В поселке Быково Раменского района жители столкнулись с проблемами связанными с принятием местной Администрацией и Советом депутатов решений, прямо противоречащих нуждам и желаниям местного населения. Это, прежде всего, проект многоэтажной коммерческой застройки района дачного поселения около пруда, зоной традиционно малоэтажных строений, закрытием наземного пешеходного перехода через железную дорогу, бездействием властей в плане благоустройства территории.
Данные инициативы Администрации и депутатов были проведены без публичного обсуждения с жителями поселка Быково. Граждане, чьи интересы непосредственно затрагивает многоэтажное строительство, и кто каждый день пользовался пешеходным переходом, узнали обо всем последними. Их просто поставили перед фактом. Придя на станцию, они увидели, что переход закрыт. Пробуя решить данные проблемы по-одиночки, мы сталкивались с полным игнорированием наших обращений или, в лучшем случаи, получали отписки различных инстанций. Нас рассматривали как «дачников», мешающих работать Администрации. Ни кто всерьез не принимал наши требования и обращения. Но жить, то хочется по-человечески.
Конституция Российской Федерации и 131 Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» дает широкие возможности гражданам для непосредственного участия в управлении территорией, где они проживают посредством территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Через инициативное, самостоятельное территориальное общественное самоуправление граждане имеют возможность под свою ответственность решать свои жизненно важные проблемы, возникающие в процессе проживания на конкретной территории. ТОС – это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан.
Развитая система ТОС свидетельствует о наличии гражданского общества. Территориальное общественное самоуправление обеспечивает связь между обществом и органами местного самоуправления, а через них и с государством. Оно действует «снизу вверх», является проводником народной инициативы.
В мае 2006 года Главой администрации было организовано собрание жителей, чьи дома расположены на левой стороне городского поселения вблизи детского дома. Он объявил, что часть земельного участка детского дома передана ООО «Стройтех» для возведения 17-ти этажного жилого здания. Представитель ООО объяснил, что они планируют приступить к строительству в ближайшие месяцы и что этот дом явится первым в серии зданий, которые планируется возвести в поселке.
Вполне естественно, эта новость вызвала шок, поскольку ранее возможность многоэтажного строительства, а тем более коммерческого, на левой стороне поселка не рассматривалась. Более того, в предвыборных обещаниях главы администрации подчеркивалось, что многоэтажного строительства на левой стороне посёлка не будет. Из документов на строительство представителем ООО был предъявлен только инвестиционный контракт, заключенный с Администрацией Раменского муниципального района и никаких документов на строительство предъявлено не было.
Для исправления тупиковой ситуации инициативная группа приняла решение о создании на левой части городского поселения Быково Территориального общественного самоуправления. Надо отметить, что идея создания ТОС встретила ожесточенное сопротивление со стороны поселкового Совета депутатов, который до этого вообще не давал поводов заподозрить свое существование. Тем не менее, организованный в ноябре 2008 года ТОС «Центральный» в июле 2009 года был зарегистрирован.
Запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц «08» июня 2009 года Управлением ФНС России по Московской области за основным государственным регистрационным номером: 1095000002954.
Самым важным направлением своей деятельности ТОС считает информирование жителей и вовлечение их в решения жизненно важных проблем поселка. Для этого, в частности, ТОС организовал сайт http://www.toscentral.ru/, на котором публикует нормативные документы администрации, информирует жителей о своей работе, проводит обсуждение важных для поселка вопросов и т.д. Интересно отметить, что ТОС выделил для администрации и Совета депутатов соответствующие странички на сайте, которые они могли бы использовать для информирования жителей о своей деятельности, но это никакого интереса с их стороны не вызвало.
В процессе деятельности ТОС довольно быстро выяснилось, что возможности местного самоуправления в очень большой степени ограничиваются нежеланием администрации вышестоящего уровня ограничивать свои полномочия и полным отсутствием контроля, как со стороны правительства области, так и со стороны надзорных органов, за точным исполнением положений по местному самоуправлению. Во всяком случае, обращения ТОС по поводу желания районной администрации провести массовую застройку поселка многоэтажными коммерческими зданиями и по поводу связанных с этим многочисленными нарушениями требований Закона о местном самоуправлении, в органы прокуратуры различных уровней, приводили лишь к появлению откровенных отписок.
Но ТОС продолжил свою кропотливую работу, начатую еще в 2007 году в качестве инициативной группы, и сумел доказать, что подземный переход под железной дорогой недоступен гражданам с ограниченными физическими возможностями, мамам с колясками, малым детям с велосипедами, да и просто пожилым людям. Это дало возможность ТОСу заставить Главу администрации отозвать свою подпись на протоколе о закрытии наземного пешеходного железнодорожного перехода и начать переговоры об его восстановлении. В мае 2009 года наземный пешеходный переход был открыт.
Во время прошедшей выборной компании жители нашего ТОС решили выдвинуть 3-х кандидатов в Совет депутатов городского поселения Быково путем самовыдвижения. Собрали все необходимые документы, подали их в Территориальную избирательную комиссию Раменского муниципального района и получили отказ (решения за №46/28, № 46/29, №46/30 от 03.09.2009 г.).
Основанием для отказа в регистрации послужило:
- изготовление 5-ти подписных листов не оплачено из избирательного фонда,
- неполное указание адреса места жительства избирателей в подписных листах.
Раменский городской суд и Московский областной суд поддержали Территориальную избирательную комиссию, оставив одного кандидата в депутаты. По итогам выборов наш кандидат по округу № 7 не добрал до победы 21 голос.
Почему решение о строительстве принято в нарушение требований законодательства. Почему население не принимало участие в решении этих вопросов путем проведения публичных слушаний. Администрация долго и всячески уклонялась от обсуждения данного вопроса. Но вынуждена была провести собрание жителей поселка, на котором было заявлено, что никакого генерального плана не существует, никаких экспертиз на соответствие планов строительства нуждам поселка, возможностям его инфраструктуры и влияния строительства на экологию прилегающих территорий, не проводилось. Тем не менее, администрация предъявила схему архитектурно – планировочной организации левой стороны территории городского поселения Быково. Из схемы следовало, что планируется возведение 10-ти 17-ти этажных жилых дома. Дома будут построены частично на земельном участке детского дома, частично на земельном участке начальной школы, которая должна быть снесена. А так же на земельных участках, находящихся в собственности жителей посёлка, семьи которых проживают в своих домах на данной территории с начала прошлого века, являясь коренными жителями посёлка.
В настоящее время количество жителей посёлка, проживающих на левой стороне поселка, круглый год составляет порядка четырех тысяч жителей. Новостройка увеличит количество жителей в два раза. Это дополнительно потребует пятьсот мест в детском садике, тысяча мест в школе, а так же добавит поселению порядка тысячи автомобилей. По поводу автодорог, железнодорожного переезда, водопровода, электроснабжения и канализации в архитектурно-планировочной схеме ничего сказано не было. А ведь это построено в середине прошлого века и не рассчитано на восемь – девять тысяч жителей.
Инициативная группа была вынуждена обратиться в Администрацию Раменского муниципального района, Правительство Московской области, Прокуратуру Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Мособлгосэкспертизу со следующими вопросами:
Является ли законной передача земельных участков детского дома и школы под коммерческое строительство?
Является ли законным планирование захвата частных земельных участков под коммерческого строительство?
Предоставлялась ли какая-либо документация по строительству в городском поселении Быково на соответствующие экспертизы?
Из полученных ответов следовало, в частности, что участок выделен ООО «Стройтех» с нарушением действующего законодательства (Прокуратура), что исходно – разрешительная документация по размещению многоэтажного строительства в городском поселении не была оформлена в установленном порядке (Главархитектура), проект планировки в указанных границах на рассмотрение не предоставлялся. В связи с этим Главархитектура приостанавливает действие задания на разработку проекта жилой застройки в городском поселении Быково.
Тем не менее, районная администрация отнюдь не отказалась от своей идеи массовой коммерческой застройки поселка вопреки желанию его жителей. Причем главным аргументом является необходимость возместить инвесторам уже понесенные расходы. Поскольку никакой полезной деятельности инвесторы не проводили, то можно предположить, что имеются в виду расходы, связанные с утверждением инвестиционного договора. И всё это на фоне публичных выступлений нашего Президента, на которых было заявлено, что: «Москва не может, как раковая опухоль, расползаться по области высотной застройкой. В области необходима малоэтажная застройка в сочетании с котеджными посёлками».
Декларация ООН о правах коренных народов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007г. рассматривается как новая норма международного права. В соответствии с положениями Конституции Р.Ф. (ст. 15 п. 4, ст. 17 п. 1, ст. 69) принимая во внимание постановление Пленума Верховного Суда Р.Ф. № 5 от 10 октября 2003года, положения Декларации становятся составной частью правовой системы.
Государство должно обеспечить многие права человека для всех людей, проживающих на его территории, которыми в полной мере могут пользоваться коренные народы коллективно и индивидуально (ст.1 Декларации ООН), но в то же время коренным народам государство предоставляет дополнительные права, определённые в данной Декларации. Государство обязано обеспечить соблюдение прав коренных народов, как путём предоставления эффективных средств правовой защиты, так и путём предотвращения нарушений прав человека. Но Администрации разных уровней имеют иное мнение.
Аналогичная ситуация возникла когда, члены ТОС проживающие в г.п. Быково, желавшие принять участие в выборах, имея в собственности и дома, и землю, платя налоги, принимая активное участие в общественной жизни городского поселения, так же были лишены этой возможности. Причиной этого явилось отсутствие в паспорте регистрационного штампа по месту жительства в г.п. Быково. В основном регистрация по адресам в г. Москва. Избирателей регистрируют по «штампу». То, что они здесь живут постоянно и у них здесь собственность, это в расчет не принимают.
Выборы депутатов в местный Совет депутатов, это выборы людей которые в дальнейшем будут распределять ранее собранные в виде налогов средства. От депутатов будет зависеть рачительность трат, улучшающих инфраструктуру посёлка.
Жители-собственники, а также члены их семей должны иметь законодательное право на участие в выборной компании по выбору депутатов всех уровней на административных территориях, месторасположения их собственности. Так как именно с участием их налоговых перечислений создаётся полноценный бюджет поселения. Но данная тема даже и не принимается к обсуждению, а не то, что к рассмотрению.
Особая тема заседания Совета депутатов. Оказывается, заседания могут быть и закрытыми. На них, наверное, депутаты обсуждают вопросы, составляющие государственную тайну.
Мы считаем, что присутствие на ВСЕХ ЗАСЕДАНИЯХ Совета депутатов представителей общественных организаций, в частности представителей ТОСов жизненно необходимо. Вопросы, обсуждаемые на заседаниях, затрагивают ту или иную группу жителей, да и просто любого селянина. ТОСы представляют интересы простых жителей, и жители должны знать, что происходит и что планируется в поселке и в какой плоскости пересекутся интересы Администрации и Совета депутатов с интересами жителей. Житель должен быть информирован, а значит вооружен.
Примером пересечения жизненных интересов может служить проект планов по многоэтажной коммерческой застройке частных территорий с полным безразличием к интересам их владельцев и рядом проживающих с ними соседей.
Активная позиция жителей поселка – это прежде всего – заслон коррупции. Ответственность депутатов – это рачительное распределение бюджета. Обоснованность трат – это залог благополучия поселка и его жителей.
Опыт работы ТОС «Центральный», пускай и непродолжительный, дает возможность сделать вывод, что местное самоуправление может быть эффективным средством контроля деятельности администрации на муниципальном уровне и, соответственно, снижения уровня коррупции на этом, возможно, самом важном уровне. Но одного желания населения для этого совершенно недостаточно. Необходим абсолютный контроль над исполнением, администраций муниципального уровня всех положений законодательных актов по местному самоуправлению. Контроль требуется как со стороны администрации более высокого уровня, так и со стороны прокуратуры.
Деятельность глав администраций должна оцениваться, в частности, не по формальным признакам исполнения соответствующих законов и местного устава, а по результатам опроса населения в контакте с ТОС. Также мы в праве считать, что следует повысить ответственность органов прокуратуры за исполнение законов и законодательных актов по местному самоуправлению. Отсутствие реакции на обращения граждан по поводу нарушений, или формальное реагирование, должно рассматриваться, как грубое пренебрежение своими обязанностями.
На наш взгляд, повышение требований по исполнению норм законодательных актов в области местного самоуправления, является необходимым условием для развития гражданского общества. Появлению массового фронта наступления на коррупцию в России.