2009-11-13 10:47
«Правда»
Когда же перестанут реформировать наше многострадальное образование? Казалось бы хоть в кризис стоит оставить его в покое, однако покой нам только снится…
Давно задумал статью под названием "Смиренный учитель". За 20 лет педагогов так замордовали нововведениями, что поневоле они становятся смиренными. Учитель ныне согласен на меры любого порядка, хоть на ЕГЭ, хоть на религию, хоть на карцеры (сидел же в карцере Л.Н. Толстой!), хоть на все меры Болонского процесса, вместе взятые. Лишь бы оставили систему школьного образования в покое. Хотя бы на время. Кто же реформирует столь сложную систему в условиях кризиса?
Однако потом я отказался от идеи "смиренности" учителя. Может, хватит клевать школу и учителя? Худо-бедно, но школа осталась едва ли не единственной общественно-государственной системой, пока еще работающей и местами очень даже неплохо. К тому же главные школьные проблемы лежат не в школе, а за ее пределами. Это не дидактические проблемы, а воспитательные, но от которых в итоге страдает и дидактика. Ну не может наш учитель стать выше того же ТВ, на которого у государства, судя по всему, нет никакой управы. Дети изначально приходят в школу с негативным к ней отношением. ("Если б не был я поэтом, то спалил бы школу эту", - вычитал я где-то, в том же Интернете). Откуда это? Скажут, учителя сами виноваты. И говорят же. Благо фактов хоть отбавляй. В Керчи директор интерната затолкал в рот воспитаннику связку ключей (2008 г.). В Уфе учительница избила указкой 8-летнего Диму (2008 г.). Где-то под Рязанью директор школы торговал наркотиками (2009 г.) и т.д. И после этого школа еще будет обижаться на неуважительное к себе отношение? Будет.
Кто-то из мудрецов учил ничему не удивляться, не возмущаться, не ругать, а понимать. А кто понимает, почему сегодня почти весь учительский корпус на грани всеобщего эмоционального срыва? Уж верхи (власти) этого точно не понимают, они думают, что главное в школе - это ЕГЭ и ужесточение контроля за кадрами учительства. И еще: ни в коем случае им не переплатить, но выжать из них все и по полной программе. А ведь главное сегодня в другом: учитель девальвировался не только в общественном, но и в собственном сознании. А это уже катастрофа. Ну что может сделать в школе учитель с низкой самооценкой, особенно если в классе есть дети "богатеньких Буратино"? Они же нередко просто глумятся над педагогами: тоже мне, знания - сила... Многие из учителей и не учителя уже вовсе, а шкрабы - школьные работники. Хуже того - обслуга школьников. Приравнять учителей к сфере обслуживания - это "высший пилотаж" в образовательной политике нашего государства.
Додумались же до словца, как когда-то Путин, назвавший свою должность президента "услугами населению". Если что-то и обслуживают учителя, так это не желудки и не прически учеников, а их души. А это большая разница. Читаю вот А. М. Горького - великого знатока жизни и мастера слова. И он пишет: "Когда жизнь неприглядна и грязна, как старое, засоренное пожарище, приходится чистить и украшать ее на средства своей души, своей волей, силой своего воображения, - вот к чему я пришел, наконец. Если бы вы знали, как восторженно делал я это и как, порою, смешно мне вспоминать о бесплодности попыток моих украсить жизнь, о лучеиспускании света души в пустоту ("По Руси"). Вот чем занимался всегда и продолжает в массе своей заниматься и наш отечественный учитель, не обслуживанием, а лучепусканием света своей души в пустоту.
Почему в пустоту? А потому что душа ребенка уже вытоптана с ранних лет "новыми ценностями жизни", от которых отказывается даже Америка, признанный лидер меркантильности. А Россия все более в них увязает. Недавно, кстати, Нобелевской премии по экономике была удостоена американка, которая доказала эффективность именно коллективных форм хозяйствования (сенсация?), а наш министр финансов все твердит, что приватизация в России будет наращиваться и далее.
Однако не будем расписывать бедственное положение учителей, о чем уже было сказано и пересказано предостаточно. Что предлагает автор?
Не просто повышение зарплаты учителей, а ее повышение втрое, то есть кардинальное. Без этой меры никакая компьютеризация не спасет ни учителей, ни школу, ни страну. И про кризис не надо ля-ля: дескать, денег нет. Почему, как пишут, учитель начальной школы в Германии получает в 10 раз больше, чем наш? Если у государства нет денег на школу, то, значит, у него нет и будущего.
Никакой второй половины дня! Учитель и так работает в несколько смен: на семью, на подготовку к занятиям, на одну-две смены в школе и плюс еще где-то на стороне. Выжить чтобы. А ведь великий знаток учительского труда В.А. Сухомлинский писал, что свободное время учителя - это корни, которые питают ветви его творчества. Нужна срочная и поголовная диспансеризация всех учителей. Почему учитель срывается иной раз с педагогической орбиты? Знает ли государство, каково реальное психическое и физическое состояние педагогов? Понимает ли, что именно он, учитель, ключевая фигура в школе? Да, ученик - цель, но ключ-то к нему - учитель! Будет хорошо учителю, будет хорошо и детям, а значит, и стране.
Пора прекратить делать из профессии учителя бесконечные шоу на разных уровнях. Учительство - кропотливейший и душезатратный труд, последствия которого - судьба человека, а вовсе не победа на очередном конкурсе учителей. Не может стать лучшим педагогом района, города или страны учитель с двух-, трехлетним педагогическим стажем, если он, конечно, не гений. В учительстве опыт гораздо важнее полученного образования и современных педагогических технологий.
Следующее мое предложение: вернуть на ТВ-экран передачи о лучших педагогах страны. Как это и было в советское время. Неужели искусство суда для страны важнее искусства учительства? Ведь не видно что-то ни новых Макаренко, ни новых Амонашвили. А ведь победителей всяких конкурсов учителей - пруд пруди. Удивительно: всем на телеэкране есть место - экономистам, финансистам, уголовникам, извращенцам и т.п., но не учителю. Скажет читатель: фантастика! Ничего из предложенного власти не сделают. Но ведь в жизни так не бывает, чтобы было сказано и сразу сделано. Между первым и вторым - дистанция огромного размера. Дорогу осилит идущий, и стучащему - открывают.
Haш учитель, в сущности, советский человек. Он легко поддается управлению и убеждению. Он по воспитанности, ответственности и совести своей не может биться за свои интересы, что называется, вырывая из глотки. Не научился еще, стесняется. Но сколько же можно эксплуатировать эти качества? Учителю, как воздух, пока нужен патронат государства. А когда он научится "рвать и метать" (тенденция к этому у молодежи уже большая), то ему вряд ли потребуется чья-то помощь. Вопрос лишь в том, останется ли он при этом еще и учителем?
Все статьи раздела "Единоросы "кошмарят" страну: план Путина в действии"