В прямом эфире телеканала «ВЕСТИ 24», заместитель председателя Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям, член фракции КПРФ Алексей Русских ответил на вопросы, связанные с работой президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.
На ваш взгляд, насколько оперативно и качественно позволяет решать вопросы инновационного развития экономики России формат работы президентской Комиссии по модернизации? Как строится работа в рабочих группах Комиссии?
Тот факт, что комиссия создана при Президенте, говорит об озабоченности руководства страны состоянием экономики, нашим технологическим отставанием в приоритетных сферах. Как заявил Дмитрий Медведев, «для России главный, но пока невыученный урок -уход от сырьевой зависимости». Все сейчас осознают, что необходима модернизация и диверсификация экономики России. Основная проблема заключается в том, что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит. Пока не показали серьёзных результатов ни малые фирмы ни технопарки, ни различного рода центры трансфера технологий, ни технико-внедренческие особые экономические зоны. Всё это в основном, существует только на бумаге.
Ситуация с инновационной активностью на промышленных предприятиях – собственно, там, где вся эта работа и должна происходить, – не только не меняется, а в значительной степени (под влиянием кризиса, конечно) просто ухудшается. Довольно серьёзное негативное влияние имеют и неэффективная организация труда, и старое оборудование. Модернизации экономики – создание инновационной экономики – должна вестись в конкретных сферах, в конкретных отраслях. Мы напринимали много программ развития, но все они не принесли необходимого результата. По моему мнению, статус «президентской» комиссии позволит работать оперативно, не только теоретизировать, но и решать многие вопросы в рабочем режиме с Правительством, с субъектами Российской Федерации, с российским бизнесом. Понятно, что в такой ситуации необходимо сконцетрировать усилия на определенных направлениях, выделить приоритеты.
Уже за короткое время работы Комиссии, напомню, что создана она Указом Президента от 20 мая 2009г., выделены основные приоритеты, их пять: Энергоэффективность и энергосбережение (в т.ч. разработка новых видов топлива); Ядерные технологии;. Космические технологии, связанные с телекоммуникациями (ГЛОНАСС и наземная инфраструктура); Медицинские технологии; Стратегические информационные технологии (включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения).
Мы полагаем, что именно эти направления, при условии их эффективного развития, позволят модернизировать нашу экономику. Рабочие группы в составе комиссии, занимаются конкретными направлениями, готовят предложения и программы, которые затем обсуждаются с участием президента на расширенных совещаниях Госсовета.
Уже прошло несколько таких заседаний, по итогам которых были даны поручения Правительству о разработке КОНКРЕТНЫХ программ и проектов. 10 миллиардов рублей будут зарезервированы на будущий год под реализацию этих проектов. Аналитический центр при Правительстве будет вести мониторинг и контроль за реализацией этих проектов. Помимо этого, финансирование будет осуществляться и в рамках уже существующих федеральных и региональных программ.
Вот конкретные примеры – По итогам работы Комиссии, посвященной развитию российской атомной энергетики в Сарове, по проекту «Новые ядерные энергетические технологии» правительство принимает федеральную целевую программу в которой будут определены и источники финансирования и мероприятия по реализации. В том же Сарове, насколько мне известно, молодые ученые создают импортозамещающие программы по термодинамике, гидрологии, а так же ведут разработку перспективного программного обеспечения и компьютерных технологий, а ведь эти вопросы развития стратегических компьютерных технологий и программного обеспечения обсуждались Президентом в рамках Комиссии во Владимирской области. Работа комиссии дала толчок к активному обсуждению целесообразность создания в России системы суперкомпьютеров различной мощности с различными эксплуатационными характеристиками, в частности, создание суперкомпьютера, способного моделировать ядерный взрыв и его последствия.
Возможно использование такого суперкомпьютера и для инновационного развития всей экономики страны - через систему связи возможностями суперкомпьютера смогут пользоваться и предприятия, и научные учреждения и вузы для подготовки молодых специалистов.
Вообще вопрос подготовки кадров я считаю ключевым. Необходимо возрождать наши лучшие традиции обучения перспективных студентов и молодых специалистов не только в вузовских аудиториях, но и на действующем производстве, вовлекать их в проводимые исследования. Обучение и воспитание таких специалистов есть гарантия нашего присутствия на рынке высоких технологий. Тем более, что ни для кого не секрет, что наши программисты считаются лучшими в мире. И не все уехали за рубеж.
У нас много высококлассных специалистов в различных отраслях. Я не согласен с тезисом, что «все лучшие умы уехали в 90-годы», прошло почти 20 лет, выросло и выучилось новое поколение, молодые ученые и студенты сейчас имеют возможность ездить по миру, стажироваться в известных зарубежных вузах и центрах, работать по зарубежным грантам, чем активно пользуются. Я надеюсь, что в рамках реализации приоритетных направлений развития инновационной экономики, мы создадим нормальные условия для работы наших молодых специалистов, чтоб они не только могли реализовывать свои научные проекты, но и финансово не бедствовать. Для этого мы в Госдуме приняли закон о возможности создания малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях. Есть много научных разработок, которые не внедряются в промышленное производство. Этот закон будет стимулировать внедрение результатов интеллектуальной деятельности в промышленное производство, реализовывать новейшие инновационные разработки.
Чтобы сдвинуться с мертвой точки, нужно ко всему подходить комплексно. Невозможно решить проблему только жестким госрегулированием. Чтобы страна совершила инновационный рывок, необходимо стимулировать бизнес к инвестициям - во всем мире две трети новых разработок внедряются за счет частных средств, в России - пропорция обратная. Есть проблемы и с внедрением новых разработок. Вывести на рынок новые продукты часто невозможно, потому что они противоречат старым ГОСТам, СНиПам, а новые техрегламенты только создаются. Нужно создать систему госзаказа на высокотехнологичную продукцию, усовершенствовать законодательство, убрать таможенные барьеры для экспорта нашей высокотехнологичной продукции.
Какие предложения по государственной поддержке инноваций в промышленности сейчас рассматриваются?
У нас инновационные предприятия занимают не больше 10 процентов. Создание нового, инновационного типа экономики предполагает не просто преодоление технологического отставания и модернизацию производства, а способность экономики быстро меняться, генерировать новые идеи, продукты, услуги. В 2010 году на федеральные целевые программы, поддерживающие инновации, планируется выделить 250 миллиардов рублей. Деньги пойдут на программы по космосу, развитие авиационной и судостроительной техники, систему ГЛОНАСС. Минэкономразвития завершает разработку специального плана мероприятий по повышению инновационной активности, который рассчитан до 2012 года. Ключевые мероприятия плана обойдутся бюджету 2009-2010 гг. больше, чем в 37,6 миллиарда рублей. Алексей Кудрин обещал, что расходы по приоритетам инновационного развития, таким, например, как энергосбережение, космос не будут сокращены. Еще в 60 миллиардов рублей могут обойтись бюджету налоговые льготы для инноваторов. В первую очередь речь будет идти об ускоренной амортизации нематериальных активов и отмене взимания НДС с некоторых программных продуктов. Предусматривается помощь малым инновационным компаниям, для которых предлагается расширить финансирование на ранней стадии развития.
Государство будет стимулировать инновационные проекты в сфере энергоэффективности. Это позволит снизить энергоёмкость ВВП не менее чем на 40 процентов к 2020 году. Главной задачей нашей Комиссии является реализация типовых проектов по энергосбережению на производстве, в бюджетном секторе, в социальной сфере, в коммунальном хозяйстве.
В рамках закона по энергоэффективности, который скоро будет рассмотрен во 2 чтении в Госдуме, это по сути, новая версия закона, в которую вошли все предложения и все те поручения, которые сформулированы по итогам соответствующего президиума Государственного совета. будет принят ряд решений, которые позволят стимулировать бизнес и граждан к тому, чтобы применять энергоэффективные технологии, а также по развитию рынка услуг в этой сфере.
В ближайшие 3–4 года мы должны создать такие условия, при которых будет выгодно применять новые технологии, при которых будет выгодно потреблять ровно столько энергии, сколько необходимо для того, чтобы жить комфортно, нормально, и для того, чтобы производить, если говорить о бизнесе, высококачественную продукцию и услуги.
Основные бюджетные средства будут направлены на внедрение технологий учёта, будет стимулироваться замена осветительного оборудования. Правительство планирует осуществлять производство энергоэффективных ламп на российской территории м.б. в партнёрстве с зарубежными компаниями
В законопроекте по энергоэффективности, который сейчас готовят в Госдуме, не содержится жестких требований к предприятиям, все на уровне благих пожеланий. Приведет ли такой закон к поставленной цели?
К сожалению одними жесткими требованиями добиться поставленной цели повышения энергоэффективности экономики страны нельзя. У нас есть опыт применения принятого в 1996 году закона об энергосбережении. Закон получился рамочным, декларативным и фактически не работал.При обсуждении основных положений нового законопроекта, становится ясно, что для его эффективной реализации необходимо принятие более 40 подзаконных актов которые определят механизмы, в основу которых будет положено нормирование энергоэффективности. При этом надо не забывать, что чрезмерное нормирование может привести к неоправданному усилению административного давления на бизнес, особенно на малый и средний. (У нас даже фраза есть – «кошмарить бизнес»). Необходим взвешенный подход. Необходимо создать такую среду и такие взаимоотношения, где энергосбережение и производственная эффективность будут совместимыми понятиями. Только так мы сможем повысить производительность труда и конкурентоспособность экономики в целом.
Какое КПД для экономики России ждать от замены ламп накаливания на энергосберегающие?
По информации европейских экспертов, энергосберегающие аналоги лампочек накаливания, в основном люминесцентные и светодиодные, эффективней на 75 %.
Вопрос надо ставить не о КПД от замены ламп накаливания, а о создании общей культуры энергопотребления в стране как осознанной необходимости. Понятно, что основными потребителями электроэнергии являются промышленные предприятия и основные потери и неэффективное использование ресурса там, а не в домохозяйствах.
Вопрос о переходе на новые источники света дело времени - нельзя забывать о техническом прогрессе, новых технологиях, которые делают нашу обычную жизни комфортнее
А вот, кто и где будет производить новые лампы вопрос не праздный. Правительство планирует осуществлять производство энергоэффективных ламп на российской территории м.б. в партнёрстве с зарубежными компаниями. Создание новых и модернизация старых производств позволит сохранить существующие и даст возможность создать новые рабочие места.