Выступление В.И.Кашина, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН, на пленарном заседании Государственной Думы при обсуждении законопроектов №№211907-5 и 231757-5 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Феде-рации» и «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке».
Фракция КПРФ давно выступает о необходимости наведения порядка в торговой сфе-ре, где до сих пор в значительной мере царит правовой беспредел, который в итоге сказыва-ется на кошельке наших избирателей, на их благосостоянии. В настоящее время в Россий-ской Федерации отсутствует специальный законодательный акт в сфере регулирования тор-говли. Правительство наконец-то вынесло на рассмотрение проект закона по этой теме. Па-раллельно рассматривается как альтернатива и проект закона, внесенный группой депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Но ознакомившись с предлагаемыми законопроектами, я сегодня снова нахожусь под впечатлением событий двухлетней давности. На одном из заседаний правительства и перед заседанием в течение часа я убеждал Виктора Алексеевича Зубкова, в то время Председа-тель Правительства, в том, что дальше так относиться к потребителю и товаропроизводите-лям, особенно производящих товары первой необходимости, нельзя. Такая политика ведет к дальнейшей деградации села, и она недопустима, поскольку рядом мы видим те огромные прибыли торговых сетей, которые, в общем-то, незаконным образом формируются, за счёт крестьянского труда и ограбления потребителей.
Виктор Алексеевич согласился со всеми нашими базовыми предложениями, которые ему были высказаны и даже выданы в письменной форме. Началось заседание правительст-ва, в течение двадцати минут он говорил: "Хватит грабить село, хватит этим "рогам и копы-там" командовать на рынках, в магазинах», и так далее, и тому подобное. Но когда объявили перерыв, подошли ко мне министры и говорят: «Ну, это хорошо, что Виктор Алексеевич за-нимает такую позицию. Хорошо то, что вы предлагаете. Но кто же даст все это сделать?»
И я сегодня ещё раз убеждаюсь, читая законопроекты, да, действительно, кто же даст нам сделать, принять тот настоящий закон, выстраданный потом и кровью крестьянским и тем трудовым народом, который последние копейки, гроши, свои пенсии несёт в магазин для того, чтобы купить хоть какие-то товары первой необходимости или в аптеке какие-то лекар-ства купить, поддержать свою жизнь. Не дадут эти нувориши, они не насосались, у них ещё мало в карманах вот этих народных денег.
Мы надеялись, что дело сдвинется с мертвой точки после встречи фракции с Прези-дентом. Перед ним был вскрыт весь этот позорный механизм ограбления народа торгашами и как необходимо противодействовать. Дмитрий Анатольевич согласился полностью с на-шими предложениями, на сайте Президента была размещена информация с изложением сути наших предложений. Нам казалось, что как раз реализация предложений, противодействую-щих ограблению, и должно быть сердцевиной рассматриваемых законов.
Давайте разбираться. Сегодня в розничной цене батона хлеба только 8 процентами труд крестьянина оплачивается. А ведь из зерна делается 250 видов продукции. 8 процентов! Куда уходят остальные 92 процента? Это более чем в 10 раз цена труда крестьянского накру-чивается для того, чтобы смолоть, выпечь этот хлеб и им поторговать. Во всём мире, мы сто раз показывали и доказывали всем, в розничной цене труд крестьянина оценивается не ниже 50%. Еще хуже ситуация с молоком: закупают по 2 рубля за килограмм, а продают по 35-40 рублей. Спрашивается, какой смысл крестьянину восстанавливать погубленное молочное стадо.
А возьмите рыбу. Там тоже труд производителя в рознице оценивается примерно в 10%. Например, морскую рыбу у рыбаков закупают по 10-12 рублей за килограмм, а в мага-зинах стоимость килограмма достигает почти 200 рублей. Или возьмем мясо. Закупают у крестьянина по 110-130 рублей за килограмм, а реализуют торгаши по 350 рублей. Председа-тель Правительства В.Путин лично в этом убедился, посетив один из московских универса-мов. И что изменилось? Ничего.
Если бы мы сегодня с вами дали бы крестьянину хотя бы 7 рублей за килограмм пше-ницы третьего класса, он бы на эти 7 рублей мог и технику приобрести, и зарплата бы на селе была не самая низкая, которая сегодня в 2 раза ниже среднероссийской заработной пла-ты. Деревня бы зашевелилась, появилась бы новая техника - комбайны, трактора и т.д., удобрения. Это дало бы толчок к оживлению десятку министерств в восстановлении па-дающей вниз экономики России. И если бы даже торговля и переработка добавила бы за этот килограмм пшеницы еще 7 рублей, то было бы 14 рублей, но из килограмма зерна произво-дится два с половиной батона хлеба. При таком подходе мы бы снизили цену сегодня не только на хлеб, хлебобулочные изделия, но и на макароны и на другие товары первой необ-ходимости в 2-2,5 раза.
Вот в чём суть рассматриваемых законов должна была быть. А вы их сделали техни-ческими. Спрашивается, для чего мы создавали комиссию? Почему наплевали на то, с чем согласился президент? Ведь все это было опубликовано и на сайте Президента, и в централь-ной печати. Оказывается для того, чтобы авторы сочинили снова законы, которые для про-стого человека, как мертвому припарка. Вы снова обеспокоены интересами нуворишей. В одной только 17 статье на трёх с половиной страницах ограничиваете и без того бесправную местную исполнительную власть, чтобы она, не дай бог, не обидела баронов торговли. Це-лый ряд статей, например, от 20 по 26 тщательно выписывают интересы торговцев.
В представленных законопроектах практически нет ни слова о потребителе. Но по-смотрите, за последние какие-то семь месяцев цена на хлебобулочные изделия выросла на 22%, на макароны ещё больше, на крупы – 28% в, подсолнечное масло и сахар - зашкаливает цена.
От нас избиратели ждут другого. Они надеются, что мы в конце концов прекратим тот беспредел с ценами, который каждый из нас может наблюдать, становясь покупателем. Се-годня никто не может объяснить, почему одномоментно выросли, например, цены на горя-чую воду, которые повысились почти в 2 раза, почему стоимость топлива растет при падаю-щей цене на нефть, почему в 3-5 раз выросла цена на некоторые лекарства, почему выросла цена на хлеб и хлебобулочные, а закупочная цена на зерно упала… В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации (ст.ст. 13, 16) в его прямые обязанности входит "осуществление регулирования в социально-экономической сфере", в том числе, например, регулирование тарифов на электроэнергию и другие энергоносители. Но почему-то ту же электроэнергию реализуют населению по цене в десятки раз превышающую себестоимость ее производства?
Этот перечень вопросов можно продолжить бесконечно. В стране ценообразование, в угоду жуликам, пущено на самотек. Основной критерий установления цен - нажива за счет населения. Никакие рыночные отношения не действуют. Возьмите, например, уличную тор-говлю бахчевыми, вы не найдете ни одной торговой точки, где бы цены отличались от дру-гих торговых точек. А ведь торгуют разным товаром, отличающимся и по месту выращива-ния, и по качеству и т.д. Почему нам не последовать братской Белоруссии, где законодатель-но установлены максимальные значения наценок и надбавок для производителей, переработ-чиков, посредников и торговцев? Почему мы не хотим установить законодательный барьер тем, кто безосновательно шарит по полупустым карманам большинства нашего населения, выколачивая деньги на "куршавели", яхты и дворцы. То, что предлагается в рассматривае-мых законопроектах по содержанию просто цинично по отношению к надеждам людей да и депутатов почти всех фракций.
Мы давно предлагали, в том числе и в качестве законодательной инициативы, принять закон о государственном регулировании ценообразования хотя бы на товары и услуги жиз-ненной необходимости - товары, удовлетворяющие жизненные потребности организма в не-обходимом количестве питательных веществ (хлеб, хлебобулочные изделия, макаронные из-делия, молочные продукты, мясо, мясные и колбасные изделия, овощи, фрукты, продукты детского и диетического питания), лекарства, услуги транспорта и связи, коммунальные пла-тежи и т.д. Разве мы не можем выстроить разумную шкалу максимальных надбавок по этой категории товаров и услуг? Посмотрите, в Белоруссии. Оптовая торговая сеть - наценка 5 процентов, розничная торговая сеть - наценка 15 процентов, переработка - 15 процентов. А всё остальное - товаропроизводителю. Было же это и в Советском Союзе.
Нас, коммунистов, обвиняют, что мы народ призываем на баррикады. Мы защищаем народ. Вы, господа, сами создаете ситуацию, когда люди вынуждены выходить на улицу. В каждом протесте народа всегда присутствует, в том числе, и элемент бездумной грабитель-ской политики в торговой сфере. Если мы хотим социального согласия, то надо прекратить издеваться над нашим народом, выворачивать последние гроши из его кошелька. Я думаю, время такое уже пришло.
В заключение хочу высказать ещё раз необходимость разработки действительно по-лезного для народа закона. Надо признать, что комиссия не справилась с этой задачей. Не получилось у них создать законодательный акт, который отстаивал бы интересы потребителя и товаропроизводителя. Давайте посмотрим еще раз кадровый состав этой комиссии, усилим его опытными людьми, специалистами, депутатами, которые смогли бы учесть все наши предложения, чтобы мы, в конце концов, получили тот закон, который ждут от нас наши из-биратели.