2009-11-18 16:12
Пресс-служба депутата ГД А.В. Багарякова
18 ноября на пленарном заседании Государственной Думы депутат фракции КПРФ А.В. Багаряков в ходе рассмотрения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов подверг критике курс, проводимый Центральным банком РФ.
Основная цель деятельности большинства Центральных банков по всему миру – создание условий для экономического роста в стране. Федеральная резервная система США проводит денежно-кредитную политику для достижения задач максимальной занятости, стабильных цен и устойчивого экономического роста. Именно так и прописаны эти задачи в законе о ФРС. Берем другой полярный пример – республика Беларусь. В документе об основных направлениях денежно-кредитной политики республики Беларусь четко указана основная цели политики – создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста в стране.
У нас Центральный банк преследует две цели – снижение инфляции, которая никак не желает снижаться, и поддержание устойчивости курса рубля, на что уже было затрачено 200 млрд. долларов в ходе текущего кризиса. При этом непонятно, каким образом Банком России учитываются экономические интересы страны. На предложение установить в качестве основной цели деятельности Центрального банка стимулирование устойчивого экономического роста руководство банка отвечает отказом.
Хотя название представленного документа – направления кредитно-денежной политики, о кредитной политике упомянуто на редкость мало. Практически не говорится, какие меры Центральный банк собирается предпринять для оживления кредитования в стране, и самое главное, для увеличения его доступности. Что касается законодательно закрепленной задачи Банка России по защите рубля, то ЦБ и вовсе собирается отказаться от интервенций на валютном рынке, фактически оставив национальную валюту на растерзание международным финансовым спекулянтам.
Обратимся к истории.
В предкризисные годы Центробанк позволял рублю укрепляться к иностранным валютам, в результате чего почти все отечественные компании предпочитали заимствования в зарубежных банках. Система кредитования внутри страны оставалась крайне неразвитой. Кроме того, подобная политика в сочетании с тарифной политикой Правительства приводила к удушению российских экспортеров. Продовольственная безопасность страны оказалась под угрозой: доля импортных продуктов в России превысила 50%, а в столице уже перевалила за 80%. Что касается фармацевтической отрасли, то там ситуация еще более тяжелая: отечественные производители лекарств практически вытеснены с российского рынка.
ЦБ годами придерживается политики currency board – валютного коридора. Смысл этой политики в том, что денежное предложение в стране увязывается с притоком иностранной валюты. В условиях фактического отсутствия барьеров для движения капитала это приводит к негативным последствиям для экономики в целом. Фактически страна теряет финансовый и экономический суверенитет. Приток спекулятивного капитала в страну приводит к росту денежного предложения, надуванию пузырей на фондовом рынке и рынке недвижимости, необходимости изъятия из экономики избыточной ликвидности, повышению инфляции.
Подобная ситуация наблюдалась в 2007 году, когда приток частного капитала в страну составил более 80 млрд. долларов вместо 15 млрд. долларов по прогнозу ЦБ, а денежная масса выросла почти на 50% вместо ожидавшегося Банком России роста на уровне 20-30%. О каком долгосрочном планировании развития страны может идти речь, когда государство не может спрогнозировать даже уровень денежной массы в стране на год вперед?
Контроль за движением капитала в стране находится на крайне низком уровне. Согласно отчету ЦБ, только за прошлый год потери страны от переводов по фиктивным операциям с ценными бумагами, а также от неполученной экспортной выручки составили почти 40 млрд. долларов. Сколько российских олигархов заработали миллиарды за счет подобных афер!
В отчете ЦБ о платежном балансе есть такая категория – чистые пропуски и ошибки. За 2008 год валютные резервы страны недосчитались 12 млрд. долларов за счет этой строки баланса, а за 9 месяцев текущего года куда-то испарилось еще 8 млрд. долларов. Хотелось бы услышать от Центрального банка внятное объяснение этим потерям.
Самый свежий пример – пропажа более миллиарда рублей денежных средств Пенсионного фонда России, находившихся на счету в Центральном банке. Сообщается, что неустановленное лицо принесло в ОПЕРУ Центробанка два фальшивых поручения, якобы от имени Пенсионного фонда, по которым немедленно был начат перевод денег. Хотя в платежке были задействованы неиспользуемые Пенсионным фондом коды бюджетной классификации, ЦБ дал зеленый свет на проведение расчетной операции. Комментарии, как говорится, излишни.
Сегодня средние ставки по кредитам населению на срок свыше года уже превысили 30 процентов и продолжают расти. Промышленность по данным Центрального банка получает кредиты на уровне 16% годовых, хотя к такой промышленности можно отнести лишь крупнейших заемщиков уровня Газпрома и Роснефти, а все остальные кредитуются под ставку не ниже 20-24% годовых.
Если в последние несколько месяцев инфляция в стране, по словам представителей ЦБ, близка к нулю, то почему тогда ставки по кредитам предприятиям и населению все выше и выше? Снижение ставки рефинансирования почти не отражается на кредитной ставке, под которую банки кредитуют промышленность. К примеру, банк “Русский стандарт” выдает населению грабительские кредиты под 65% и даже 75% годовых на срок менее года. И это – при ставке рефинансирования ЦБ менее 10%!
Центральный банк словно не понимает, что высокие ставки по кредитам в стране автоматически приводят к росту цен на все остальные товары и услуги, поскольку отечественные компании вынуждены закладывать в цену продукции высокие проценты по кредиту. Если раньше большинство российских компаний брали кредиты за рубежом, то теперь доступ на западный рынок капитала оказался для многих закрыт, и они вынуждены кредитовать в отечественных банках под высокий процент. Чтобы отдавать 15-20% годовых банку, российским компаниям приходится в такой же пропорции увеличивать расценки на газ, бензин и электроэнергию, лоббируя ежегодное повышение тарифов. Не снизив ставки по кредитам, мы не остановим инфляцию. И хотя у ЦБ есть спецпредставители в крупнейших банках, на ситуацию они повлиять не в состоянии.
На этом фоне руководство ЦБ заявляет об использовании всех инструментов политики для снижения инфляции и переходу к режиму свободного плавания курса рубля.
А как себя ведет менеджмент государственных банков!!!! Хамское и пренебрежительное отношение к заёмщикам, как будто деньги, идущие на кредитование, являются их собственностью, они забывают, что они лишь менеджеры государственных банков, а не хозяева, а о себе, конечно же, не забывают, выплачивая миллионные бонусы, невзирая на результат. Больно и стыдно смотреть на такое безобразие.
Какие же перспективы ждут российскую экономику в случае реализации представленной ЦБ денежно-кредитной политики?
Во-первых, бизнес будет продолжать задыхаться без кредитов. Борьба с инфляцией идет в ущерб кредитованию реальной экономики. В сегодняшних условиях инфляция в России имеет преимущественно не монетарный, а затратный характер, и вызвана стремительным ростом тарифов на газ и энергию, а также крайне высокой степенью монополизации российской экономики. Теперь представьте, что произойдет после очередного увеличения тарифов в 2010 году, а также замены ЕСН страховыми взносами с последующим их повышением в 2011 году! Более того, если Правительство ожидает, что в ближайшие 3 года наступит долгожданное оживление экономики, что подразумевает и рост спроса, то почему инфляция вообще должна снижаться?
Во-вторых, о каком переходе к режиму свободного плавания курса рубля может идти речь, если в законе о ЦБ четко прописано: целью деятельности Банка России является защита рубля, и сделать это без интервенции ЦБ будет невозможно? Как можно говорить о долгосрочном кредитовании предприятий, если Центральный банк допускает такие колебания курса рубля, что национальная валюта сначала упала к доллару на 55%, затем укрепилась всего за полгода на 20%. Неужели мы не извлекли уроков из событий последних лет, когда российские экспортеры промышленной продукции год за годом утрачивали позиции в результате укрепления рубля? Падение производства достигает 15%, а если брать в расчет только обрабатывающую промышленность, то и все 25%. Если ЦБ перестанет защищать рубль, то колебания его курса станут гораздо больше, что еще сильнее ударит по отечественному производителю.
В-третьих, встает вопрос: а что Центральный банк будет делать с золотовалютными резервами? Как известно, часть резервов Российской Федерации, а именно средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, это порядка 170 млрд. долларов, будут направлены на погашение дефицита федерального бюджета. Однако в собственности ЦБ находятся еще 250 млрд. долларов в виде резервов, причем согласно прогнозу Центробанка в ближайшие 3 года эти резервы будут только расти. И если ЦБ отказывается от интервенций на валютном рынке, встает вопрос, что Банк России собирается делать с этими деньгами?
Американская валюта вот-вот обрушится, а Центральный банк с гордостью сообщает, как за октябрь он приобрел еще 15 млрд. долларов. Стоит ли продолжать кредитовать экономику других стран под смешные проценты, если сегодня как никогда велика потребность в технологической модернизации страны, о чем говорил Президент в своем Послании Федеральному Собранию 12 ноября. Более того, Правительство собирается практически утроить госдолг в ближайшие 3 года, выплачивая огромные проценты западным банкам. Зачем России заимствовать денежные средства за рубежом, увеличивая бюджетные расходы на обслуживание госдолга, если можно взять в долг у Центрального банка за счет средств валютных резервов, как это делают Правительства во многих странах мира, тем более, что свободные резервы ЦБ в несколько раз превосходят потребности страны в заимствованиях в обозримом будущем?
Поскольку в законе о ЦБ говорится, что единую государственную денежно-кредитную политику Банк России и разрабатывает и проводит совместно с Правительством Российской Федерации, то вопросы развития национальной экономики, защиты отечественного производителя должны обязательно стоять на первом плане в этом документе. ЦБ не может отказываться от решения важнейшего вопроса – возобновления экономического роста, без которого все остальные действия денежного регулятора попросту лишены смысла.
Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"