1 сентября - день Знаний - это особенное время, время надежд и начало нового трудного, но такого важного учебного года. Непонятно только, почему это так важно. Приятно, конечно, полюбоваться на нарядных девочек и мальчиков с ранцами и при букетах, полюбоваться и… тут же пожалеть их время, здоровье и юные силы, потраченные на уроки. Усилия, потраченные для большей части этих детей впустую. Ведь для жизненного процветания школьные науки им понадобятся в последнюю очередь. - считает Майя Кучерская «Ведомости».
Горделивая фраза «детям дал образование», равно как и призыв «учись, сынок» отдают смешным, наивным, позавчерашним - собственно советскими временами, когда престиж и даже культ знаний действительно существовал. Существовал по той очевидной причине, что образование способствовало продвижению по социальной лестнице. Если не подняться, то, по крайней мере, войти в социальный лифт без диплома было невозможно. И люди, которые вводили тебя под белы рученьки в этот лифт - большую жизнь, были твои учителя. Как же можно было не ценить тех, кто способствовал твоему продвижению и, в конечном счете, благополучию. Оттого-то они и сами себя ценили, и в учителя шли с большей охотой, и учителей хороших было больше.
Всем, кому приходилось сталкиваться с проблемой «найти ребенку хорошую школу», знают: сейчас в Московской области по-настоящему хороших государственных школ с творческими, заинтересованными в детях преподавателями - примерно одиннадцать. Все они отлично известны: Востряковский лицей №1 (Домодедово), гимназия №1 Мытищинского района, средняя школа №15 Одинцовского района, средняя школа №1 г. Серпухова, Удельненская средняя школа №1 Раменского района, лицей №7 города Электростали, лицей №2 из Дзержинского, лицей научно-инженерного профиля города Королёва, лицей города Железнодорожного, лицей №22 Воскресенского района. Все входят в первые строчки рейтингов «лучшие школы Подмосковья». И поступить в них нередко сложнее, чем в университет.
Хотя еще каких-нибудь 15-20 лет назад отдавать ребенка в «хорошую» школу вдалеке от дома не было ни малейшей необходимости - школа в твоем дворе чаще всего и была хорошей. Самые же амбициозные и «крутые» родители отправляли детей в спецшколы - с углубленным изучением иностранного языка. И обычно оставались довольны. Самое интересное, что в школах советской давности - и спец - , и обычных - действительно неплохо учили. И тогда встречались ужасные учителя, но в целом картина была явно более благополучной.
Значит все это только одно. Общественного спроса на качественное школьное образование больше не существует. Спрос рождает предложение, и 11 пристойных школ - как раз столько, сколько необходимо сейчас Подмосковью. Потому что сегодня, чтобы быть успешным и богатым, образование, полученное в одной из 11 лучших школ, не нужно. Оттого и 11-летний процесс получения аттестата превращается в формальность, не образование важно - корочка.
Очевидно поэтому среди ответов на вопрос о том, кем хотят стать современные молодые люди, доминируют профессии, так или иначе связанные в сознании респондентов с быстрым доступом к большим деньгам (51% по выборке, или 74% от ответивших на вопрос): бизнесмены и коммерсанты (23%), экономисты (6%), банкиры и финансисты (6%), менеджеры (4%). Часть школьников называют не столько конкретные профессии, сколько своего рода «символы» финансового успеха - «новые русские» (5%) «бандиты» (5%). Наконец, еще 2% просто говорят о высокооплачиваемой работе.
Так что можно еще долго сокрушаться о том, сколько у нас плохих школ и никому не нужных вузов, в которых состав преподавателей чудовищен, а рутина заменяет живую науку. Но до тех пор, пока ловкость, быстрота реакции, острота обоняния, часто беспринципность и, само собой, правильные знакомства, а вовсе не хорошее образование прокладывают путь к жизненному успеху, новых хороших школ у нас и не появится.