будут сделаны, и таких ситуаций больше не возникнет. Но должен прямо сказать: подобные действия недопустимы. Они могут повлечь уголовную ответственность, а в лучшем случае — увольнение и утрату доверия.
В завершение хочу сказать несколько слов о науке и научном обеспечении отрасли. Это — наше достижение, наша интеллектуальная основа. Сохранить в течение десятилетий сильные научные центры — это уже само по себе большой успех.
Особенно хочу отметить Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных, ВНИИЗЖ во Владимире, который даже в условиях сложнейшего тридцатилетнего безвременья остался мощным научным центром. Мне не раз приходилось там бывать и видеть, в каком состоянии он находится — и, поверьте, это вызывает уважение. Также стоит упомянуть и Раменский институт карантина растений.
В целом хочу подчеркнуть вклад научного сообщества Россельхознадзора в развитие АПК. Это по-настоящему сильный профессиональный отряд: более 300 кандидатов и докторов наук, научные сотрудники и исследователи, которые работают не формально, а по-настоящему на результат.
Вы Сергей Алексеевич, сумели сформировать мощную интеллектуальную опору для всей отрасли. И это — колоссальное достижение, которым вы вправе гордиться. Я хочу поблагодарить руководство Россельхознадзора за работу в этом направлении. Изменилась в лучшую сторону и оплата труда в Россельхознадзоре.
Вместе с тем финансирование из федерального бюджета остаётся недостаточным. Например, когда речь идёт о 30–35 миллионах рублей на улучшение условий жизни инспекторского состава — возникает вопрос: что реально можно сделать на эти средства? Или когда выделяется 500 миллионов рублей на всю научную базу, включая материально-техническое обеспечение, — это явно не тот объём, который позволит науке и экспертной системе развиваться в полную силу.
Поэтому мы, как законодатели, обязаны вместе с Министерством сельского хозяйства, с финансово-экономическим блоком правительства, при работе над федеральным бюджетом добиваться большего. Поддержка науки, условий труда и жизни специалистов Россельхознадзора — это не привилегия, а условие безопасности страны.
Уважаемые товарищи,
В завершение хочу ещё раз выразить глубокую благодарность за ту большую, профессиональную и ответственную работу, которую вы ежедневно ведёте на всех направлениях. Ваш труд охватывает ключевые элементы продовольственной, санитарной и экологической безопасности страны, и я убеждён, что вместе мы продолжим двигаться вперёд.
Перед нами стоят серьёзные задачи: обеспечить сохранность земельных ресурсов, гарантировать высокое качество и стабильный объём продукции, выполнить все цели и поручения Президента, обозначенные в стратегических документах. Напомню, к 2030 году нам необходимо на 25% увеличить производство продукции и на 50% — экспорт. Эти цели вполне достижимы, и мы должны к ним стремиться.
У нас с вами есть всё: уникальный народ, трудолюбивые люди, которые живут и работают на селе — на фермах, в хозяйствах, на земле. Именно они обеспечивают продовольственную безопасность страны. И наша задача — поддержать их, помочь, создать достойные условия для жизни и работы.
Я недавно поднимал этот вопрос на отчёте правительства, и отдельно обратился к Председателю Государственной Думы Вячеславу Викторовичу Володину, он как руководитель фракции нас поддерживает вместе с тем.
Сегодня в стране действует 14 государственных программ, которые касаются здравоохранения, образования, культуры, спорта, инфраструктуры. Однако ни одна из них не окрашивает средства именно под сельские территории. Мы вчера вновь жёстко подняли этот вопрос, и я надеюсь, что сможем изменить ситуацию.
Это уже выходит за рамки одной Комплексной программы развития сельских территорий, бюджет которой на текущий год составляет 115 миллиардов рублей. Мы говорим о в разы больших суммах, потому что на селе живёт 37 миллионов человек — это 25% населения страны.
Это — наша общая задача. Когда у нас есть показатели, когда у нас есть качество, когда есть контроль и профессиональная репутация, мы можем отстаивать интересы агропромышленного комплекса и наших великих тружеников — людей села, настоящих кормильцев страны , мы с вами относимся к этому величию, к этой профессии. Поэтому вам спасибо за труд и самые добрые пожелания в будущем. Спасибо.