Кризис в России – больше, чем кризис. Выборы в России – больше, чем выборы. А выборы в период кризиса – это вообще нечто! Стрелки показаний абсурдности зашкаливают за крайнюю черту и настойчиво рвутся дальше. Но мы ничего, привыкли. К тому же жизнь буквально каждый день подбрасывает новые сюжеты – один безумнее другого.
ИЗ УПРАВДОМОВ – В КАНДИДАТЫ?
В то время как обманутые вкладчики массово выходят на митинги протеста, строительные компании устремляются на муниципальные выборы. Осознав, что на дворе кризис, а много денег все равно хочется иметь, застройщики и девелоперы приняли «оригинальное» решение: захватить власть во время выборов. Ради любимого своего занятия – строить. Строить дорого и сердито.
А, учитывая обстоятельство, что многим муниципалитетам коммерческое жилищное строительство нужно как собаке пятая лапа, да еще и по инвестиционному контракту строители должны отдавать до 25% квартир и о социальной инфраструктуре вдобавок думать, гениям мастерка и чековой книжки оказывается легче и дешевле продвигать своих людей во власть. А после – куражься, сколько хочешь, возводя один жилой параллелепипед за другим, нимало не заботясь о сложившемся архитектурном облике, да и вообще ни о чем не заботясь. Только стриги купоны с территории, отданной «на строительство и разграбление».
Вот, например, в славном подмосковном наукограде Жуковском на выборы стройными рядами движется целый «строительный» блок кандитатов в депутаты в связке с кандидатом на должность главы. Заявления простые и четкие: «Идем застраивать город»! Привожу реальный разговор с одной из «строительных» активисток:
– А зачем на выборы идете?
– Чтобы в городе строить.
– А кому это надо?
– Ну как?.. Это ведь надо… Кому-то…
– Ну так, стройте тогда!
– А нам не разрешают.
– Почему?
– Потому что мы хотим в городе все застроить.
Замкнутый круг. Современная версия сказки «про белого бычка».
И такие сказки избирателям рассказывают не только в Жуковском, но и во многих других городах и весях. Обещают доверчивым жителям настоящий золотой поток инвестиционных денег, который буквально прольется на головы людей после победы «строительных кандидатов», загадочно подмигивая, намекают на серьезные связи с московской леди-миллиардершей, уверенно внедряют в сознание картинки яркой и красочной жизни, профессионально забывая уточнять значимые и отнюдь не такие позитивные подробности.
На обещания не скупятся. Главное – задурить голову избирателям и добиться выигрыша своих кандидатов. Да и денег на это не жалеют. Ведь что такое затраты на масштабную избирательную кампанию в каком-нибудь подмосковном городе или районе? Цена пяти-шести новых квартир улучшенной планировки. Всего-навсего. Так что затраты быстро «отобьются», да еще и прибыль будет такая, что ничего и никого не жалко.
«На каждой вашей сотке – наши высотки»
Состояние дел в стройкомплексе сегодня таково, что в Москве практически исчерпан лимит свободных земель, отводимых под строительство. Зато в Подмосковье этих земель пока еще хватает. Вот оно «направление главного удара».
Цели выверены и просты: получить контроль над городом или районом, развернуть масштабное строительство, как можно быстрее все распродать, ни в коей мере не заботясь о последствиях, а после переключиться на новые участки. Суть плана: «На каждой вашей сотке – наши высотки».
Так что тот же Жуковский при реализации этой сомнительной схемы, может из наукограда запросто превратиться в «недостройград». Со всеми вытекающими последствиями.
А вместе с Жуковским еще целый ряд муниципальных образований. За примерами далеко ходить не надо – Щербинка, Железнодорожный, Юбилейный и иже с ними надолго запомнят «ласковых строителей с добрыми глазами».
Тех самых «строителей», что энергично понаставили везде множество бетонных коробок, забыв и о коммуникациях, и о детских садах и школах, а заодно и о чести с совестью, погнавшись за наживой. А когда обманутые люди приходят к этим «строителям», те в очередной раз делают «честное лицо» и разводят руками – а мы-то тут при чем?
И отступать им действительно некуда. За ними – Москва. А там «вкусных» площадок для строительства не осталось. Значит – лихой кавалеристский рейд по области. И гордое зеленое знамя со знаками евро и доллара развевается над ними. Ну и девиз на знамени: «Что не купим – то продадим! Что не разрушим – то застроим!». Просто, понятно и обеспечивает хорошие проценты прибыли со многими нулями. Себе – любимым, красивым и драгоценным. С голливудскими улыбками и в дорогих костюмах свободного покроя, предпочитающими отдыхать в Куршевеле и на Антибах. А то, что просто нули – это великодушный дар жителям. Вместе с коммунальными проблемами, разворованным бюджетом, разваленной социалкой и пустыми глазницами многоэтажных домов-монстров, которые раньше развалятся, чем будут заселены.
В дар жителям еще останется макулатура от «строителей – кандидатов» – целый ворох красивых глянцевых обещаний райской жизни, оставшихся с выборов. Как просроченные билеты на поезд, который и не должен был прибывать на указанную станцию.
Таких «билетов», оформленных в виде агитационных предвыборных материалов, в последнее время стало появляться все больше. Да и «строителей» на муниципальных выборах все прибавляется. Паточные речи, лубочные перспективы, глянцевые лица…
Увидите таких поблизости – гоните в шею, да подальше. Догонять не надо.
Алексей ПРИВАТОВ